КОПИЯ
Дело № 2-1145/2023 11 апреля 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Малышевой Е.Е.
при секретаре Серебренниковой Е.В.
с участием прокурора Захаровой Ю.В.
представителя ответчиков Зенченко Т.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник», к Администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> об обязании выделить денежные средства на разработку проектно-сметной документации.
У С Т А Н О В И Л:
Кунгурский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском.
Прокурор просит обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить МБУК «Центр эксплуатации зданий» денежные средства на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>, а также денежные средства на его реставрацию.
Прокурор просит обязать МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник» в течение двух лет после получения денежных средств от администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> провести на фасадах объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>, ремонтно-реставрационные работы, на основании разработанной и согласованной научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
Заявленные требования прокурор обосновывает тем, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Кунгурского муниципального округа.
По результатам проверки установлено следующее: Объект культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенное по адресу: <адрес>, поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением <адрес> от 05.12.2000 г. № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры <адрес> регионального значения», является памятником градостроительства и архитектуры. Зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером №.
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-16-01-03-358 утверждена опись предмета охраны объекта культурного наследия. Приказом Инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы территории объекта культурного наследия и установлена зона с особыми условиями использования территории.
Охранное обязательство утверждено приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником здания является муниципальное образование <адрес> края.
Администрация <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ приступила к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ на территории Кунгурского муниципального округа <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия исполнительного органа возложены на администрацию Кунгурского муниципального округа.
Таким образом, администрация Кунгурского муниципального округа <адрес> является правопреемником администрации <адрес> края.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № здание передано в оперативное управление МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник». Право оперативного управления зарегистрировано Управлением Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 5 Устава МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник» учредителем Музея является Кунгурский муниципальный округ <адрес> в лице администрации Кунгурского муниципального округа <адрес>.
Кунгурской городской прокуратурой с привлечением специалиста Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> ДД.ММ.ГГГГ осуществлен осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого установлено следующее.
Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов неудовлетворительное.
Цоколи кирпичные окрашенные. Отмостка вдоль восточного и южного фасадов совмещена с асфальтовым покрытием тротуара. Растрескивание отмостки, прорастание растительности в стыке между отмосткой и цоколем.
Крыльцо бетонное со ступеньками, металлические двупольные окрашенные двери под большим лучковым козырьком с коваными фигурными кронштейнами на тонких металлических опорах. Кровля козырька – листовое кровельное железо. Шелушение окрасочного слоя бетона. Со стороны двора из окна второго этажа оборудован эвакуационный выход с устройством металлической лестницы.
Стены фасадов кирпичные. Отмечается стертость, загрязнение, размытость окрасочного слоя стен по всему периметру здания, граффити на южном фасаде, фрагментарное обнажение кирпичной кладки фасадов. Частичное разрушение аттика над южным фасадом.
Кровля скатная фальцевая, материал кровли – кровельное окрашенное железо. Водосток организованный. Утрачены секции водосточных труб по периметру здания.
Оконные заполнения деревянные, окрашенные, наблюдается шелушение красочного слоя.
Территория не благоустроена. Металлическая фигурная ограда на кирпичном цоколе с юго-востока утрачена (сохранился цоколь с кирпичным декором).
Состояние внутренних помещений удовлетворительное. Деревянные двупольные филенчатые двери, относящиеся к предмету охраны, утрачены.
Доступ инвалидов к зданию не обеспечен.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия правообладателю необходимо провести ремонтно-реставрационные работы фасадов с установкой утраченных водостоков.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в Учреждение Кунгурским городским прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений. ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено, признано законным и обоснованным.
Вместе с тем, до настоящего времени объект культурного наследия в нормативное состояние не приведен, ремонтно-реставрационные работы на фасадах не проведены, доступ для инвалидов не обеспечен.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что правообладателем не в полной мере обеспечивается сохранность муниципального имущества, не обеспечены условия доступности для инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
Непринятие ответчиками мер по надлежащему исполнению требований законодательства об охране объектов культурного наследия исключает гарантированную государством защиту объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, что влечет угрозу утраты объекта культурного наследия, а также нарушает право неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования (л.д.104-105).
Прокурор просит обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник» денежные средства на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>.
Прокурор просит обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник» денежные средства на реставрацию объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>.
Прокурор просит обязать МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник» в течение двух лет после получения денежных средств от администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> провести на фасадах объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>, ремонтно-реставрационные работы, на основании разработанной и согласованной научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
Прокурор Захарова Ю.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Зенченко Т.Б. возражений по иску прокурора не представила.
Представитель третьего лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором указывает на то, что поддерживает исковые требования прокурора (л.д.97, 101).
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает, исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.
В силу ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно ст.9.3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, муниципальных округов или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ст.10 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют среди прочих органов, местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (далее - муниципальные органы охраны объектов культурного наследия).
В соответствии с п.1 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусмотрено, что требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно п.п.1 п.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено: Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Кунгурского муниципального округа.
По результатам проверки установлено, что объект культурного наследия «Училище реальное», расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры <адрес> регионального значения», является памятником градостроительства и архитектуры. Зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером № (л.д.54-68).
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена опись предмета охраны объекта культурного наследия. Приказом Инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы территории объекта культурного наследия и установлена зона с особыми условиями использования территории (л.д.44-49, 50-53).
Охранное обязательство утверждено приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.28-43).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником здания является муниципальное образование <адрес> края (л.д.24-27).
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия исполнительного органа возложены на администрацию Кунгурского муниципального округа.
Таким образом, администрация Кунгурского муниципального округа <адрес> является правопреемником администрации <адрес> края.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № здание передано в оперативное управление МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник». Право оперативного управления зарегистрировано Управлением Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-27).
Согласно п. 21 Устава имущество Учреждения является собственностью Кунгурского муниципального округа <адрес> и закрепляется за ним на праве оперативного управления (л.д.11-22).
Пунктом 32 Устава установлено, что при осуществлении права оперативного управления Музей обязан эффективно использовать закрепленное за ним имущество; обеспечивать сохранность и использование имущества по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества.
По результатам проведённого в ДД.ММ.ГГГГ осмотра объекта зафиксировано следующее:
Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов неудовлетворительное.
Цоколи кирпичные окрашенные. Отмостка вдоль восточного и южного фасадов совмещена с асфальтовым покрытием тротуара. Растрескивание отмостки, прорастание растительности в стыке между отмосткой и цоколем.
Крыльцо бетонное со ступеньками, металлические двупольные окрашенные двери под большим лучковым козырьком с коваными фигурными кронштейнами на тонких металлических опорах. Кровля козырька – листовое кровельное железо. Шелушение окрасочного слоя бетона. Со стороны двора из окна второго этажа оборудован эвакуационный выход с устройством металлической лестницы.
Стены фасадов кирпичные. Отмечается стертость, загрязнение, размытость окрасочного слоя стен по всему периметру здания, граффити на южном фасаде, фрагментарное обнажение кирпичной кладки фасадов. Частичное разрушение аттика над южным фасадом.
Кровля скатная фальцевая, материал кровли – кровельное окрашенное железо. Водосток организованный. Утрачены секции водосточных труб по периметру здания.
Оконные заполнения деревянные, окрашенные, наблюдается шелушение красочного слоя.
Территория не благоустроена. Металлическая фигурная ограда на кирпичном цоколе с юго-востока утрачена (сохранился цоколь с кирпичным декором).
Состояние внутренних помещений удовлетворительное. Деревянные двупольные филенчатые двери, относящиеся к предмету охраны, утрачены.
Доступ инвалидов к зданию не обеспечен (л.д. 54-68).
Таким образом, в действиях правообладателя усматриваются признаки нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 47.2, подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Вышеуказанные факты свидетельствуют о допущенных ответчиками нарушениях и о том, что сохранность муниципального имущества обеспечивается не в полной мере.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в Учреждение Кунгурским городским прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.69-72).
ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено, признано законным и обоснованным (л.д.73-75).
Вместе с тем, до настоящего времени объект культурного наследия в нормативное состояние не приведен, ремонтно-реставрационные работы на фасадах не проведены, доступ для инвалидов не обеспечен (л.д.76-77).
Непринятие ответчиками мер по надлежащему исполнению требований законодательства об охране объектов культурного наследия исключает гарантированную государством защиту объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, что влечет угрозу утраты объекта культурного наследия, а также нарушает право неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; внебюджетные поступления; местные бюджеты.
Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Суд приходит к выводу, что обязанность по выделению денежных средств для проведения мероприятий по приведению объекта культурного наследия в нормативное состояние следует возложить на администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес>, как на собственника объекта культурного наследия, включенного в реестр.
Следует обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник» денежные средства на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», а также в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на реставрацию объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, следует обязать МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник» в течение двух лет после получения денежных средств от администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> провести на фасадах объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>, ремонтно-реставрационные работы, на основании разработанной и согласованной научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник» денежные средства на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник» денежные средства на реставрацию объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Кунгурский историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник» в течение двух лет после получения денежных средств от администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> провести на фасадах объекта культурного наследия регионального значения «Училище реальное», расположенного по адресу: <адрес>, ремонтно-реставрационные работы, на основании разработанной и согласованной научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кунгурский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись) Е.Е.Малышева
Копия верна. Судья:
Подлинное решение подшито в гражданском деле №. Дело находится в Кунгурском городском суде <адрес>.