Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-154/2023 (2-6120/2022;) от 10.11.2022

27RS0002-01-2021-001450-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2023 года                                                                                       г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Лубсановой С.Б., при секретаре Сахаровской Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-154/2023 по исковому заявленю Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

        Заместитель Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по оборудованию прикотельной территории , расположенной по адресу: <адрес>, военный городок , мест складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

        Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения Жилищно-коммунальной службой №10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу экологического законодательства было установлено, что отходы, образующиеся от сжигания угля – золошлаки, хранятся в открытом грунте на необорудованной площадке, что приводит к загрязнению почвы, окружающей среды и атмосферы, создает неблагоприятную санитарно – эпидемиологическую обстановку, а также способствует возникновению и развитию у граждан дыхательных и инфекционных заболеваний.

В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Явников И.Е. по доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ, одновременно представляющая интересы ФГБУ ЦЖКУ МО РФ по Восточному военному округу, ЖКС №10 филиала ФГБУ ЦЖКУ МО РФ по Восточному военному округу по доверенности Каурова О.Б. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку учреждение не является обязанным осуществлять строительство объектов указанных в иске, после отмены решения кассационной инстанцией новых доказательств истцом не представлено.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства Обороны РФ по доверенности Мирошникова С.Б. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Направила письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что военный прокурор не праве вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность Министерства обороны РФ, на неисполнимость решения, так как котельные находятся в разных районах Республики Бурятия.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

        Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 25.02.2022 исковые требования Заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворены. Постановлено: Обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории котельной , расположенной по адресу: <адрес>, военный городок , в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 30.05.2022 решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 25.02.2022 оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2022 решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 25.02.2022, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 30.05.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

    Судом установлено, что в соответствии с актом о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ за ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество – котельная , расположенная по адресу: <адрес>, военный городок . С ДД.ММ.ГГГГ теплогенерирующий объект Министерства обороны РФ фактически эксплуатируется ЖКС №10.

    Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона с привлечением специалистов 718 Регионального экологического центра Минобороны России (по восточному военному округу) проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой №10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что отходы, образующиеся от сжигания угля - золошлаки, хранятся в открытом грунте на необорудованной площадке в соответствии с требованиями п. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 - оборудовать площадку для временного накопления золошлаковых отходов в соответствии с требованиями п.3.6., 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 до 01.08.2021.

Вместе с тем указанный СанПиН утратил силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утвердившего СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Согласно п. 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основными целями деятельности данного учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным кодексом.

В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На основании п. 21 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» в отношении закрепленного за ним па праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства обороны.

Тем самым, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не осуществляет строительство каких-либо объектов, в том числе, строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с п.1 которого указанное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (пп.71 п.7 Положения).

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, именно Министерство обороны РФ должно нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу положений ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.

Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно с ч. 1 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

В соответствии п. 6 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Пунктом 215 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрены основные способы складирования отходов и предусматривает, что временное складирование отходов в зависимости от технологической и физико-химической характеристики, допускается в том числе, на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).

Согласно п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Как указывает истец, непосредственным осмотром территории котельных, с привлечением специалистов 718 Регионального экологического центра Минобороны России (по Восточному военному округу), установлено, что отходы, образующиеся от сжигания угля - золошлаки, хранятся в открытом грунте на необорудованной площадке.

Исходя из требований ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Между тем, в нарушение указанного, прокурором доказательств нарушения ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, суду не представлено.

Непосредственный осмотр территории котельной.. . прокурором таким доказательством являться не может.

Согласно ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2004 №370, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №400, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Из материалов дела следует, что вопросы, касающиеся наличия угрозы для жизни или здоровья людей, и требующие специальных познаний в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, прокурором при проведении проверки не исследовались.

Кроме того, интерес материального истца должен носить материально-правовой характер, подтверждаться соответствующими доказательствами, как должно доказываться нарушение конкретного, а не абстрактного права заинтересованного лица.

Прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в силу статей 3, 45, 131 ГПК РФ должен был указать, какое именно нарушение (реальная угроза нарушения) конкретного, а не абстрактного права неопределенного круга лиц, имеет место быть и какое конкретное право, нематериальное благо подлежит защите.

Вместе с тем, прокурором доказательств превышения в атмосферном воздухе на территории военного городка уровня загрязняющих веществ, что свидетельствовало бы о нарушении прав неопределенного круга лиц и причинения этому кругу лиц вреда, суду не представлено.

Согласно п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Прокурором же при обращении в суд с иском такой вопрос не ставился.

Также, обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор не указал какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник.

Требуя от Министерства обороны РФ как собственника имущества – котельной, строительства мест накоплений и хранения золошлаковых отходов, военный прокурор не указал, почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно строительством указанных мест.

Кроме того, истец не указал и объемы работ, затрат, которые должен произвести собственник для исполнения решения суда.

При этом указание стороны истца на то, что собственник сам определит объемы работ и затрат при исполнении решения суда, судом не принимается во внимание, так как в соответствии с разъяснениями п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств; в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.

Суд также принимает во внимание недоказанность представления прокурора прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц применительно к требованиям части 1 статьи 45 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья:                                                C.Б. Лубсанова

2-154/2023 (2-6120/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Жилищно-коммунальная служба № 10 ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу
Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Лубсанова С.Б.
Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
10.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.11.2022Передача материалов судье
14.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2022Подготовка дела (собеседование)
28.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2022Судебное заседание
11.01.2023Судебное заседание
18.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2023Дело оформлено
01.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее