Судья: Иванова А.И. Дело № 33а-7498/2020(2а-2154/20)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.
судей – Лазаревой М.А. и Сивохина Д.А.
при секретаре –Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Матвеева М.Н. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 19 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Матвеев М.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе г.о.Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области об оспаривании решения, связанного с согласованием публичного мероприятия.
Указал, что ДД.ММ.ГГГГ им как организатором и Барановой Н.П., Зимаровым В.М., Горловым С.С. как уполномоченными лицами, подано в адрес Главы г.о.Самара Лапушкиной Е.В. и Департамента по вопросам общественной безопасности <адрес> уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ либо ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-00, либо ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 до 21.00 публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга с предполагаемым количеством участников 1000 человек в <адрес>, сбор на <адрес>, движение по <адрес> до <адрес>, далее по <адрес> до <адрес>, далее по <адрес> до <адрес> с проведением там митинга с использованием в качестве трибуны ступеней, ведущих с площади в <адрес>, либо ступеней между площадью и верхней террасой.
Данное уведомление было подано в два адреса, т.к. место проведения демонстрации проходит по составной территории и уведомление на проведение публичных мероприятий одновременно рассматривает глава местной администрации г.о.Самара (по <адрес>, <адрес> и <адрес> до <адрес>) и Департамент по вопросам общественной безопасности <адрес> (от <адрес> до <адрес>), а также на <адрес>.
Согласно полученных ответов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административные ответчики не согласовали заявленное публичное мероприятие по указанному месту проведения, указав идентичные основания, а именно, что согласно Постановлению Губернатора Самарской области от 03.04.2020 №70 и Постановлению Администрации г.о.Самара от 18.03.2020 №164 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции ограничено проведение на территории Самарской области и г.Самары театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий.
Решение административных ответчиков считает незаконным, указывает, что приведенные ими основания не предусмотрены Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Кроме того, указывает, что в постановлениях органов исполнительной власти речь идёт о массовых мероприятиях, а не публичных. Применение к публичным мероприятиям норм, распространяемых на массовые мероприятия, незаконно.
Административный истец сослался на то, что ограничения в связи с угрозой распространением коронавирусной инфекции в Самарской области введены на срок до ДД.ММ.ГГГГ, заявленные же публичные мероприятия состоятся в период с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами ограничений, на которые ссылаются ответчики.
Кроме того, на ДД.ММ.ГГГГ в Самаре на <адрес> намечено проведение массового мероприятия - парада, а на ДД.ММ.ГГГГ - всенародного голосования по поправкам в Конституцию, что, по мнению административного истца, доказывает возможность проведения в указанный период иных массовых и публичных мероприятий, иное свидетельствовало бы о нарушении равенства прав, гарантированных Конституцией РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил признать необоснованным и незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы Матвеева М.Н., Барановой Н.П., Зимарова В.М., Горлова С.С. несогласование Администрацией городского округа Самара, Главой г.о.Самара и Департаментом по вопросам общественной безопасности <адрес> публичного мероприятия Матвееву М.Н. ДД.ММ.ГГГГ, либо ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-00, либо ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 до 21.00 публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга с предполагаемым количеством участников 1000 человек в <адрес>, сбор на <адрес>, движение по <адрес> до <адрес>, далее по <адрес> до <адрес>, далее по <адрес> до <адрес> с проведением там митинга с использованием в качестве трибуны ступеней, ведущих с площади в <адрес>, либо ступеней между площадью и верхней террасой. Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара, Департамент по вопросам общественной безопасности <адрес> не препятствовать проведению вышеуказанного публичного мероприятия. Обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 19 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Матвеева М.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Матвеев М.Н. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Матвеев М.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Заинтересованное лицо Баранова Н.П. поддержала доводы апелляционной жалобы, считает решение суда необходимо отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара по доверенности Володина М.В. и представитель Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области по доверенности Кариков В.И. возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия органа государственной власти незаконным, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1).
Право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования гарантировано статьей 31 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В силу пункта 1 статьи 3 ФЗ № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 данного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно статье 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию городского округа Самара и Департамент по вопросам общественной безопасности <адрес> от Матвеева М.Н., Барановой Н.П., Зимарова В.М., Горлова С.С. поступило уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ либо ДД.ММ.ГГГГ с 11.00 до 14.00, либо ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 до 21.00 публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга с предполагаемым количеством участников 1000 человек в <адрес> с целью оценки работы <адрес> в период пандемии, выражения мнений о текущих социально-экономических и политических событиях, включая голосование по поправкам в Конституцию РФ, выражения протеста против ухудшения жизни народа и наступления на демократию, политических репрессий в отношении оппозиции, поддержки КПРФ и народно-патриотических сил. Место проведения публичного мероприятия: <адрес>, сбор на <адрес>, движение по тротуару, дублеру либо проезжей части <адрес> до <адрес>, далее по тротуару либо проезжей части <адрес> до <адрес>, далее по тротуару либо проезжей части <адрес> до <адрес> с проведением там митинга с использованием в качестве трибуны ступеней, ведущих с площади в <адрес>, либо ступеней между площадью и верхней террасой.
Письмом Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и письмом Департамента по вопросам общественной безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № заявителям сообщено о невозможности согласования проведения публичного мероприятия на том основании, что Постановлением Губернатора Самарской области от 03.04.2020 №70 и Постановлением Администрации г.о.Самара от 18.03.2020 №164 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции ограничено/запрещено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области и г.Самары театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. Предложено подать уведомление о проведении публичного мероприятия после отмены указанных ограничений.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в числе прочего: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. «а» п.1); принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. «м» п.1); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подп. «у» п.1).
На основании указанных положений федерального законодательства Постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 на территории <адрес> введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Постановлением Губернатора Самарской области от 03.04.2020 N 70 «Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» введен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В том числе ограничено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий (пункт 2.4).
В постановление Губернатора Самарской области от 03.04.2020 года № 70 введен пп.2.7.1. Постановлением Губернатора Самарской области от 16.06.2020 года № 139, которым установлено, что ограничения, установленные пунктом 2.4. постановления № 70, не распространяются на проведение военного парада и артиллерийского салюта в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 345 « О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г.»
Пункт 2.4 постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 об ограничении до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий не отменен до настоящего времени.
С учетом изложенного, проведение ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ мероприятий массового характера - парада и всенародного голосования не противоречит нормативным актам и соответственно не влияет на правовые основания разрешения настоящего спора.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 09.03.2020 N 6-П "О введении ограничительных мероприятий в период эпидемического подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом в Самарской области", постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N39, Администрацией городского округа Самара принято постановление от 18.03.2020 N64 "О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения на территории городского округа Самара заболеваемости гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-nCoV", которым установлен запрет на проведение в городском округе Самара спортивных, культурных и иных массовых мероприятий до особого распоряжения.
Судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения уведомления административного истца о проведения публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение массовых мероприятий не было принято, запрет на проведение массовых мероприятий не ограничен конкретной датой, связан только с принятием особого распоряжения.
Также судом правомерно сделан вывод, что публичные мероприятия в виде демонстрации, митинга или шествия в силу закона ( Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») и по своей форме предполагают массовое присутствие или прохождение людей, соответственно, введенные ограничения распространяются и на них.
При таких обстоятельствах, районный суд правильно указал на то, что административными ответчиками принято обоснованное решение о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в заявленное время и административным истцам предложено подать уведомление о проведении публичного мероприятия после отмены указанных ограничений.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, так как содержит предложение о проведении публичного мероприятия в иное время, отсутствие в решении указания на конкретное время проведения мероприятия обусловлено объективными причинами.
Разрешая заявленные требования, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд пришел к верному выводу о том, что при вынесении оспариваемого решения административные ответчики действовали в пределах своих полномочий, в соответствии с требованиями закона, что не повлекло нарушение прав Матвеева М.Н. и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что введение ограничений возможно только в условиях режима чрезвычайной ситуации, основаны на неправильном толковании приведенных выше нормативных правовых актов, из которых следует, что обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, и как следствие, ограничения, могут вводиться как при введении режима чрезвычайной ситуации, так и режима повышенной готовности.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией административного истца в суде первой инстанции при разрешении спора, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции правильно установил характер правоотношений между сторонами и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 19 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матвеева М.Н. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –