дело №2-943/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2021 года с. Караидель
Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахретдиновой Е.Н., при секретаре судебного заседания Хусаеновой Ф.Р., с участием истца Хамитова С.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамитова С.Т. к администрации сельского поселения Магинский сельсовет муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Хамитов С.Т. обратился в суд с иском к администрации СП Магинский сельсовет МР Караидельский район РБ, в котором просит признать в порядке приобретательной давности право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец Хамитов С.Т. проживает в индивидуальном жилом доме по вышеуказанному адресу, который он приобрел в ДД.ММ.ГГГГ году у ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ Сделка не была документально оформлена, денежные средства были переданы наличным расчетом, расписка и договор купли-продажи не оформлялись. Наследники ФИО5, в частности его дочь Хафизова А.М., на данное недвижимое имущество не претендуют. Своевременно при передаче дома правоустанавливающие документы оформлены не были, затем прежний владелец умер. Он зарегистрирован по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, проживает в данном доме, несет бремя содержания, производит за свой счет ремонт, оплачивает все предусмотренные коммунальные услуги и налоги, т.е. добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым домом на правах собственника в течение более 15 лет.
В ходе судебного заседания истец Хамитов С.Т. поддержал исковое заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации СП Магинский сельсовет МР Караидельский район РБ о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела надлежаще извещен, однако к указанной дате и времени на судебное заседание не явился, возражения по иску не представил.
Третье лицо Хафизова А.М. подтвердила в судебном заседании о том, что Хамитов С.Т. действительно купил у ее отца ФИО5 дом за 4000 рублей. Возражений по признанию права собственности за ним не имеет. Жилой дом не оформили в свое время, отец умер.
Руководствуясь нормами ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив в совокупности материалы дела, выслушав истца Хамитова С.Т., третье лицо Хафизову А.М., свидетеля ФИО4, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав
осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Таким образом, приобретательная давность является одним из оснований приобретения права собственности на имущество, а защита данного права осуществляется в судебном порядке путем признания права.
Приобретение права собственности в силу приобретательной давности возможно в связи с давностным владением имуществом, у которого нет надлежащего собственника, либо он есть, но не проявляет к своему имуществу никакого интереса, не вступает в юридически значимые действия по поводу владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По смыслу приведенных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула). Наличие же титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
В пункте 59 указанного выше постановления Пленума разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права собственности подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ДД.ММ.ГГГГ году Хамитов С.Т. приобрел у ФИО5 дом с земельным участком за 4 000 руб.
Из справки администрации сельского поселения Магинский сельсовет МР Караидельский район следует, что за ФИО5 числится жилой домДД.ММ.ГГГГ года постройки, и земельный участок площадью 1213 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, и действительно на момент смерти был зарегистрирован по данному адресу.
Согласно свидетельству о смерти ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки администрации сельского поселения Магинский сельсовет МР Караидельский район следует, что в жилом <адрес> д<адрес> <адрес> РБ зарегистрирован и проживает Хамитов С.Т.
Согласно техническому плану здания, жилой дом имеет общую площадь 57, 6 кв. м, возведен в ДД.ММ.ГГГГ году, правообладатели жилого помещения отсутствуют.
Спорный жилой дом расположен на земельном участке, относящемся к категории земель населенных пунктов, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1213 кв. м, с кадастровым номером №.
Вышеуказанный объект недвижимости в Реестр муниципального имущества сельского поселения Магинский сельсовет МР Караидельский район РБ не внесен.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, право собственности ни за кем не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения исковых требований Хамитова С.Т. о признании права собственности в порядке приобретательной давности на жилой дом имеются, поскольку он более 15 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным недвижимым имуществом – спорным жилым домом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление удовлетворить.
Признать за Хамитовым С.Т. в порядке приобретательной давности право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Н. Фахретдинова