Дело № 2-113/2024
УИД 92RS0004-01-2023-001981-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2024 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Макоед Ю.И.,
при секретаре – Шереужевой А.Х.,
с участием помощника Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4, представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту ресурсов и экологии <адрес> о возложении обязанности совершения действий,
у с т а н о в и л:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту ресурсов и экологии <адрес> с учетом уточнений просил возложить обязанность на ответчика по ликвидации несанкционированной свалки, площадью 2,1 га, расположенной в пределах земельного участка с кадастровым номером № в выделе 25 квартала 51 Мекензиевского участкового лесничества Севастопольского лесничества в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования с учетом уточненных требований мотивированы тем, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены выездные проверочные мероприятия, в ходе которых в пределах земель Севастопольского лесничества установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
Проведенная Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверка показала, что в нарушение требований законодательства в ходе обследования территории выдела 25 квартала 51 Мекензиевского участкового лесничества Севастопольского лесничества на земельном участке с кадастровым номером № обнаружена несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава в том числе, замусоривание территории твердыми коммунальными отходами, штукатурки, боя керамики, строительного кирпича и стекла, полиэтиленовой тары, шин автомобильных отработанных, цемента в кусковой форме, полиэтилена и изделий из него, мусора от строительных и ремонтных работ и иного отхода ориентировочной площадью 2,1 га.
По результатам лабораторных испытаний проб почвы на указанном земельном участке выявлены превышения по таким загрязняющим веществам, как нефтепродукты, свинец и сульфат-ионы.
С целью устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским межрайонным природоохранным прокурором и.о. начальника Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> (в настоящее время - Департамент природных ресурсов и экологии <адрес>) вносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Вместе с тем к настоящему времени указанная свалка на землях Мекензиевского лесничества не ликвидирована, земельный участок не приведен в пригодное для использования по целевому назначению состояние.
Длительное непринятие Департаментом природных ресурсов и экологии <адрес> мер к ликвидации несанкционированной свалки, приведению нарушенных земель в пригодное для использование по целевому назначению состояние нарушает право неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора требования иска поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика просил предоставить срок для исполнения 12 месяцев.
Заслушав пояснение помощника прокурора, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены выездные проверочные мероприятия, в ходе которых в пределах земель Севастопольского лесничества установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 50.7, ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от негативного воздействия.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 9 указанных Правил запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Требования обеспечения санитарной безопасности в лесах при их использовании, охране, защите и воспроизводстве установлены Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила санитарной безопасности в лесах).
Согласно подп. «а» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления.
При этом в силу п. 45 Правил санитарной безопасности в лесах, очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ закреплены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены, в том числе, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ).
Применительно к ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Частью 2 ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ предусмотрено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Аналогичные положения закреплены в ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в п.п. 6, 7, 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».
В соответствии с ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно ч. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила рекультивации), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Проект рекультивации земель - это документ, на основании которого проводится рекультивация земель.
В соответствии с п. 8 Правил рекультивации, рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 5 Правил рекультивации).
В соответствии с п.п. 1, 2 Положением о Департаменте природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент природных ресурсов и экологии <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, лесных отношений, обеспечения экологической безопасности на территории <адрес>. Осуществляет пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности города федерального значения Севастополя.
Проведенная Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверка показала, что в нарушение требований законодательства в ходе обследования территории выдела 25 квартала 51 Мекензиевского участкового лесничества Севастопольского лесничества на земельном участке с кадастровым номером № обнаружена несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава в том числе, замусоривание территории твердыми коммунальными отходами, штукатурки, боя керамики, строительного кирпича и стекла, полиэтиленовой тары, шин автомобильных отработанных, цемента в кусковой форме, полиэтилена и изделий из него, мусора от строительных и ремонтных работ и иного отхода ориентировочной площадью 2,1 га.
С целью устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским межрайонным природоохранным прокурором и.о. начальника Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> (в настоящее время - Департамент природных ресурсов и экологии <адрес>) вносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
К настоящему времени указанная свалка на землях Мекензиевского лесничества не ликвидирована, земельный участок не приведен в пригодное для использования по целевому назначению состояние. Департамент произвёл выездное обследование на территории лесного участка: квартала 51 выдела 25 Мекензиевского участкового лесничества Севастопольского лесничества.
Актом отбора почв от ДД.ММ.ГГГГ №-П-24ГБУ «Экологический центр» отобраны 5 проб на 3 –х пробных участках. Согласно лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №-П-24 не установлены превышающие показатели в границах лесного участка.
Разрешая настоящий спор, суд руководствуется вышеуказанными нормами права, установив в судебном заседании наличие свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером №, которая до настоящего времени не ликвидирована, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Суд считает возможным определить срок для ликвидации несанкционированной свалки в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд-
р е ш и л:
Исковое заявление Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту ресурсов и экологии <адрес> о возложении обязанности совершения действий – удовлетворить.
Возложить на Департамент природных ресурсов и экологии <адрес> обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, площадью 2,1 га, расположенной в пределах земельного участка с кадастровым номером № в выделе 25 квартала 51 Мекензиевского участкового лесничества Севастопольского лесничества в течении 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья/подпись
Копия верна:
Судья <адрес>
суда <адрес> Ю.И. Макоед