Судья Турбина Т.А. дело N 33а-6627/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Сивохина Д.А. и Горькова Д.В.
при помощнике судьи Авдониной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1194/2022 по административному исковому заявлению Сайгашкиной Т.К. об оспаривании решения министерства строительства Самарской области,
по апелляционной жалобе министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия
установила:
Сайгашкина Т.К. обратилась в суд с административным иском к министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ г. подала заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. министерство строительства Самарской области сообщило об отказе во включении в реестр, на основании подпунктов «в» пункта 2.2 Порядка, а именно в связи с непредставлением документов, установленных п.2.2 Порядка.
Ссылаясь на нарушение своих прав как пострадавшего участника долевого строительства, Сайгашкина Т.К. просила признать незаконным оспариваемый отказ министерства строительства Самарской области.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 10 марта 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемое решение признано незаконным, на министерство возложена обязанность заново рассмотреть заявление Сайгашкиной Т.К. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства (л.д. 95-105).
В апелляционной жалобе министерство строительства Самарской области просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 107-108).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.
Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Решение суда может быть отменено или изменено судом апелляционной инстанции (пункты 2, 3 статьи 309, пункт 4 части 1, часть 4 статьи 310 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 1 статьи 309 КАС РФ, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда отвечает приведенным требованиям и отмене не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Законом Самарской области от 08.07.2019 г. № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» (далее Закон № 84-ГД) установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 г. № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является министерство строительства Самарской области.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. между <данные изъяты> и Ширшиным А.А. заключен договор N № «О долевом участии в строительстве жилого дома по <адрес> Предметом договора являлась однокомнатная квартира по адресу: <адрес> этаж стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д. 10-13, л.д. 56-58, л.д. 70).
ДД.ММ.ГГГГ г. между Ширшиным А.А. и Тарасовым Б.Ю. заключен договор № о переуступке права на долевое участие в строительстве жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 9, л.д. 65-67).
ДД.ММ.ГГГГ. между Сайгашкиной Т.К., Тарасовым Б.Ю. и <данные изъяты> заключен договор N № о переуступке права на долевое участие в строительстве жилого дома по адресу: <адрес> (строительный), согласно которому Тарасов Б.Ю. переуступает на возмездной основе истцу права по долевому участию в строительстве жилого дома по адресу: <адрес>) и прав на получение в собственность по окончании строительства и ввода в эксплуатацию следующей квартиры № строительная секция <данные изъяты> (л.д. 7-8, л.д.62-64).
Согласно представленной расписке Тарасов Б.Ю. ДД.ММ.ГГГГ г. получил от Сайгашкиной Т.К. денежные средства в размере <данные изъяты> руб., однако застройщик свои обязательства не исполнил, жилой дом не построил, квартиру ей не передал, признан несостоятельным (банкротом) (л.д. 8, л.д. 64, л.д. 35-37).
Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу N № требование Сайгашкиной Т.К. включено в реестр требований о передаче жилого помещения (л.д. 14-л.д.59-61, л.д. 68-71а).
ДД.ММ.ГГГГ г. заявитель обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства (л.д. 54-55).
Уведомлением Министерства строительства Самарской области, доведённым до сведения заявителя письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. N № во включении заявителя в реестр отказано на основании пп. «в», и п.2.2 названного выше Порядка, т.е. в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в ст.5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области», непредставлением документов, указанных в п.2.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 927 от 13 декабря 2019 г. Полагает указанный отказ незаконным и нарушающим его права, так как истец соответствуют всем критериям для признания пострадавшим участником долевого строительства (л.д. 15).
Не согласившись с таким решением, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд, руководствуясь требованиями Закона Самарской области от 08 июля 2019 г. № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области»; Постановления Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927, утвердившего Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, пришел к выводу о том, что отказ Министерства строительства Самарской области во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно статье 5 Закона N 84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям: наличие заключённого с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения; исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве; заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика; признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков); отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа; отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются: паспорт гражданина РФ, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства; действующий договор участия в долевом строительстве, заключённый с недобросовестным застройщиком; платёжные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключённым с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы); постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством РФ о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков); определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии); документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства); свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности предоставить сведения, которые закон связывает с основаниями для включения в реестр пострадавших дольщиков, и документы, подтверждающие соответствие административного истца обозначенным им критериям.
Министерство строительства Самарской области, в свою очередь, должно доказать наличие предусмотренных законом обстоятельств, послуживших основанием для отказа во включении административного истца в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения и его полноту.
В нарушение положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ такие доказательства административным ответчиком в материалы дела не представлены. В то же время административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов доказан.
Как видно из представленной в материалы дела расписке, Сайгашковой Т.К. переданы Тарасову Б.Ю. денежные средства, т.е. фактически Сайгашкова Т.К. является участником долевого строительства жилого дома по адресу: <адрес>
Так же, как следует из материалов административного дела и не оспаривается сторонами, Сайгашковой Т.К. условия договора исполнены в полном объёме. Оплата приобретаемой квартиры в размере <данные изъяты> руб. произведена. Тогда как застройщик в установленный законом срок передачу жилого помещения не обеспечил.
Отсутствие у административного истца документов, подтверждающих оплату по договору о долевом участии в строительстве N № от ДД.ММ.ГГГГ г. между застройщиком и первоначальными дольщиками, не должно влиять на его права, поскольку платежные документы, подтверждающие исполнение истцом обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключенным с недобросовестным застройщиком, представлены.
В силу положений норм приведенного законодательства исполнение административным истцом, как дольщиком, обязательств по оплате жилого помещения, не является безусловным основанием для отказа во включении в реестр.
Таким образом, выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам
определила:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 10 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято 1 июля 2022 г.
Председательствующий:
Судьи: