Дело № 2-530/2023
УИД 75RS0021-01-2023-000777-33
Категория дела 2.093
решение
именем Российской Федерации
21 ноября 2023 года с. Улеты
Улетовский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Гарголло А.Ю.
при секретаре Цыдыпове Б.Б.
с участием представителя истца помощника прокурора Улетовского района Кожемякиной А.С.,
представителя ответчика ГУЗ «Улетовская центральная районная больница» Капустина С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в интересах Тараевой Галины Григорьевны к государственному учреждению здравоохранения «Улетовская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности по организации ежемесячного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями и взыскании расходов, понесенных при оплате стоимости лекарственных препаратов и медицинских изделий,
установил:
истец прокурор Улетовского района Забайкальского края, действуя в интересах Тараевой Г.Г., обратился в Улетовский районный суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Улетовского района по обращению Тараевой Г.Г. проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан ГУЗ «Улетовская ЦРБ», Министерством здравоохранения Забайкальского края. Установлено, что Тараева Г.Г. прикреплена для оказания первичной медико-санитарной помощи к ГУЗ «Улетовская ЦРБ», является инвалидом, имеет право на получение льготного лекарственного обеспечения за счет федерального и регионального бюджета. Согласно основной заявке ГУЗ «Улетовская ЦРБ» нуждается в получении следующих лекарственных препаратов и медицинских изделий: тест полоски Акку Чек Акив № 50 1 упаковка на 1 месяц, аторвастатин 20мг № 30 1 таблетка 1 раз в сутки 1 упаковка на 1 месяц, клопидогель 75мг № 28 1 таблетка 1 раз в сутки 1 упаковка на 1 месяц, виндаглиптин 50мг № 28 1 таблетка 1 раз в сутки 1 упаковка на 1 месяц, инсулин гларгин 100мл 3,0 10 единиц в сутки 0,4 упаковки (картриджа) на 1 месяц; метопролол 50мг № 30 1 таблетка 2 раза в сутки 1 упаковка на 1 месяц. В связи с отсутствием некоторых лекарственных препаратов (аторвастатин 20мг № 30, метопролол 50мг № 30) и медицинских изделий (тест полоски Акку Чек Акив № 50) в ГУЗ «Улетовская ЦРБ», Тараева Г.Г. ими не обеспечивалась. В соответствии с действующим законодательством при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате из личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. Сахарный диабет включен в перечень социально значимых заболеваний. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, предоставляются меры социальной поддержки в виде внеочередного направления в медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, а также в виде бесплатного лекарственного обеспечения в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Лица, страдающие заболеванием «диабет» обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом, инсулиновыми шприцами, иглами к ним, средствами диагностики. Согласно стандартам медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа установлена ежегодная норма кратности применения для исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора, прием препарата «Аторвастатин». Таким образом необеспечение Тараевой Г.Г. препаратом «Аторвастатин», анализаторами (тест-полосками) ставит под угрозу жизнь и здоровье Тараевой Г.Г. Отсутствие достаточных средств в бюджете Забайкальского края не может являться основанием для снижения уровня гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Обязанность по обеспечению Тараевой Г.Г. бесплатно необходимым препаратом «Аторвастатин», анализаторами (тест-полосками) лежит на ГУЗ «Улетовская ЦРБ». Законом определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объемен не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в который включен препарат «Аторвастатин». Кроме того, законом предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективы направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан. Одной из основных задач Министерства здравоохранения Забайкальского края является организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Полагает, что неправомерное бездействие Министерства здравоохранения Забайкальского края создало условия к несвоевременному обеспечению Тараевой Г.Г., страдающей диабетом, необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения ею этих препаратов и изделий, их оплаты из собственных средств. В период с сентября 2020 года по август 2022 года Тараевой Г.Г. за счет собственных средств приобретены лекарственные препараты «Аторвастатин» и «Метопролол» на сумму 3804,50 руб., а также медицинские изделия – анализаторы (тест-полоски) Акку Чек Актив на сумму 6379,00 руб. Общая сумма стоимости лекарственных препаратов и медицинских изделий за счет собственных средств составила 10183,50 руб. Просит возложить на государственное учреждение здравоохранения «Улетовская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность по организации ежемесячного обеспечения Тараевой Галины Григорьевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом «Аторвастатин» в соответствии с медицинскими показаниями, а также тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови. После уточнения исковых требований, просила взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Тараевой Галины Григорьевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения расходы, понесенные при оплате стоимости лекарственных препаратов и медицинских изделий за счет собственных средств в размере 10187,50 руб. Решение обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кожемякина А.С. заявленные исковые требования, с учетом уточнений поддержала по ранее изложенным основаниям, просила их удовлетворить, ссылаясь на возложенную на ответчика обязанность по обеспечению Тараевой Г.Г. лекарственными препаратами в соответствии с требованиями закона.
Истец Тараева Г.Г. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель ответчика ГУЗ «Улетовская ЦРБ», действующий на основании прав по должности, Капустин С.Н. в судебном заседании против заявленных прокурором к ГУЗ «Улетовская ЦРБ» требований возражал, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на принятие всех необходимых мер по обеспечению Тараевой Г.Г. льготным лекарственным обеспечениям за счет средств федерального и регионального бюджета, однако, учитывая выделение денежных средств на обеспечение лекарственными препаратами лиц, имеющих право а бесплатное лекарственное обеспечение, из бюджетных средств, в полномочия ГУЗ «Улетовская ЦРБ» входит только подготовка и направление заявок в Министерство здравоохранения Забайкальского края, которое проводит фармако-экономический анализ данных заявок. На основании изложенного полагает, что незаконного бездействия со стороны ГУЗ «Улетовская ЦРБ» не допущено, от организации ежемесячного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами Тараевой Г.Г. учреждение не уклоняется.
Ответчик Министерство здравоохранения Забайкальского края о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительности причин неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания а также о рассмотрении дела без участия своего представителя перед судом не ходатайствовал; позицию относительно заявленных исковых требований не выразил.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Улетовского районного суда Забайкальского края.
Таким образом, суд, решая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившихся сторон, приходит к выводу о том, что стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке, в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя истца, ознакомившись с заявлением и уведомлением сторон, оценив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. ч. 1 - 4).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Конституция Российской Федерации в ст.ст. 2, 39 устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Признавая право каждого на жизнь (ст. 20) Конституция РФ в ст. 41, устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 4 ст. 37 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; медицинских изделий, имплантируемых в организм человека( подп. 2,3).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с п. 3 ст. 80 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Согласно ст. 81 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.
В силу ст. 2 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года № 433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.В соответствии с п. 2 ст. 43 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен сахарный диабет (коды заболеваний по Международной классификации болезней (МКБ-10, Е10-Е14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Приложением к указанному постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 установлено, что лица, страдающие заболеванием «диабет» обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом, инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливарен» 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.
Приказом Минздрава России от 01 октября 2020 года № 1054н утверждены стандарты медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, которым установлена ежегодная норма кратности применения для исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора в количестве 1095 шт. в год прием препарата «Аторвастатин» в количестве 14600мг в год.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Ст. 6.1 ФЗ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; к числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6.2 ФЗ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении в соответствии с законом предоставляются в соответствии со стандартами медицинской помощи при сахарном диабете.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (п. 2 ст. 6.2 ФЗ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в число которых включен препарат «Аторвастатин».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в число которых включены тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
Ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 80 ФЗ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В период 2021 – 2022 годов действовали утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299 и от 28 декабря 2021 года № 2505 соответственно Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В настоящее время действует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497.
Данными программами, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе 3 данных программ указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как диабет.
Сходные положения содержатся в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, принятых постановлениями Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2020 года № 645, от 29 декабря 2021 года № 551 и от 29 декабря 2022 № 694.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Так, в разделах Перечня № 890 «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы» и «Диабет», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано –«все лекарственные средства, средства диагностики».
Подпунктом 14 п. 1 ст. 16 ФЗ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пп. 7 п. 1 ст. 16 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пп. 21.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан (п. 1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2017 года № 319).
Одной из основных задач Министерства является организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (п. 12.3.5 Положения о Министерстве).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий – оказание инвалидам, страдающим диабетом (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Забайкальского края, относится к компетенции Министерства, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Ст. 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Неправомерное бездействие Министерства создало условия к несвоевременному обеспечению Тараевой Г.Г., страдающей диабетом, необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения ей этих препаратов и изделий, их оплаты за счет собственных средств.
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании ст. 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
В судебном заседании установлено, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, что в период с сентября 2020 года по август 2022 года Тараевой Г.Г. за счет собственных средств приобретены лекарственные препараты «Аторвастатин» и «Метопролол» на сумму 3804,50 руб., а также медицинские изделия – анализаторы (тест-полоски) Акку Чек Актив на сумму 6379 руб. (л.д. 12, 18-29).
Согласно представленному истцом к уточенным исковым требованиями расчету, общая сумма стоимости лекарственных препаратов и медицинских изделий за счет собственных средств составила 10187,50 руб., однако из письменных пояснений Тараевой Г.Г. следует, что ею приобщены не все кассовые чеки, в связи с чем, сумма, фактически затраченная по приобретение препаратов выше, однако ввиду того, что иные оправдательные финансовые документы не представлены, прокурор просит о взыскании суммы, указанной в расчете (л.д. 30, 43).
В соответствии с информацией, предоставленной Министерством здравоохранения Забайкальского края 12 мая 2023 года следует, что пациентка Тараева Г.Г. прикреплена для оказания первичной медицинской помощи к ГУЗ «Улетовская ЦРБ», является инвалидом, имеет право на получение льготного лекарственного обеспечения за счет федерального и регионального бюджета. Согласно основной заявке ГУЗ «Улетовская ЦРБ» на 2023 год нуждается в получении лекарственных препаратов и медицинских изделий. По данным персонифицированного учета выписанных и обслуженных рецептов за период с 01 января по 12 мая 2023 года пациентке Тараевой Г.Г. по федеральной льготе выписано 20 рецептов, 16 из которых обслужены. Не обслужены рецепты от 27 февраля 2023 года на таблетки «Аторвастатин» 40мг № 30, от 14 марта 2023 года, 20 апреля 2023 года на тест-полоски АККУ Чек Актив № 50, по причине отсутствия в аптечном пункте на дату выписки. Рецепты поставлены на отсроченное обслуживание, будут обеспечены при поступлении товара (л.д. 13, 14).
Аналогичный ответ предоставлен ГУЗ «Улетовская ЦРБ» (л.д. 15-17).
Также представлен ответ ГУЗ «Улетовская ЦРБ» от 07 ноября 2023 года прокурору Улетовского района о том, что рецепты на необходимые препараты Тараевой Г.Г. врачом терапевтом выписывались своевременно и в полном объеме, препараты пациентка не получала в полном объеме в связи с их отсутствием в аптеке (л.д. ).
Таким образом, суд полагает установленным тот факт, что Тараева Г.Г. является инвалидом второй группы, имеет диагноз «диабет», в связи с чем нуждаются в обеспечении тест-полосками для самоконтроля сахара в крови и препаратом «Аторвастатин», назначение является для пациентки обоснованным, жизненно необходимым, в связи с чем она подпадает под действие программы льготного предоставления препаратов в соответствии с медицинскими показаниями, в связи с чем ей регулярно выписывались льготные рецепты на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, не полученные по причине отсутствия в специализированной аптеке, фактически из-за недофинансирования. По указанным причинам истец Тараева Г.Г. была вынуждена приобретать тест-полоски Акку Чек Актив и таблетки «Аторвастатин» самостоятельно, за личные средства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ГУЗ «Улетовская ЦРБ» от обязанности по своевременной выдаче рецептов на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий не уклонялось, а рецепты не были исполнены по причине отсутствия финансирования Министерством здравоохранения Забайкальского края их приобретения в специализированную аптеку, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, в том числе установлены ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в интересах Тараевой Галины Григорьевны удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края, (юридический адрес: Забайкальский край, г. Чита, ул. Богомягкова, д. 23 ОГРН 1087536008526 ИНН 7536095695) в пользу Тараевой Галины Григорьевны денежные средства в размере 10187 (Десять тысяч сто восемьдесят семь) рублей 50 копеек,
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.