55RS0007-01-2023-002227-29
Дело № 2-2563/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Величевой Ю.Н., при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
ФИО1, ФИО2 (ФИО7. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации. В обоснование указали, что ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему ФИО1 и членам его семьи: ФИО2 Л.А. (жена), ФИО3, (дочь), ФИО10 (дочь) был выдан ордер № на право занятия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 62,9 кв.м. Согласно п. 5.1.1 договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, наниматель вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность на условиях, предусмотренных законодательством о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ в связи с возникшей необходимостью приватизации жилья, полученной Омской КЭЧ по долевому участию, в адрес руководителя Росимущества по Омской области было направлено поручение о внесении квартиры в реестр федерального имущества. На основании сведений Росимущества по Омской области от 05.09.2007, 17.11.2009 указанное жилое помещение числилось в реестре федерального имущества. 14.12.2007 Росимуществом Омской области был дан ответ о возможности приватизации жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 отказано в приватизации в связи с тем, что жилое помещение не значится в реестре федерального имущества. По состоянию на 2023 год правообладателем спорного жилого помещения является Российская Федерация. Вместе с тем, истцы и их дети проживают в квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, оплачивают коммунальные услуги, иных жилых помещений в собственности не имеют. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Центрального филиала ФГАУ «Росжилкомплекс» было направлено заявление о приватизации указанного жилого помещения, однако ответа на него не получено.
На основании изложенного истцы просят признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по ? доли за каждым из истцов.
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены: ТСЖ «Северный», Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представитель истцов адвокат ФИО6, действующая на основании ордеров №, № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще.
Третьи лица ФИО10, ФИО3 в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще. В материалы дела представлено заявление, согласно которому ФИО3, ФИО10 отказываются от приватизации в пользу родителей ФИО1 и ФИО2 Л.А. (том 1 л.д.130,132).
Представители третьих лиц ФГАУ "Росжилкомплекс", Администрация г. Омска, ТУ Росимущества Омской области, БУ Омской области "Омский центр КО и ТД", ТСЖ «Северный», Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежаще.
Заслушав представителя истцов, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.
Согласно статье 11 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изменениями) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В силу пунктов 1, 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В силу статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Исходя из изложенного следует, что право на приобретение в собственность в порядке приватизации бесплатно жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации своего права.
Как следует из материалов дела, согласно Распоряжению Первого заместителя главы Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-р о предоставлении КЭО в/ч 44424 Сибирского военного округа в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома по <адрес> административном округе в муниципальный земельный фонда включен земельный участок площадью 0,171 га по <адрес>, в Центральном административном округе (том 1 л.д.82-83).
Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссии законченного строительством объекта не производственного назначения жилого дома общей площадью 108 кв.м. по <адрес> в Центральном АО том 1 л.д.84-85). Из указанного постановления следует, что многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, построено квартирно-эксплуатационным отделом в/ч 444424 Сибирского военного округа. Данному отделу были переданы на баланс все наружные сети, сооружения переданы городским эксплуатирующим организациям согласно приложению к Постановлению. В пункте 3.3. Постановления указано, что право собственности на жилой дом зарегистрировано в учреждении юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1 л.д.84).
На основании постановление № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, Постановления главы Администрации города №-n от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на семью из 4-х человек (жена и две дочери) выдан ордер на жилое помещение № серии оу от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление <адрес> (т. 1 л.д.22). Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО1 Омской КЭЧ по месту его работы в Войсковой части 63779 (том 1 л.д.81).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы указали, что с момента вселения в жилое помещение с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время они проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение не числится в реестрах федерально и муниципальной собственности.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что ФИО1 призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в войсковой части 63779 г. Омск, является ветераном военной службы с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией удостоверения серии М № (том 1 л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО7 заключен брак (том 1 л.д.13), от брака имеется двое детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно документам подордерного дела ФИО1 Омской КЭЧ района был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по линии Минобороны России с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 4 человека и снят с данного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением жилого помещения для постоянного проживания по адресу: <адрес> (л.д. 182-184 том 1).
Как указано выше, на основании ордера на жилое помещение серии № серии оу от ДД.ММ.ГГГГ, семья занимала жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставленное ФИО1 как военнослужащему на состав семьи.
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «Северный» и ФИО1 заключен договор социального найма № на спорное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ Начальник Омской КЭЧ направлял Руководителю ТУФА по <адрес> обращение о внесении в реестр федерального имущества спорной квартире, которая находится на балансе Омской КЭЧ (том 1 л.д. 35).
ДД.ММ.ГГГГ начальником Омской КЭЧ выдана справка о том, что Министерство обороны Российской Федерации в лице начальника Омской КЭЧ СибВО ФИО8 разрешена приватизация <адрес> <адрес> в городе Омске для ФИО10 (дочь истцов) (том 1 л.д.<адрес>)
Согласно карточке технического учета № жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, выданной Государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от ДД.ММ.ГГГГ собственником (владельцем) указана Российская Федерация (том 1 л.д.34).
Согласно копии лицевого счета на спорное жилое помещение, в квартире проживают и зарегистрированы: ФИО1 (муж), ФИО2 Л.А. (жена), ФИО3(дочь) (имеют регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (дочь) (зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.51). Факт регистрации истцов и их детей в спорном жилом помещении подтверждается копиями паспортов, представленных в материалы дела.
Согласно уведомлениям БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» истцы ФИО1, ФИО2 и их дочери ФИО3 и ФИО10 право бесплатной приватизации жилого помещения не использовали (том 1 л.д.95-98).
Из выписки ЕГРН, представленной по запросу суда, в отношении спорной квартиры с кадастровым номером 55:36:040114:4128 правообладателем указана Россия (том 1 л.д.110-111).
По информации представленной департаментом жилищной политики Администрации г. Омска за период с ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 и членами его семьи не заключались договоры социального найма, найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>. Решения о предоставлении ФИО1 или членам его семьи жилых помещений департаментов не принимались (том 1 л.д.127).
Из ответа ФГАУ «Госжилкомплекс» Филиал «Центральный» следует, что ФИО1 действительно был вселен в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 3/52,9/38,74 кв.м. на основании ордера № (том 1 л.д.73).
По информации, представленной ТУ Росимущества в Омской области, в реестре федерального имущества Омской области отсутствуют сведения об объекте недвижимости (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д.104)
По сведениям, представленным Министерством имущественных отношений Омской области по запросу суда, в реестре имущества Омской области «Единый банк данных объектов собственности Омской области» отсутствует информация об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес> (том 1 л.д.105).
Согласно информации департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, в реестре муниципального имущества города Омска, в котором учитываются объекты, являющиеся собственностью муниципального образования <адрес> не значится (том 1 л.д. 106).
Из ответа ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, спорное жилое помещение не состоит на учете в Учреждении, приказами и иными распорядительными документами Министерства обороны не закреплялось (не передавалась).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, субъектом права на спорное жилое помещение указана Российская Федерация на основании ФЗ «Об обороне» № 61-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26 том 1).
На основании заявления начальника Омской КЭЧ о необходимости приватизации жилого помещения, полученного Омской КЭЧ по долевому участию, (л.д. 28,), спорная квартира по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была внесена в реестр федерального имущества на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороне», балансосодержателем указана Омская КЭЧ СибВО (том 1, л.д. 28, 29). Как следует из ответа ТУ Росимущества в <адрес>, в реестре федерального имущества <адрес> отсутствуют сведения об объекте недвижимости (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д.104)
Согласно ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1514-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изменениями) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны Российской Федерации предоставляется указанным в законе гражданам один раз.
Принимая во внимание положения ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», суд полагает, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
Суд приходит к выводу, что, исходя из установленных фактических обстоятельств данного гражданского дела, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку истцы проживают на законных основаниях в спорном жилом помещении, жилое помещение к числу служебных жилых помещений не относится, не является аварийным помещением, истцы желают воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовались, следовательно, у истца ФИО1, как военнослужащего, и его супруги ФИО2 Л.А. имеются законные основания для предоставления жилого помещения на безвозмездной основе от Министерства обороны РФ.
Суд учитывает, что ФИО1 обращался ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в филиал «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» с просьбой сообщить порядок приватизации занимаемого им жилого помещения с приложением необходимого списка документов для предоставления в «Росжилкомплекс» либо иной уполномоченный орган (л.д. 9). Вместе с тем, порядок приватизации уполномоченным лицом не разъяснен, препятствий для признания за истцами права собственности в ходе рассмотрения дела не установлено.
В связи с чем, суд находит возможным признать право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 62,9 кв.м. в порядке приватизации за ФИО1, ФИО2 Л.А. в равных долях - по 1/3 доли за каждым.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 ФИО7 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), ФИО2 ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) право собственности в порядке приватизации в равных долях - по 1/2 доли за каждым на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 62,9 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Величева
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2023 года.