РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2023 года ....
Иркутский районный суд ФИО2 .... в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре ФИО4,
с участием представителя ФИО1 старшего помощника ФИО1 .... ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ (№ по иску ФИО1 ...., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Усть-Балейского муниципального образования ФИО2 .... о возложении обязанности зарегистрировать право на участки кладбища,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 ...., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Усть-Балейского муниципального образования ФИО2 ...., в обоснование указав, что Прокуратурой проведена проверка в сфере исполнения администрацией Усть-Балейского муниципального образования требований земельного законодательства, законодательства в сфере похоронного дела, в ходе которой установлено, что на территории Усть-Балейского муниципального образования имеется 2 кладбища: в п. ....ю 2 га. и в д. ....ю 1,5 га. До настоящего времени земельные участки под указанными кладбищами не сформированы, право муниципальной собственности не оформлено.
Прокуратурой в адрес администрации Усть-Балейского муниципального образования внесено представление от **/**/**** об устранении нарушений законодательства в связи с отсутствием кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами в .... и д. Быкова.
По результатам рассмотрения представления администрацией Усть-Балейского муниципального образования дан ответ от **/**/**** № о том, что в настоящее время регистрация постановка на кадастровый учет и регистрация права муниципальной собственности не осуществлена, работы по данному вопросу ведутся.
ФИО1 просит обязать администрацию Усть-Балейского муниципального образования в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда поставить на государственный кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые общественными кладбищами в Усть-Балейском муниципальном образовании: в .... ФИО2 .... площадью 2 га; в д. Быкова ФИО2 .... площадью 1,5 га.
Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской 1 Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского и сельского поселения.
Согласно ст. 50 указанного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- земельные участки право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В силу ч. 4 указанной статьи предоставление земельного участка для; размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 указанной статьи размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» установлено, что размещение кладбищ и мест захоронения возможно только на земельных участках с видом разрешенного использования «ритуальная деятельность».
Таким образом, как указывает истец, земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 50 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» кладбища должны размещаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу п. 54 СанПиН 2.1.3684-21 При устройстве кладбища должны предусматриваться:
- водоупорный слой;
- система дренажа;
- обваловка территории кладбища;
- разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно- хозяйственную, захоронений;
- водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории;
- подъездные пути и автостоянки.
ФИО1 полагает, что непринятие администрацией Усть-Балейского муниципального образования мер по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки с общественными кладбищами нарушает права неопределенного круга лиц на организацию и благоустройство территории кладбищ. При этом, следует учесть, что осуществление захоронений умерших на обезличенной территории приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических правил в местах захоронения и, как следствие, прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в то время как орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на него. Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки с расположенными на них общественными кладбищами препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, создает трудности в содержании, обслуживании кладбищ, не являющихся в настоящее время и муниципальной собственностью, так как расходование средств бюджета на содержание объектов, не относящихся к муниципальной собственности, является нецелевым использованием бюджетных средств.
ФИО1 просит обязать администрацию Усть-Балейского муниципального образования в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда поставить на государственный кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые общественными кладбищами в Усть-Балейском муниципальном образовании: в .... ФИО2 .... площадью 2 га; в д. Быкова ФИО2 .... площадью 1,5 га.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Иркутского района Скляров С.С. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Ответчик администрация Усть-Балейского муниципального образования Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. В материалы дела представлено заявление, согласно которому просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также дополнительно указал, что в настоящее время ведутся работы по оформлению кладбищ в муниципальную собственность.
Третьи лица Министерство лесного комплекса Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заедании извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Так, согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту - Закон о погребении) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 16 Закона о погребении размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Следовательно, для того, что бы предоставлять участок земли на кладбище соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.
Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и в силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении, все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Судом установлено, что на территории Усть-Балейского муниципального образования имеется два кладбища: в п. Усть-Балей, площадью 2 га, и в д. Быкова, площадью 1,5 га.
Из доводов искового заявления следует и материалами дела подтверждается, что до настоящего времени земельные участки под указанными кладбищами не сформированы, на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности на них не зарегистрировано.
В ходе рассмотрения дела, факт осуществления захоронений на указанных территориях сторонами не оспаривался.
Разрешая заявленные требования по существу, суд учитывает, что расположение кладбища на землях, находящихся в федеральной собственности, не препятствует органу местного самоуправления проводить соответствующие мероприятия по передаче таких земель, которые должны находиться в муниципальной собственности в силу закона. Таким образом, совокупность представленных в материалы дела доказательств и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств позволяют суду прийти к выводу о том, что земельные участки, на которых располагаются общественные кладбища, в силу прямого указания закона могут находиться в собственности Усть-Балейского муниципального образования, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░ ░. ░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 2 ░░; ░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 1,5 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.