Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-837/2023 ~ М-661/2023 от 07.08.2023

№ 2-837/2023

УИД62RS0010-01-2023-000847-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2023 года г. Касимов

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Степановой А.П., при секретаре Поповой О.А.,

с участием представителя истца – заместителя Касимовского межрайонного прокурора Горюхиной А.В.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования – городской округ город Касимов – Земцова В.А., действующего на основании доверенности от 20 апреля 2023 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело №2-837/2023 по иску Касимовского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области о возложении обязанности по постановке газопровода в качестве бесхозяйного,

УСТАНОВИЛ:

Касимовский межрайонный прокурор обратился в Касимовский районный суд с исковым заявлением к администрации МО-ГО г. Касимов о возложении на ответчика обязанность обратиться в орган, осуществляющий госрегистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – газопровода низкого давления в <адрес>, расположенного по адресу: от дома 2 по <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленного иска указано, что Касимовской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры области и обращению С. А.А. по вопросам аварийного состояния бесхозяйного газопровода в <адрес>. Согласно сведениям АО «Газпром газораспределение Рязанская область» в АО уже поступало обращение от С. А.А. по вопросу технического состояния надземного газопровода низкого давления, расположенного по указанному адресу. По факту обращения сотрудниками филиала общества в Касимовском районе был осуществлен технический осмотр газопровода, по результатам которого выявлено отклонение стоек от оси газопровода, что послужило причиной провисания его отдельных участков. Газопровод предназначен для газоснабжения 2-х квартирного жилого дома по адресу: <адрес>. В связи с отсутствием информации о собственнике газопровода Обществом было направлено письмо в адрес администрации МО-ГО г. Касимов о рассмотрении возможности признания газопровода бесхозяйным имуществом с целью дальнейшего оформления его в муниципальную собственность и заключения договора на техническое обслуживание газопровода. В ходе проверки также был опрошен главный инженер филиала Т. А.И., который пояснил, что в сентябре 2022 года в филиал поступило около 70 обращений С. А.А. в течение 12 часов по вопросу эксплуатации, как он считает, аварийного газопровода, указанного выше. Из объяснений Т. А.И. следует, что утечек в газопроводе не обнаружено, пояснить является ли указанный объект аварийным он не может, газопровод является газопроводом низкого давления и не является опасным производственным объектом; при его вводе в эксплуатацию Ростехнадзором акт приемки законченного строительством объекта не подписывался; степень износа газопровода невозможно установить, в связи с отсутствием сведений о дате его ввода в эксплуатацию, обществом он не обслуживается.

Ранее межрайонной прокуратурой 10.10.2022г. в адрес администрации МО-ГО г. Касимов вносилось представление об устранении нарушений законодательства о собственности, по результатам которого надлежащих мер по признанию объектов газоснабжения, в т.ч. указанного, в качестве бесхозяйных не принято. В соответствии с законодательством РФ газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво-и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. В случае ненадлежащего использования газовых сетей, отсутствия должного контроля за их техническим состоянием могут возникать чрезвычайные ситуации. В связи с чем, бездействие администрации, связанное с не постановкой на учет бесхозяйного газопровода, не допустимо. Конкретизировать круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться в будущем, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела, невозможно. В связи с этим на основании ст.45 ГПК РФ прокурор обратился с иском в суд.

Представитель истца – заместитель Касимовского межрайонного прокурора Горюхина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме

Представитель ответчика – администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Земцов В.А. возражал в удовлетворении исковых требований. Пояснил суду, что бюджет муниципального образования – городской округ горд Касимов является дотационным, бюджет на 2023 год уже сформирован, в связи с чем у них отсутствует в настоящее время исполнить решение суда.

Суд с учетом мнения представителя истца на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

Участие в деле прокурора регламентируется ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей, что в гражданском процессе прокурор выступает в качестве процессуального истца, действующего в защиту лица, чьи права нарушены.

Пунктами 1, 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года №931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).

В соответствии с п. 3 указанного Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

Согласно пункту 5 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. №931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 9 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.

При этом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Пунктом 5 названного Порядка принятии яна учет бесхозяйных недвижимых вещей предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).

Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.

Трубопроводом является сооружение, которое предназначено для транспортирования жидких и газообразных веществ, твердого топлива и иных твердых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы. Им является совокупность деталей и сборочных единиц с относящимися к ним элементами - коллекторами, тройниками, переходами, отводами, арматурой и т.п. (п. 3.26 СП 73.13330.2016, п. 3.6 РД ЭО 0586-2004).

Трубопровод относится к линейным объектам, то есть сооружениям. Последние являются недвижимыми вещами (п. 1 ст. 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации), что определяется их прочной связью с землей, то есть их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. 10, 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основываясь на положениях п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор в исковом заявлении указал, что на орган местного самоуправления возлагается обязанность по выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, которую ответчик в настоящем случае не исполнил.

Согласно ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.8.1 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что по поручению Прокуратуры Рязанской области от 21.03.2023г. Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращениям Середина А.А. по вопросам аварийного состояния бесхозяйного газопровода в <адрес>, бездействия органов местного самоуправления и предприятия газового хозяйства.

В адрес И.о. главы администрации МО-ГО г. Касимов Андреевой С.В. Касимовским межрайонным прокурором 10.10.2022г. было внесено представление об устранении нарушений законодательства о постановке на учет бесхозяйных объектов ЖКХ.

На внесенное представление 24.11.2022г. дан ответ, из которого следует, кроме прочего, что 03.10.2022г. администрацией получено заявление АО «Газпром газораспределение Рязанская область» о выявлении бесхозяйных объектов газоснабжения (80 шт.). В целях подачи заявления о постановке на учет и последующей регистрации права муниципальной собственности данных объектов проводятся необходимые мероприятия по подготовке запроса в АО «Газпром газораспределение Рязанская область» для получения имеющейся технической документации, уточнения схем расположения объектов и года ввода их в эксплуатацию, запросов в целях получения документов, подтверждающих, что объект не имеет собственника в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской, Рязанской и Орловской областях, Министерство имущественных и земельных отношений РО, администрацию Касимовского муниципального района и ГБУ РО «Государственный архив Рязанской области». Проведение мероприятий по постановке сооружений на государственный кадастровый учет требует значительных затрат из местного бюджета; средства на данные расходы запланированы на 2023 год.

04.10.2022г. за № филиалом в Касимовском районе АО «Газпром газораспределение Рязанская область» в адрес начальника УКС И ЖКХ администрации МО-ГО г. Касимов направлено письмо о рассмотрении, с целью недопущения возникновения аварийной ситуации на газопроводе, возможности постановки газопровода на учет в Росреестре как бесхозяйного имущества для дальнейшего оформления права муниципальной собственности на объект и появления возможности проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту газопровода в рамках договорных отношений.

Согласно Перечня сетей газоснабжения, не имеющих собственника, по состоянию на 27.03.2023г., расположенных в <адрес>, газопровод низкого давления (0,005) по адресу: <адрес>, имеет заложение: надземное, дата ввода в эксплуатацию 30.01.1998г., давление МПа 0,005, диаметр 25/3.2, протяженность 65 м.

27.03.2023г. Касимовскому межрайонному прокурору заместителем главы администрации МО-ГО г. Касимов К. А.И. сообщено, в том числе и том, что на основании обращения АО «Газпром газораспределение Рязанская область» по объектам газоснабжения, собственник которых не установлен, в 2022г. в целях подачи заявления о постановке на учет и последующей регистрации права муниципальной собственности направлены запросы в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской, Рязанской и Орловской областях, Министерство имущественных и земельных отношений РО, администрацию Касимовского муниципального района и ГБУ РО «Государственный архив Рязанской области». До настоящего времени газовые сети бесхозяйными в установленном законодательством порядке не признавались, в муниципальную собственность не оформлялись. Финансирование на проведение кадастровых работ в целях последующей постановки объектов на учет в качестве бесхозяйных и регистрации права муниципальной собственности запланировано на 2023г.

В ходе проведенной Касимовской межрайонной прокуратурой проверки были взяты объяснения 23.03.2023г. у главного инженера филиала АО «Газпром газораспределение Рязанская область» Т. А.И., который пояснил, что в сентябре 2022 года в филиал поступило около 70 обращений С. А.А. в течение 12 часов по вопросу эксплуатации, как он считает, аварийного газопровода в <адрес>. Сотрудниками филиала был осуществлен выезд на место, в ходе которого установлено отклонение стоек от оси газопровода, что послужило причиной провисания его отдельных участков. Из объяснений Т. А.И. следует, что утечек в газопроводе не обнаружено, пояснить является ли указанный объект аварийным он не может, поскольку не обладает специальными познаниями, филиал заключает договоры со специализированными организациями на прохождение экспертизы и пригодности дальнейшей эксплуатации в отношении газопроводов, находящихся в собственности. Данный газопровод является газопроводом низкого давления и не является опасным производственным объектом; при его вводе в эксплуатацию Ростехнадзором акт приемки законченного строительством объекта не подписывался; степень износа газопровода невозможно установить, в связи с отсутствием сведений о дате его ввода в эксплуатацию, обществом он не обслуживается. В связи с чем филиалом 04.10.2023г. направлена информация в администрацию МО-ГО г. Касимов с целью постановки его на учет.

Согласно сообщения из ППК «Роскадастр» по Рязанской области от 22.08.2023г. № в ЕГРН отсутствуют сведения о надземном газопроводе низкого давления, расположенного по адресу: <адрес>. В ЕГРН содержатся сведения о сооружении с К№ (газопровод протяженностью 5209м), расположенном в <адрес>, Сведения о правообладателях данного объекта в ЕГРН отсутствуют.

Из ответа администрации Касимовского муниципального района Рязанской области от 28.08.2023г. № следует, что указанный выше газопровод в Реестре муниципальной собственности Касимовского муниципального района отсутствует.

Согласно сообщения АО «Газпром газораспределение РО» от 22.08.2023г. № газопровод не является собственностью АО «Газпром газораспределение Рязанская область» и не эксплуатируется обществом; информацией о собственнике газопровода общество не располагает.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской, Рязанской и Орловской областях сообщением от 21.08.2023г. № информировало суд, что в реестре федерального имущества сведения об объекте учета – надземного газопровода низкого давления, указанного выше, отсутствуют.

Филиал в Касимовском районе АО «Газпром газораспределение РО» 27.09.2023г. сообщил о том, что спорный газопровод не принадлежит Газпрому и сведения о собственнике газопровода в филиале отсутствуют.

05.10.2023г. филиалом также дан ответ, что надземный газопровод низкого давления, являющийся предметом рассмотрения, в состав сооружения с К№ (газопровод протяженностью 5209м), расположенного в <адрес>, не входит.

Из сообщения Министерства имущественных и земельных отношений от 09.12.2022г. № следует, что газопровод низкого давления не проходил процедуру учета и в реестре государственного имущества Рязанской области не числится.

Государственный архив 21.12.2022г. № сообщил, что в архивный фонд Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федерального БТИ» технические паспорта, изготовленные до 01.01.2013г. на газопровод низкого давления по указанному в тексте адресу на хранение не поступали.

Таким образом, установлено, что надземный газопровод низкого давления по адресу: <адрес> является бесхозяйным объектом, собственника не установлено, в реестре муниципальной, государственной и федеральной собственности не значится, процедура постановки данного газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта не проводилась.

Бездействие администрации МО-ГО г. Касимов по непринятию мер к обращению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного указанного газопровода, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ.

Суд учитывает, что объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в т.ч. газы, не могут эксплуатироваться без принадлежности к кому-либо, а поэтому в обязательном порядке должны быть приняты на учет и зарегистрированы в установленном законом порядке, согласно требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 №931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

Учитывая изложенное, суд считает, что требования Касимовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исходя из необходимости подготовки ответчиком соответствующих документов, перечень которых определен пунктом 30 Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 №1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости", с учетом характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ, принципа разумности, суд находит необходимым установить срок устранения указанных нарушений в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Касимовского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области о возложении обязанности по постановке газопровода в качестве бесхозяйного удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования - городской округ город Касимов (ИНН) обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – газопровода низкого давления расположенного по адресу: <адрес>

Установить срок для исполнения решения суда - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение в течение месяца со дня составления мотивированного может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда с подачей жалобы, представления, через Касимовский районный суд Рязанской области.

Судья: подпись.

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2023 года.

<данные изъяты>

Судья А.П. Степанова

2-837/2023 ~ М-661/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Касимовский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального образования - городской округ город Касимов
Другие
АО "Газпром газораспределение Рязанская область"
Суд
Касимовский районный суд Рязанской области
Судья
Степанова Анна Петровна
Дело на странице суда
kasymovsky--riz.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2023Предварительное судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
12.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2024Дело оформлено
10.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее