Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5022/2024 ~ М-4435/2024 от 18.04.2024

                                                                                    ___

Дело № 2-5022/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                                                                                  10 июня 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Михайловой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутской транспортной прокуроры в интересах неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Севера» о возложении обязанности устранить нарушения,

    У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указано на то, что Якутской транспортной прокуратурой совместно с Саха (Якутским) ТОГАН МТУ Ространснадзора по ДФО в ноябре 2023 года проведена проверка в сфере соблюдения прав инвалидов по вопросу беспрепятственного доступа к объекту транспорта.

В ходе проверки выявлены нарушения, а именно в филиале «Аэропорт Белая Гора» ФКП «Аэропорты Севера» отсутствуют напольные тактильно-контрастные указатели, ведущие в туалетные комнаты, зоны досмотра, зоны отдыха, камерам хранения и другим объектам транспортной инфраструктуры. На территории филиала «Аэропорт Белая Гора» ФКП «Аэропорты Севера» не выделено место для выгула собак-проводников. В здании филиала «Аэропорт Белая Гора» ФКП «Аэропорты Севера» отсутствует визуальное оповещение. В связи с выявленными нарушениями якутским транспортным прокурором ____ генеральному директору ФКП «Аэропорты Севера» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. В своем ответе от ____ ФКП «Аэропорты Севера» указал на то, что нарушения устранены не в полном объеме, и запланированы соответствующие мероприятия по их устранению. Истец не согласен с указанным сроком по устранению ответчиком нарушений, поскольку считает его длительным. В связи с чем просит обязать ФКП «Аэропорты Севера» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно: отсутствие напольных тактильно-контрастных указателей, ведущих в туалетные комнаты, зоны досмотра, зоны отдыха, камерам хранения и другим объектам транспортной инфраструктуры.

    В судебном заседании помощник прокурора Подрясов Ю.А. исковые требования поддержал.

    Представитель ответчика Лукин Г.Н. с иском не согласился.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. В данном случае лиц, в интересах которых выступает прокурор, невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов в силу численного непостоянства и персональной изменчивости.

Абзацами 3 и 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Указанные способы защиты гражданских прав направлены на предупреждение угрозы их нарушения и присуждение ответчикам исполнение обязанности.

Согласно статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Согласно ч. 7 ст. 15 этого же Федерального закона организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 52875-2018, тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры. Кроме того, на указанных объектах ТНУ используются для тактильного обозначения безопасных путей следования, обозначения мест их начала и изменения направления движения, для обозначения мест посадки в маршрутные транспортные средства, мест получения инвалидами по зрению услуг или информации. К пешеходным путям территорий общего пользования относятся тротуары, пешеходные дорожки, наземные, подземные и надземные пешеходные переходы, пешеходные улицы, пешеходные мосты. К объектам транспортной инфраструктуры относятся аэропорты, железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, морские и речные вокзалы, станции метрополитена, включая посадочные платформы и перроны, остановочные пункты маршрутных транспортных средств.

Из материалов дела следует, что транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов по вопросу беспрепятственного доступа к объекту транспорта установлено, что в филиале «Аэропорт Белая Гора» ФКП «Аэропорты Севера» отсутствуют напольные тактильно-контрастные указатели, ведущие в туалетные комнаты, зоны досмотра, зоны отдыха, камерам хранения и другим объектам транспортной инфраструктуры

Обязанность организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения (независимо от организационно-правовых форм) по обеспечению доступности здания для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлена ч. 7 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из которой не следует, что она должна применяться только при строительстве новых или реконструируемых объектов.

Таким образом, ФКП «Аэропорты Севера», как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, и обязанность по обеспечению доступности для лиц с ослабленным зрением, к объектам транспортной инфраструктуры.

В силу ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок для производства работ, применительно к рассматриваемому делу, определяется исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требование разумности – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ФКП «Аэропорты Севера» в филиале «Аэропорт Белая Гора» устранить нарушения ч. 1, 3, 5 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде отсутствия напольных тактильно-контрастных указателей, ведущих в туалетные комнаты, зоны досмотра, зоны отдыха, камерам хранения и другим объектам транспортной инфраструктуры в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                     ___                          М.В. Макаров

___

___

2-5022/2024 ~ М-4435/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Якутский транспортный прокурор
Ответчики
ФКП Аэропорты Севера
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Макаров Михаил Валерьевич
Дело на странице суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2024Передача материалов судье
19.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2024Подготовка дела (собеседование)
08.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
17.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее