Дело № 2-57/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Пестово 21 апреля 2020 года
Пестовский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Андреевой С.А., при секретаре Савиной В.С., с участием представителя истца - помощника прокурора Пестовского района Новгородской области Захарова А.В., представителя ответчика ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» Степанова Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пестовского района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Пестовского района Новгородской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском, в котором просит обязать Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Пестовская центральная районная больница» (далее ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ») в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить следующую документацию: паспорт защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО; инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцию по обслуживанию ДЭС; инструкцию о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; список телефонов; обеспечить проведение технического обслуживания технических систем ЗС ГО, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций ЗС ГО, расположенного по адресу: Новгородская область, г.Пестово, ул. Курганная, д.18; обеспечить подготовку к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначить защитное сооружение гражданской обороны; маршруты движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны; порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми; обязать создать звенья по обслуживанию ЗС ГО в мирное время.
В обоснование иска указано, что согласно информации Администрации Пестовского муниципального района, ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» является организацией, эксплуатирующей ЗС ГО в мирное время. ЗС ГО является встроенным в здание кирпичным сооружением. В соответствии с п.1.1 Устава ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», учреждение является некоммерческой организацией, созданной Новгородской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере здравоохранения. Согласно п. 1.6 Устава учредителем учреждения ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» является Министерство здравоохранения Новгородской области. Функции и полномочия учредителя в отношении ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» от имени Министерства здравоохранения Новгородской области осуществляются Департаментом имущественных отношений. В соответствии с п.1.7 Устава ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», собственником имущества учреждения является Новгородская область. Функции и полномочия собственника имущества учреждения от Новгородской области осуществляются департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области. Здание, расположенное по адресу: Новгородская область, г. Пестово, ул. Курганная, д.18, в котором находится ЗС ГО, передано в оперативное управление ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», является собственностью Новгородской области. 22 мая 2019 года прокуратурой Пестовского района совместно с должностными лицами отделения надзорной деятельности по Пестовскому и Мошенскому районам проведена проверка соблюдения требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в деятельности ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», расположенной по адресу: Новгородская область, г. Пестово, ул. Курганная, д.18. Проверкой установлено, что ответчиком требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не исполняются. По состоянию на 23 декабря 2019 года выявленные нарушения в деятельности ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» не устранены. Бездействие ответчика по содержанию ЗС ГО в мирное время в случае возникновения чрезвычайной ситуации, может повлечь или повлечет за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Определением суда от 21 января 2020 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство здравоохранения Новгородской области, области (в настоящее время Министерство инвестиционной политики Новгородской области) и Администрация Пестовского муниципального района Новгородской области.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Пестовского района Новгородской области Захаров А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» Степанов Е.С. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что указанные в исковом заявлении защитные сооружения, находящиеся в здании ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» фактически таковыми не являются, находятся в неудовлетворительном состоянии, никаких работ в них с момента постройки не проводилось, никакая документация по ним не разрабатывалась, фактически они используются в качестве подвала, приведение сооружений в состояние, которое регламентирует закон, требует больших денежных вливаний, которыми не располагает ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ». Намерены в дальнейшем обращаться в компетентные органы для решения вопроса о снятии с учета указанных сооружений, как защитных сооружений ГО.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Пестовского муниципального района Новгородской области Финогенова А.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении заявления не возражала.
Представитель не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора -Министерство здравоохранения Новгородской области
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора -
Суд, выслушав представителя истца Захарова А.В., представителя ответчика Степанова Е.С., исследовав письменные доказательства, считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплен один из принципов противодействия терроризму - обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с п.4 ст.3 указанного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Пунктом 7 ст.2 данного Федерального закона установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются, в том числе, недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму.
Согласно п.п. «д» п.12 Концепции основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется посредством осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (п.п. «б» п.13 Концепции).
Преамбулой Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.7 данного Федерального закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. «в» ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее – Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу ч.1 ст. 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ст. 6 Закона о гражданской обороне порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В силу пункта 10 указанного Порядка меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п.14 Порядка).
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО (п.1.2 Правил).
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п.1.3 Правил).
Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (п.1.4 Правил).
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся (п.1.7 Правил).
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (п.2.7 Правил).
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (п.2.2 Правил).
Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком.
Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации (пункты 2.3, 2.4 Правил).
В силу п. 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
Пунктами 5.1.1-5.1.7, 5.2.1-5.2.4, 5.3.1-5.3.4 Правил предусмотрено техническое обслуживание и ремонт защитных сооружений, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения.
Пунктами 6.1.1-6.1.4, 6.2.1-6.2.6, 6.3.1-6.3.6, 6.4.1-6.4.5 Правил установлены мероприятия по подготовке защитных сооружений к приему укрываемых, обозначение защитных сооружений и маршрутов движения укрываемых к ним, порядок заполнения защитных сооружений укрываемыми, размещение укрываемых в защитных сооружениях.
При рассмотрении дела установлено, что 22 мая 2019 года прокуратурой Пестовского района Новгородской области совместно с должностными лицами отделения надзорной деятельности по Пестовскому и Мошенскому районам проведена проверка соблюдения требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в деятельности ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», расположенного по адресу: Новгородская область, г.Пестово, ул.Курганная, д.18.
В ходе проведенной проверки установлено, что в ЗС ГО ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» в нарушение требований п.3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны отсутствует следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; список телефонов.
Кроме того, в нарушение требований п.п. 5.1.1-5.1.7, 5.2.1-5.2.4, 5.3.1-5.3.4 Правил ответчик проведение технического обслуживания технических систем ЗС ГО, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций не осуществляет.
Также, в нарушение п.п. 6.1.1-6.1.4, 6.2.1-6.2.6, 6.3.1-6.3.6, 6.4.1-6.4.5 Правил ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» не осуществляется подготовка к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны; маршрутов движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны; порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми.
Проверкой установлено, что в нарушение требований п.1.4 Правил в мирное время в ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» не созданы звенья по обслуживанию ЗС ГО.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Новгородская область, г.Пестово, ул. Курганная, д.18, эксплуатируемое ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», содержится с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не готово к приему укрываемых.
Согласно п.1.1 Устава ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», учреждение является некоммерческой организацией, созданной Новгородской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере здравоохранения. Согласно п. 1.6 Устава учредителем учреждения ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» является Министерство здравоохранения Новгородской области. Функции и полномочия учредителя в отношении ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» от имени Министерства здравоохранения Новгородской области осуществляются Департаментом имущественных отношений. В соответствии с п.1.7 Устава ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», собственником имущества учреждения является Новгородская область. Функции и полномочия собственника имущества учреждения от Новгородской области осуществляются министерством инвестиционной политики Новгородской области. Здание, расположенное по адресу: Новгородская область, г. Пестово, ул. Курганная, д.18, в котором находится ЗС ГО, передано в оперативное управление ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ», является собственностью Новгородской области.
Согласно ч.2 ст. 30 Областного закона № 519-ОЗ расходы по содержанию имущества Новгородской области, закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и учреждениями на праве оперативного управления несет это предприятие, учреждение в соответствии с действующим законодательством.
Согласно представленным сведениям Главного управления МЧС России по Новгородской области от 22 апреля 2020 года, к защитным сооружениям гражданской обороны, расположенным на территории Пестовского района Новгородской области, по адресу: Новгородская область, г.Пестово, ул. Курганная, д.18, относятся пять защитных сооружений гражданской обороны, которые состоят на учете в Главном управлении МЧС России по Новгородской области под инвентарными номерами : инфекционное отделение – инв. № № детское отделение- инв. № №, подземный переход- инв. № №, главный корпус- инв. № №, поликлиника - инв. №№. Дата постановки на учет ЗС ГО, расположенных в инфекционном отделении, подземном переходе - 1988 г., в детском отделении, главном корпусе и поликлинике- 1985 г. Собственником указанных ЗС ГО является Новгородская область. Балансодержателем данных защитных сооружений является Министерство здравоохранения Новгородской области, а эксплуатирующей организацией – ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ».
В материалы дела представлены копии паспортов противорадиационных укрытий № 1,2,3,4,5, расположенных по адресу: 174510, г.Пестово, ул.Курганная, д.18. Согласно паспортам, указанное ЗС ГО принадлежит ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ». Из паспортов следует, что организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, является ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ». Согласно паспорта № 1 (главный лечебный корпус) вместимость ЗС ГО – 550 человек, общая площадь – 1100 кв.м., ЗС ГО является встроенным в здание главного пятиэтажного корпуса. В соответствии с имеющимся в материалах дела паспортом противорадиационного укрытия № 2 (детское отделение), вместимость составляет 325 человек, общая площадь 650 кв.м., являет встроенным в двухэтажное здание. Согласно паспорта № 3 (инфекционное отделение) имеет следующие технические характеристики: вместимость - 240 человек, общая площадь – 614 кв.м. ЗС ГО является встроенным в здание инфекционного отделения в два этажа. В соответствии с паспортом № 4 (поликлиника) вместимость защитного сооружения составляет 250 человек, площадь сооружения – 648 кв.м. ЗС ГО является встроенным в здание поликлиники, состоящей из двух этажей. Согласно паспорта № 5 (подземный переход) вместимость защитного сооружения составляет 200 человек, площадь сооружения – 320 кв.м. Назначение указанных защитных сооружений, согласно паспортов противорадиационного укрытия - для укрытия медперсонала, семей медперсонала, обслуживающего персонала, больных.
Судом установлено, что организацией, эксплуатирующей ЗС ГО с инвентарными номерами № № по адресу: Новгородская область, г.Пестово, ул. Курганная, д. 18 является ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ».
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны, их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Обязанность по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию возложена на все организации, независимо от организационно-правовой формы. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
Согласно пункту 3.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: 1. Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений. 2. Журнал оценки технического состояния ЗС ГО. 3. Сигналы оповещения гражданской обороны. 4. План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых. 5. План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации. 6. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств. 7. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. 8. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО. 9. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО. 10. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО. 11. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты. 12. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами. 13. Инструкция по обслуживанию ДЭС. 14. Инструкция о мерах пожарной безопасности.15. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО.16. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).17. Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью.18. Журнал учета работы ДЭС. 19. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования. 20. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения. 21. Список телефонов.
Таким образом, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что защитные сооружения гражданской обороны содержится с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не исполняются. Материалами дела подтверждено, что ответчиком до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Поскольку указанные защитные сооружения своего статуса, как защитного сооружения гражданской обороны, не утратило, содержатся с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком требований законодательства о надлежащем содержании данных защитных сооружений нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в них граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации. Бездействие ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» по содержанию ЗС ГО в мирное время в случае возникновения чрезвычайной ситуации может повлечь или повлечет за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушений условий жизнедеятельности. Определить круг лиц, права и интересы которых нарушаются, вследствие не исполнения ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» требований по содержанию ЗС ГО, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Правовых оснований для освобождения ответчика от исполнения обязанности по содержанию, обеспечению готовности к использованию ЗС ГО не имеется. Доводы ответчика, не признающего исковые требования прокурора Пестовского района, судом отклоняются, как несостоятельные. До настоящего времени документация для снятия с учета ЗС ГО ответчиком не оформлялась и вопрос о снятии с учета ЗС ГО в установленном законом порядке не решался. Согласно письма Администрации Пестовского муниципального района, представленного в суд, Администрация Пестовского муниципального района не имеет полномочий для снятия указанных сооружений с учета ЗС ГО.
Статус ЗС ГО подтверждён сведениями Главного управления МЧС России по Новгородской области и Администрации Пестовского муниципального района о защитных сооружениях гражданской обороны на территории Пестовского муниципального района, паспортами защитных сооружений гражданской обороны, согласно которым организацией, эксплуатирующей защитные сооружения гражданской обороны по адресу: Новгородская область, г.Пестово, ул. Курганная,д.18 с инвентарным № № по адресу: Новгородская область, г.Пестово, ул. Курганная, д. 18 является ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ».
Бездействие ответчика по содержанию ЗС ГО в мирное время в случае возникновения чрезвычайной ситуации может повлечь или повлечет за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования прокурора Пестовского района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» об обязании совершить определенные действия подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокурор при подаче настоящего иска освобождён от уплаты государственной пошлины.
С учетом положений ч.1 ст.103 ГПК РФ, с ГОБУЗ «Пестовская ЦРБ» в соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Пестовского района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Пестовская центральная районная больница» - удовлетворить.
Обязать Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Пестовская центральная районная больница» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить следующую документацию в отношении ЗС ГО, расположенных по адресу: Новгородская область, г.Пестово, ул. Курганная, д.18 - паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО; инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцию по обслуживанию ДЭС; инструкцию о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; список телефонов; обеспечить проведение технического обслуживания технических систем ЗС ГО, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций ЗС ГО, расположенного по адресу: Новгородская область, г.Пестово, ул.Курганная д.18; обеспечить подготовку к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначить защитное сооружение гражданской обороны; маршруты движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны; порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми; обязать создать звенья по обслуживанию ЗС ГО в мирное время.
Взыскать с Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Пестовская центральная районная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Пестовский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Судья
Пестовского районного суда: С.А.Андреева
Мотивированное решение составлено 29 апреля 2020года