Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-601/2023 от 06.10.2023

№ 21-601/2023

РЕШЕНИЕ

24 октября 2023 года                            г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Ждакове А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица А.А.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 июня 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Синтезспирт»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) от 5 июня 2023 года , оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 августа 2023 года, общество с ограниченной ответственностью «Синтезспирт» (далее – ООО «Синтезспирт», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

5 июня 2023 года должностным лицом административного органа в адрес ООО «Синтезспирт» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В жалобе, адресованной в Оренбургский областной суд, законный представитель общества выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, просит их изменить, применить положения ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ.

Лица, участвующие в деле: законный представитель ООО «Синтезспирт», должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещены о дне и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника общества Карамышевой О.В., поддержавшей доводы жалобы, допросив ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора М.А.З.., прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об охране атмосферного воздуха) и направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Статьей 1 Закона об охране атмосферного воздуха, предусмотрено, что охрана атмосферного воздуха - это система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух.

В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов (ч. 1 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (ч. 2 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).

На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные ч. ч. 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление решений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные ч.ч. 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно положениям ч. 10 ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) комплексное экологическое разрешение содержит в том числе нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ.

В соответствии с ч. 1.1 ст. ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ комплексное экологическое разрешение, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Программа повышения экологической эффективности является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (ч. 1).

Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со ст. 31.1 настоящего Федерального закона (ч. 2).

Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со ст. 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным ст. 28.1 настоящего Федерального закона (ч. 3).

Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4).

Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод. Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 5).

Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном п. 5 настоящей статьи (ч. 5.1).

В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 6).

Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 года № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» утверждено Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – Положение).

Согласно п. 8 Положения нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) с учетом всех эксплуатируемых и проектируемых (планируемых к вводу в эксплуатацию) на объекте источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (п. 9 Положения).

Согласно п. 11 Положения для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат изменению в следующих случаях: а) изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; б) 2 и более превышения более чем на 25 процентов показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора), или изменения более чем на 10 процентов показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов) (п. 12 Положения).

В соответствии с п. 16 Положения для получения разрешения на выбросы юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:

полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения объекта и его отдельных производственных территорий;

информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.

В случае если объект расположен в пределах территорий 2 и более субъектов Российской Федерации, полномочия в границах которых осуществляются 2 и более территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет указанные документы и заявление в один из таких территориальных органов по своему усмотрению.

Согласно п. 17 Положения к заявлению прилагаются следующие материалы: а) данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности (заполняются в составе интерактивной формы заявления на едином портале); б) проект нормативов допустимых выбросов.

Для установления разрешением на выбросы временно разрешенных выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели, помимо сведений, указанных в п. 17 настоящего Положения, также представляют проект плана (п. 18 Положения).

В соответствии с п. 19 Положения для установления разрешением на выбросы нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют заявление и материалы, указанные в п. «а» п. 17 настоящего Положения, при помощи интерактивной формы заявления на едином портале.

Прилагаемые к заявлению иные сведения и материалы на получение разрешения на выбросы представляются в виде электронных документов.

Из материалов дела следует, что должностными лицами Росприроднадзора на основании решения от 24 апреля 2023 года в период с 3 мая 2023 года по 18 мая 2023 года проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного экологического надзора (контроля).

В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Синтезспирт» эксплуатируется объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) – «*** ООО «Синтезспирт» (код объекта ), которая относится к объектам I категории (категория риска – значительная) и подлежит федеральному государственному экологическому контролю.

В результате проведенной инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от 5 мая 2022 года от источников выбросов НВОС «*** ООО «Синтезспирт» в атмосферу выделяется 31 вещество (в том числе 21 газообразных и жидких, 10 – твердых).

В рамках обследования производственной площадки рассматриваемого объекта НВОС выявлено 54 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них 26 организованных и 28 неорганизованных.

Указанный объект НВОС включен в федеральный реестр объектов воздействия на окружающую среду 8 декабря 2016 года и эксплуатировался ранее ЗАО «***».

Согласно договору купли-продажи от 21 июня 2021 года заключенного между ЗАО «***» и ООО «Синтезспирт», указанный объект НВОС перешел в собственность ООО «Синтезспирт».

По результатам проверки (акт проверки от 18 мая 2023 года) должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства РФ в сфере охраны атмосферного воздуха, ООО «Синтезспирт» осуществляло хозяйственную деятельность в отсутствии разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух от источников выбросов предприятия.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом административного органа ООО «Синтезспирт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности, согласился с выводами должностного лица.

Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: решением о проведении выездной проверки от 24 апреля 2023 года; протоколом об административном правонарушении от 18 мая 2023 года; актом внеплановой выездной проверки от 18 мая 2023 года; постановлением о назначении административного наказания от 5 июня 2023 года и другими материалами дела.

Все собранные по делу об административном правонарушении доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления о привлечении общества к административной ответственности проверены судьей районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу, с указанием мотивов, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Таким образом, привлечение ООО «Синтезспирт» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, является обоснованным.

При рассмотрении дела об указанном административном правонарушении должностное лицо пришло к правильному выводы о наличии у ООО «Синтезспирт» возможности для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды. Вместе с тем, обществом не было предпринято всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Синтезспирт» к административной ответственности соблюдены.

Вопреки доводам заявителя, несмотря на то, что общество впервые привлечено к административной ответственности, оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененное обществу нарушение требований законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Как следует из материалов дела, ООО «Синтезспирт» на момент проведения внеплановой выездной проверки, а также на момент вынесения постановления было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10 ноября 2020 года по 10 июля 2023 года (категория микропредприятие).

Санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ, наказание должно быть назначено обществу в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Обжалуемое постановление должностного лица не исполнено, административный штраф обществом не уплачен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Из материалов дела следует, что должностным лицом при вынесении постановления обществу было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ для юридических лиц.

С учетом изложенного, полагаю необходимым применить положения ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ и назначить обществу административное наказание по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу законного представителя юридического лица А.А.В. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 июня 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Синтезспирт» изменить:

- применить положения ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ и назначить обществу административное наказание по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В остальной части указанные акты оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда          Т.И. Пересыпкина

21-601/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Синтезспирт"
Другие
Алпатов А.В.
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Пересыпкина Татьяна Ивановна
Статьи

ст.8.21 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--orb.sudrf.ru
06.10.2023Материалы переданы в производство судье
24.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Дело оформлено
30.10.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее