Дело № 21-5/2023 (21-627/2022)
Судья: Красильникова С.А.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
12 января 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» Курочкина К.Е. на постановление начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск от 27 января 2022 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном статьей 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношенииМУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска»,
установил:
постановлением начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск № от 27 января 2022 года МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 мая 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 30 июня 2022 года решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 мая 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 августа 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 13 октября 2022 года решение судьи городского суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 ноября 2022 года постановление начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск № от 27 января 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» Курочкин К.Е. просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить.
В обоснование жалобы указывает, что в действиях предприятия отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарск» осуществляет все необходимые действия для разработки проекта ЗСО и получения санитарно-эпидемиологического заключения; заявленное в ходе рассмотрения жалобы защитником ходатайство о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности судьей в нарушение статьи 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не рассмотрено.
В судебное заседание законный представитель МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска», защитник Хамутбаев А.А., Курочкин К.Е., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явились.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, влечет административное наказание.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В соответствии с пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в пункте 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных (пункт 1.14 СанПиН).
В силу п. 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» осуществляет обеспечение населения, коммунально-бытовых, промышленных предприятий города Новочебоксарска водой, хозяйственно-питьевого, технического назначения, а также прием и отвод сточных вод; удаление сточных вод, отходов; производство, передачу и распределение пара и горячей воды.
Из материалов дела следует, что на основании решения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Новочебоксарске № от 27 июля 2021 годапроведена плановая выездная проверка МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарск», распложенного по адресу: <адрес>.
По результатам проверки составлен акт выездной плановой проверки № от 16 августа 2021 года (л.д. 74-79).
Из указанного акта следует, что в ходе проверки (в период с 3 августа по 16 августа 2021 года) должностным лицом выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, не доработан проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения города Новочебоксарска (р. Волга) в установленном порядке с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источников водоснабжения (р. Волга) в установленном порядке; не получено санитарно-эпидемиологическое заключение по указанному проекту; не установлена зона санитарной охраны источника водоснабжения.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий, в том числе путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях расположенных в зонах унитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отражением границ этих земель на градостроительной документации.
В ходе рассмотрения представленного проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска 1994 года установлено, что в составе данного проекта отсутствует план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО с учетом существующего (развития территории и его санитарного состояния. Разрабатываемые в последующем проекты не соответствовали требованиям санитарного законодательства.
В связи с вышеизложенным, в настоящее время проект зон санитарной охраны с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО с учетом изменившихся унитарных условий не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его требованиям санитарного законодательства. Зоны санитарной охраны не установлены, мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника в границах II-III поясов не реализуются, что создает действительную непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, является нарушением ст. ст. 11, 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.13, 1.14 СанПиН 2.1.4.1110-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 21 октября 2021 года в отношении МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» протокола об административном правонарушении и вынесении 27 января 2022 года постановления о привлечении указанного предприятия к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт нарушения МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьей 26.11 Кодекса РФ об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы (об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения) аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, являлись предметом оценки судьи районного суда и мотивированно отклонены. Судом принято во внимание, что договор № 69 на оказание услуг по разработке проекта организации зон санитарной охраны источника водоснабжения города Новочебоксарска был заключен МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» (заказчик) и ООО «Инжпроектстрой» в 2020 году, до настоящего времени, при наличии уведомления об отказе в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения от 20 августа 2020 года в названный договор изменения не внесены, договор не расторгнут, меры по исполнению другого исполнителя не приняты.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и суд первой инстанции сочли, что МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Из доводов поданной в Верховный Суд республики жалобы, в том числе о том, что предприятие осуществляет все меры для разработки проекта ЗСО и получения санитарно-эпидемиологического заключения, что отказ в выдаче данного заключения оспорен в арбитражном суде, не следует, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из материалов дела следует, что МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» (заказчик) и ООО «<данные изъяты>» заключили договор 19 мая 2020 года № по оказанию услуг по разработке проекта организации зон санитарной охраны источника водоснабжения города Новочебоксарска в соответствии с техническим заданием.
Во исполнение договора общество разработало проект зон санитарной охраны (далее - ЗСО), получено экспертное заключение учреждения от 30.06.2020 №.
Общество обратилось в территориальный отдел управления с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.
Уведомлением от 20 августа 2020 года № обществу отказано в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, поскольку проект ЗСО не соответствует требованиям Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Полагая, что указанное уведомление не соответствуют закону, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 20 июля 2021 года по делу № в удовлетворении требований ООО «<данные изъяты>» к ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в г. Новочебоксарске о признании недействительным уведомления об отказе в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения № от 20 августа 2020 года и об устранении допущенного нарушения, отказано.
Постановлением Первого апелляционного суда от 28 октября 2021 года и постановлением арбитражного суда кассационной инстанции Волго-Вятского округа от 17 февраля 2022 года решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20 июля 2021 года оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2022 года обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По данному делу МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» было привлечено к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды установили, что спорная проектная документация не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, пришли к выводу, что оспариваемое уведомление соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере осуществления экономической деятельности.
Таким образом, отказ административного органа в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения не приостанавливал обязанность предприятия по разработке проекта и получения указанного заключения.
Участие в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в арбитражном процессе не свидетельствует о том, что предприятием предпринимаются все необходимые действия для разработки проекта ЗСО и поучения санитарно-эпидемиологического заключения, как о том указано в жалобе.
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о принятии предприятием необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение санитарно-эпидемиологических требований, не имеется.
При таких обстоятельствах должностное лицо и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии предприятия объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что судом грубо нарушены требования положений статьи 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку не было рассмотрено заявленное в письменной форме ходатайство о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, подлежат отклонению, поскольку изложенное ходатайство по существу являлось требованием об оценке представленных в дело доказательств, которая проводится судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, являются несостоятельными.
Правонарушение выявлено 16 августа 2021 года, о чем составлен акт от 16 августа 2021 года.
Таким образом, срок давности привлечения МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» к административной ответственности за административное правонарушение, совершенное 16 августа 2021 года, на момент вынесения должностным лицом постановления дата, не истек.
Постановление о привлечении МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановлений, по делу не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск от 27 января 2022 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношенииМУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» оставить без изменения, жалобу защитника Курочкина К.Е., действующего в интересах МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова