Производство № 2-2335/2022
УИД 28RS0004-01-2022-000852-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Гоковой И.В.,
при секретаре Демьяненко И.В.
с участием ответчика - ЭА, представителя - ОА
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МН к ЭА о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
МН обратилась в суд с исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № ***
Ответчик, являясь собственником вышерасположенной квартиры № *** в данном доме, в отсутствие законных оснований произвел перепланировку и переустройство, установив душевую кабину и унитаз над жилой комнатой квартиры № ***, в результате чего была изменена конфигурация квартиры и расположение инженерных сетей.
Тем самым ответчиком допущено нарушение требований п. 9.22 ст. 9 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные», п. 3.8. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 17.10 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». В соответствии с указанными нормами в жилых зданиях не допускается расположение ванных комнат и туалетов непосредственно над жилыми комнатами, а также расположение инженерных коммуникаций, которые не были предусмотрены проектом.
Согласно ответу ГЖИ Амурской области № 2879 от 26.10.2018 года был установлен факт незаконной перепланировки в квартире № ***, ответчику выдано предписание на восстановление квартиры в соответствии с техническим паспортом.
Ввиду того, что переустройством было затронуто общее имущество собственников помещений многоквартирного дома - инженерные коммуникации, ответчик должен был получить согласие собственников на выполнение данного вида работ. Истец своего согласия на переустройство инженерных коммуникаций не давала, на общем собрании собственников с соответствующей повесткой дня участия не принимала.
Вышеуказанными незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, размер которого истцом оценивается в 100 000 рублей.
Основываясь на изложенных обстоятельствах, ссылаясь в обоснование заявленных требований на положения ст.ст. 25, 26, 29 ЖК РФ, ст. 151 ГК РФ истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, а также понесенные по делу судебные расходы, а именно расходы по оплате услуг представителя в размере 50 000 рублей, расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 1 500 рублей, почтовые расходы в размере 500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании ответчик ЭА, его представитель ОА возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив, что перепланировка и переустройство, которые ответчик произвел в своей квартире, узаконены в судебном порядке. Доказательств нарушения личных неимущественных прав или нематериальных благ истца действиями ответчика, не представлено, в связи с чем, требование истца к ответчику о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.
В судебное заседание не явились истец МН, представители третьих лиц ООО «Амуркомсервис», Управления ЖКХ г. Благовещенска. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки не сообщили. Доказательств уважительности причин неявки не представили. На основании ст. 35, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом положений ст. 154 ГПК РФ, устанавливающей сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав доводы ответчика, его представителя, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения ст. 2 ГПК РФ, определяя цели и задачи гражданского судопроизводства, также указывают, что гражданское судопроизводство имеет своей целью защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Таким образом, из вышеуказанных норм ГК РФ и ГПК РФ следует, что нарушенные права, свободы и законные интересы граждан могут быть восстановлены в судебном порядке. Однако, защите подлежат лишь те права, свободы и законные интересы, которые нарушены.
В качестве основания для взыскания компенсации морального вреда истцом указаны действия ответчика, выраженные в незаконной перепланировке и переустройстве своей квартиры.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.03.2005 года, истцу на праве общей долевой собственности в размере 1/3 доли в праве принадлежит жилое помещение – квартира № ***, расположенная на пятом этаже многоквартирного дома по адресу: ***.
Ответчик ЭА является собственником квартиры № ***, расположенной на шестом этаже в указанном доме, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости.
Из представленных доказательств судом установлено, что в 2018, 2019 гг. собственник квартиры № *** ЛИ обращалась в Управление ЖКХ г. Благовещенска, ГЖИ Амурской области с целью принятия мер реагирования в отношении ответчика – собственника квартиры № *** в данном доме, который нарушил правила переустройства жилых помещений, разместив санузел над жилой комнатой нижерасположенной квартиры, принадлежащей заявителю, в связи с чем, произошел ее залив.
В результате проверки установлен факт самовольной перепланировки и переустройства в квартире № ***, на собственника квартиры ЭА применены меры административного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, выдано предписание о восстановлении квартиры в соответствии с техническим паспортом.
В дальнейшем ответчиком были приняты меры к легализации перепланировки и переустройства принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения.
На заседании комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые были рассмотрены представленные ЭА документы и принято решение № 23 от 01.03.2019 года об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры № ***.
Данное решение было обжаловано ЭА в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда Амурской области от 25.04.2019 года по гражданскому делу № 2-3671/2019 решение администрации города Благовещенска № 23 от 01.03.2019 года об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения - квартиры № *** признано незаконным.
Квартира № *** сохранена в перепланированном и переустроенном состоянии, в соответствии с проектом, выполненным ООО «Амургражданпроект»: разобран шкаф; разобрана перегородка между кладовой и туалетом; выполнены новые перегородки из ГВЛ по металлическому каркасу; пробит проем в перегородке; зашиты проемы в перегородках ГВЛВ; разобрано перекрытие в туалете; отопление квартиры предусмотрено от существующих стояков (отопительные приборы радиаторы); вентиляция существующая, через вентиляционные каналы; отвод сточных вод в существующие канализационные стояки; водоснабжение выполнено от существующих стояков, с установкой счетчиков.
Данным решением установлено, что перепланировка и переустройство, которые выполнены в квартире № *** не нарушают прав и законных интересов других лиц, соответствуют требованиям безопасности, не угрожают жизни и здоровью людей.
На основании указанного решения суда в техническом паспорте жилого помещения - квартиры № *** аннулирована запись о самовольном переоборудовании помещения.
Кроме того, 23.04.2019 года представителями управления ЖКХ г. Благовещенска и ООО «Аква-Имидж» в присутствии собственника ЭА был осуществлен осмотр квартиры № ***. В результате осмотра установлено, что в помещениях гардеробной и жилой комнаты площадью 15,6 кв.м, отсутствуют санитарно-технические приборы, а также отсутствуют системы водоснабжениям, канализации. Жилое помещение соответствует техническому паспорту. Составлен акт осмотра, к акту прилагаются фотоматериалы.
На основании п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
М оральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В силу положений абзаца 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При этом ст. 150 ГК РФ раскрывает понятие нематериальных благ, к которым относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействиями), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом условий или оснований ответственности при наличии вреда (физических и (или) нравственных страданий как следствия нарушения личных неимущественных прав); неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерным действием и наступлением морального вреда; вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершеннолетия процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства причинения ей ответчиком физических или нравственных страданий, то есть сам факт вреда не доказан, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по перепланировке, переустройству принадлежащего ему жилого помещения и нарушением личных неимущественных прав либо других нематериальных благ истца; не приведено мотивов, в чем именно заключались нравственные или физические страдания истца.
Обстоятельства, установленные судом, связанные с переустройством и перепланировкой в квартире ответчика, не свидетельствуют о посягательстве на нематериальные блага истца, в том числе те, которые прямо названы в п. 1 ст. 151 ГК РФ.
Как установлено при рассмотрении дела произведенные ответчиком переустройство, перепланировка, не нарушают права и законные интересы иных лиц, их законность подтверждена в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований МН
В силу ст. 98 ГПК РФ, при отказе в удовлетворении исковых требований, судебные издержки возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований МН к ЭА о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Гокова
Решение в окончательной форме составлено 30.03.2022 года