Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1981/2023 ~ М-1448/2023 от 30.03.2023

Дело №2-1981/2023

64RS0045-01-2023-001938-15

Решение

Именем Российской Федерации

24 апреля 2023 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,

при ведении протокола секретарём Рашидовым М.М.,

с участием помощника прокурора Кировского района г. Саратова ШитовойЕ.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марксовской межрайонной прокуратуры Саратовской области в интересах Морозовой Любови Владимировны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо – министерство финансов Саратовской области, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

прокурор Марксовской межрайонной прокуратуры <адрес> обратился в суд в интересах Морозовой Л.В. с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма. В обоснование требований указал, что Морозова Л.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно распоряжению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Р Морозова Л.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма жилого помещения из государственного жилищного фонда области. До настоящего времени Морозова Л.В. жилым помещением не обеспечена. Ответчиком решение о предоставлении жилого помещения не принято, жилое помещение не предоставлено. Прокурор Марксовской межрайонной прокуратуры <адрес> просит суд обязать ответчика предоставить Морозовой Л.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области общей площадью не менее 30 кв.м на территории <адрес>.

Истец Морозова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Помощник прокурора <адрес> Шитова Е.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство финансов <адрес> о месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Срок действия договора найма предоставляемого специализированного жилого помещения составляет пять лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вступившая с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно положениям абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На территории <адрес> обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется <адрес> -ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» (далее – <адрес> -ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23лет (далее – лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 3).

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. <адрес> -ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее – специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет. Принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.

В ст. <адрес> -ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в законодательстве обстоятельств. Таким образом, у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства с момента присвоения специального статуса. Указанное право носит заявительный характер, с момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению такому гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

Согласно материалам дела Морозова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении, копией справки о рождении.

Согласно распоряжению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> -Р от ДД.ММ.ГГГГ Морозова Л.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.

Сведений о том, что истец улучшила свои жилищные условия, в результате чего утратила основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено.

На момент обращения в суд с иском Морозова Л.В. не достигла возраста 23лет, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма из государственного жилищного фонда области была поставлена в возрасте до 18лет. При этом ей не было предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения при достижении возраста 18 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Согласно ч.1.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе однократно по заявлению, поданному в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области либо по письменному согласию предоставить такое право уполномоченному государственному органу области.

На основании указанных положений закона, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Таким образом, Морозова Л.В. может быть обеспечена жилым помещением из специализированного государственного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м, которая предусмотрена <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗCO «О предоставлении жилых помещений в <адрес>».

Нахождение Морозовой Л.В. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилое помещение не предоставлено.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании приведенных положений закона, оценивая все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в интересах Морозовой Л.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Марксовской межрайонной прокуратуры Саратовской области в интересах Морозовой Любови Владимировны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области удовлетворить.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Морозовой Любови Владимировне (паспорт ) благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30квадратных метров, по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 02 мая 2023 года.

Судья Е.Ю. Гурылева

2-1981/2023 ~ М-1448/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маркосовская межрайонная прокуратура
Морозова Любовь Владимировна
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Другие
Министерство финансов Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Гурылева Екатерина Юрьевна
Дело на странице суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее