Дело № 21-381/2020
Судья Филиппов Н.И.
Р Е Ш Е Н И Е по жалобе по делу об административном правонарушении20 августа 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Крупяковой А.В. на постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике № 238/02 от 24 октября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Чебоксары
установил:
постановлением заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике № 238/02 от 24 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 июня 2020 года, администрация города Чебоксары признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, защитник Крупякова А.В. обратилась с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике № 238/02 от 24 октября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 июня 2020 года отменить. В обоснование жалобы указывает, что исполнение судебного решения невозможно вследствие обстоятельств, которые с учётом специфики могут расцениваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Считает, что администрацией г. Чебоксары предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов – объявлены аукционы в электронной форме на приобретение объектов, предоставление квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие надлежаще извещенного защитника Крупяковой А.В., заслушав мнение представителя УФССП по Чувашской Республике Андреевой Т.В. об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Ответственность по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Ответственность по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Исходя из диспозиции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, квалифицирующим признаком данного правонарушения является неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный после наложения административного штрафа.
Согласно положениям статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 113 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные нормы направлены на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Из материалов дела следует, что на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике находится исполнительное № от 28 февраля 2019 года, возбужденное на основании исполнительного документа -исполнительного листа серия № от 27 февраля 2019 года, выданного Ленинским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики, которым на администрацию города Чебоксары возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Администрация <адрес> в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не исполнило, в связи с чем 29 августа 2019 года судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
В связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, 14 ноября 2019 года администрация г. Чебоксары привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.
4 февраля 2020 года в рамках указанного исполнительного производства администрации города Чебоксары вручено требование об исполнении вышеуказанного решения суда в срок до 2 марта 2020 года, о чем необходимо было сообщить судебному приставу - исполнителю по адресу в срок до 3 марта 2020 года. Администрация города Чебоксары предупреждена об административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ.
Неисполнение требования судебного пристава-исполнителя явилось основанием для составления 20 февраля 2020 года в отношении администрации города Чебоксары протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ и вынесения 24 февраля 2020 года постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства объективно свидетельствуют о невыполнении администрацией города Чебоксары, являющейся должником по исполнительному производству № от 28 февраля 2019 года, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в полном объеме в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
На основании имеющихся в деле доказательств в их совокупности в постановлении должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности администрации <адрес> в нарушении требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», и действия администрации правильно квалифицированы по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений не допущено.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях администрации г. Чебоксары состава вмененного административного правонарушения подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Должностное лицо отдела судебных приставов и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в полном объеме в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Недостаточное финансирование и необходимость соблюдения процедуры осуществления закупок для государственных нужд не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Так как наличие объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено, постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике № 238/02 от 24 октября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Чебоксары оставить без изменения, жалобу защитника Крупяковой А.В. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев