Судья Храмов А.В. Дело № (первая инстанция)
Дело № (вторя инстанция)
УИД №№
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 31 августа 2022 года жалобу Плетнева Е. О. на постановление Административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ на решение судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.2 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» в отношении Плетнева Е. О.,
установила:
постановлением Административной комиссии при Администрации Устиновского района города. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № заместитель директора ООО «Аргон-19» Плетнев Е.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (далее – Закон УР №-РЗ), назначено наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>
Не согласившись с названным постановлением о назначении административного наказания, Плетнев Е.О. обратился с жалобой в Устиновский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики.
Решением судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление Административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Плетнев Е.О. просит отменить постановление Административной комиссии и решение районного суда, производство по делу прекратить, указывая на то, что автомобильная дорога вдоль многоквартирных жилых домов № и № по <адрес> не относится к общему имуществу многоквартирного дома, а является частью автомобильной дороги, предназначенной для проезда и пользования не только жителей домов № и 35 по <адрес>, но и жителей домов №, № и №, вследствие чего обязанность по содержанию автомобильной дороги лежит на собственнике МО «Город Ижевск».
Административной комиссией представлены письменные возражения на жалобу, в которых представитель административного органа просит оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании защитник Плетнева Е.О. доводы жалобы поддержала. Вместе с тем полагает, что имеются основания при назначении наказания применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением.
Ст.помощник прокурора Устиновского района города Ижевска Пушина Е.В. полагала постановление административной комиссии и решение судьи законными и обоснованными.
Проверив законность и обоснованность решения судьи районного суда и постановление должностного лица административного органа в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), исследовав материалы дела об административном правонарушении, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, прихожу к следующему выводу.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Закона УР №-РЗ непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий муниципальных образований работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости; влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно статье 33 Закона УР №-РЗ производство и исполнение по делам об административных правонарушениях осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 1.1 КоАП РФ).
На территории муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики действуют Правила благоустройства, утвержденные решением Городской думы города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила благоустройства города Ижевска).
Правила благоустройства города Ижевска устанавливают обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Настоящие Правила приняты в целях обеспечения права граждан на благоприятную среду обитания.
На основании пунктов 4.1, 4.2 Правил благоустройства города Ижевска физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. Ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
Содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляются в осенне-зимний период с 1 ноября по 14 апреля (пункт 4.3 Правил благоустройства города Ижевска).
Мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включают в себя: очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега (пункт 4.5.1 Правил благоустройства города Ижевска).
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил благоустройства города Ижевска установлено, что все тротуары, дворы с асфальтовым покрытием, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаются песком, песко-соляной смесью, ПГМ до 8 часов утра.
Все работы по уборке и содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства (в том числе территорий) в осенне-зимний период должны быть закончены к 8 часам утра. В результате выполнения мероприятий по содержанию и уборке должны быть обеспечены порядок и чистота. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (пункт ДД.ММ.ГГГГ Правил благоустройства города Ижевска).
Согласно пункту 4.6.3.5 Правил благоустройства города Ижевска снег при ручной уборке тротуаров у подходов к подъездам должен убираться полностью под скребок. Тротуары, за исключением тротуаров у подходов к подъезду, следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
В пункте 4.6.3.6 Правил благоустройства города Ижевска указано, что при возникновении скользкости должна быть обеспечена обработка покрытий тротуаров, пешеходных дорожек, проездов и дорожных покрытий песко-соляной смесью или противогололедными материалами в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации. Срок окончания всех работ по обработке песко-соляной смесью или противогололедными материалами не должен превышать 3 часов с момента образования зимней скользкости.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, по обращению Самариной Н.А. сотрудником прокуратуры Устиновского района города Ижевска совместно со специалистом ОГИБДД УМВД России по УР ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование придомовой территории многоквартирных жилых домов № и № по <адрес>. При осмотре территории прилегающей к многоквартирному жилому дому № по <адрес> выявлены факты нарушения требований Правил благоустройства города Ижевска, установлено, что не обеспечено систематическое содержание территории, прилегающей к объекту недвижимости, а именно, не осуществлена очистка от снега (имеется уплотненный снег и снежный накат) на внутри дворовом проезде с асфальтовым покрытием, в связи с чем, образовались снежные накаты, скользкость, что затрудняет движение транспортных средств, пешеходов и создает угрозу здоровью граждан. На момент осмотра работы по очистке территории от снега не производились.
Нарушения зафиксированы в акте осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ и акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии участков улично-дорожной сети города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, со схемами осмотра, планами границ земельного участка, фото-таблицами (административный материал №, л.д. 31-34).
По факту несоблюдения ООО «Аргон-19» Правил благоустройства города Ижевска должностным лицом – прокурором Устиновского района города Ижевска Файзуллиным Р.В. в присутствии привлекаемого лица – Плетнева Е.О. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 11.2 Закона УР № 57-РЗ (административный материал №, л.д. 2-4).
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что управление многоквартирными домами № и № по <адрес>, осуществляет ООО «Аргон-19».
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аргон-19» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (административный материал №, л.д. 44).
Из договора № М33/2019 управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ следует, что управляющая компания ООО «Аргон-19» обязуется оказывать услуги по управлению МКД № и выполнять работы по надлежащему содержанию земельных участков, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (административный материал №, л.д. 45-58).
В договоре № М35/2017 управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ содержатся аналогичные услуги по управлению МКД № (административный материал №, л.д. 59-72).
Согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, Плетнев Е.О. принят в ООО «Аргон-19» на должность главного инженера, дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность заместителя генерального директора по ЖКХ (административный материал №, л.д. 81-83).
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного постановлением Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ №, проезжая часть, расположенная у МКД №, № по <адрес>, не значится.
ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 11.2 Закона УР №-РЗ направлено на рассмотрение в Административную комиссию по Администрации Устиновского района города Ижевска (административный материал №, л.д. 1).
По факту нарушения Правил благоустройства города Ижевска Административной комиссией ДД.ММ.ГГГГ в присутствии должностного лица – заместителя генерального директора по ЖКХ ООО «Аргон-19» Плетнева Е.О. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 11.2 Закона УР №-РЗ (административный материал №, л.д. 96-97).
Постановлением Административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – заместитель генерального директора по ЖКХ ООО «Аргон-19» Плетнев Е.О. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона УР №-РЗ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 7 000 рублей (административный материал №, л.д. 98-101).
Несогласие Плетнева Е.О. с указанным постановлением послужило основанием для его обращения с жалобой в районный суд.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда пришел к выводам о доказанности материалами дела, наличия в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, об отсутствии процессуальных нарушений со стороны административного органа.
При рассмотрении жалобы должностного лица на постановление Административной комиссии, судья районного суда пришел к выводу об обоснованности привлечения Плетнева Е.О. к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона УР № 57-РЗ КоАП РФ, поскольку факт нарушения Правил благоустройства города Ижевска нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с должностной инструкцией заместитель генерального директора по ЖКХ ООО «Аргон-19» на Плетнев Е.О. обязан организовать работы по сохранности и содержанию жилищного фонда предприятия в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, обеспечению бесперебойной работы оборудования и устройств в жилых домах, надлежащее содержание элементов внешнего благоустройства, соблюдение санитарно-технических правил и противопожарных правил (административный материал №, л.д. 78-79).
Таким образом, Плетнев Е.О. являлся должностным лицом, выполняющим административно-хозяйственные функции в ООО «Аргон-19».
Виновность Плетнева Е.О. в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается: актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии участков улично-дорожной сети города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении Плетнева Е.О. и другими материалами дела
Материалами дела подтверждается, что Плетнев Е.О. допустил ненадлежащее проведение уборочных работ в зимний период, а именно: придомовая территория жилых многоквартирных домов №№, № по <адрес> не расчищена до твердого покрытия, в связи с чем, образовались снежные накаты, скользкость, что затрудняет движение транспортных средств, пешеходов и создает угрозу здоровью граждан.
Доказательств, объективно подтверждающих принятие Плетневым Е.О. всех зависящих от него мер по содержанию автомобильной дороги в зимней период, не представлено.
Выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Плетнева Е.О. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона УР №-РЗ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Таким образом, действия Плетнева Е.О. правильно квалифицированы по части 1 статьи 11.2 Закона УР № 57-РЗ.
Постановление, вынесенное административной комиссией, соответствует требованиям статьей 29.9-29.10 КоАП РФ, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы относительно того, что автомобильная дорога вдоль многоквартирных жилых домов № и № по <адрес> не относится к общему имуществу многоквартирного дома, а является частью автомобильной дороги, предназначенной для проезда и пользования не только жителей домов № № по <адрес>, но и жителей домов №, № и №, вследствие чего обязанность по содержанию автомобильной дороги лежит на собственнике МО «Город Ижевск», не могут быть признаны обоснованными.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в общее имущество входят не только общие помещения дома, но и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав общего имущества дома включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В материалы дела представлены достоверные доказательства, подтверждающие, что проезд вдоль жилых домов № и № по <адрес> входит в границы земельных участков, общей долевой собственностью собственников помещений в указанных многоквартирных жилых домах и в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации внутридомовый проезд относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом именно управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку сформированный земельный участок при жилых домах № и № по <адрес> в силу закона отнесен к общему имуществу собственников, обязанность по надлежащему содержанию которого возложена на управляющую компанию, оснований для возложения ответственности по очистке дороги от снега на Администрацию города Ижевска не имеется.
Иные доводы Плетнева Е.О. повторяют его процессуальную позицию, заявленную при обжаловании постановления Административной комиссии в районном суде, изложенным доводам уже дана надлежащая судебная оценка, оснований для переоценки выводов судьи районного суда не усматривается.
Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене состоявшихся по настоящему делу постановления и решения судьи, в жалобе не содержится.
Довод защитника о возможности применения к данному делу об административном правонарушении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ является несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в названных нормах Кодекса.
В рассматриваемом случае правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило обращение физического лица, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что согласуется с требованиями пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Кроме того в дело не представлены доказательства, что ООО «Аргон-19» отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 и статьи 3.4 КоАП РФ, в настоящем деле отсутствует, в связи с чем правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ правонарушениях не усматривается.
Административное наказание назначено Плетневу Е.О., согласно санкции, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона УР №-РЗ, в соответствии с положениями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ.
Постановление вынесено Административной комиссией в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ,
решила:
постановление Административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.2 Закона УР 57-РЗ в отношении Плетнева Е. О. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 КоАП РФ в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Копия верна: Судья