Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4494/2023 ~ М-3877/2023 от 18.10.2023

УИД 57RS0023-01-2023-005397-97

Дело № 2-4494/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2023 года     город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Доровых Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Городничевой К.С.,

с участием помощника прокурора Советского района г. Орла Сиротинина А.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орла в интересах Елистратова Александра Алексеевича к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение льготного лекарственного препарата,

установил:

прокурор Советского района г. Орла обратился в суд с иском в интересах Елистратова Александра Алексеевича к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение льготного лекарственного препарата.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что прокуратурой Советского района г. Орла проведена проверка по обращению Елистратова А.А., в ходе которой установлено, что Елистратов А.А., с мая 2023 г. состоит на учете в <данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>». В связи с имеющимся заболеванием Елистратову А.А. назначено проведение комбинированной гормональной терапии лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 1 раз в день внутрь ежедневно длительно.

Однако данным лекарственным препаратом Елистратов А.А. не обеспечивается надлежащим образом.

Согласно решению Советского районного суда г. Орла от 14 августа 2023 г. на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность по обеспечению Елистратова А.А. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» своевременно и в полном объеме в соответствии с назначением врача.

25 августа 2023 г. врачом <данные изъяты> выписан рецепт на обеспечение лекарственным препаратом «<данные изъяты>», который обслужен только 12 сентября 2023 г., в связи с чем Елистратов А.А. был вынужден 02сентября 2023 г. приобрести вышеуказанный лекарственный препарат за счет собственных средств,затратив денежные средства в сумме 48 182 рублей.

По данным основаниям прокурор Советского района г. Орла просил суд взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в пользу Елистратова Александра Алексеевича денежные средства, затраченные на приобретение льготного лекарственного препарата в сумме 48 182 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Орла Сиротинин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание, не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора Советского района г. Орла Сиротинина А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

В силу части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (названного закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (С 00 - С 97).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с которым в группе "категории заболеваний" поименованонкологические заболевания, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Статья 16 ГК РФ устанавливает обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодексаРоссийской Федерации).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта в качестве представителя ответчика по искам к субъекту о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. N 399 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области" (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

В судебном заседании установлено, что Елистратов А.А., <данные изъяты> года рождения, с мая 2023 года состоит на учете в <данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>».

13 сентября 2023 г.Елистратову А.А. установлена 1 группа инвалидности, включен в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.

Учитывая наличие метастатической гормоночувствительной формы опухолевого процесса, данные морфологического исследования, клинические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации, по решению врачебной комиссии <данные изъяты> Елистратову А.А. назначено проведение комбинированной гормональной терапии, в том числе и препаратом «<данные изъяты>» 240 мг 1 раз в день внутрь ежедневно длительно.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Орла от 14 августа 2023 г. на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность обеспечитьЕлистратова А.А. лекарственным препаратом «<данные изъяты>», которым он не обеспечивался своевременно.

Так, согласно сведениям обеспечения Елистратова А.А. вышеуказанным лекарственным препаратом, по выписанному рецепту от 25 августа 2023 г., последний был обеспечен лекарственным препаратом несвоевременно, лекарственное средство было отпущено истцу только 12 сентября 2023 г., при том, что согласно медицинским показаниям применение данного лекарственного препарата в связи с тяжестью и характером течения заболевания назначено Елистратову А.А. постоянно, является жизненно необходимым для истца, поскольку в случае, если он не будет получен, это крайне отрицательно скажется на состоянии его здоровья, в том числе может привести к сокращению срока жизни.

В связи с ненадлежащим обеспечением лекарственным препаратом по рецепту врачаот 25 августа 2023 г., Елистратов А.А. был вынужден 02сентября 2023 г. приобрести лекарственный препарат «ФИО6» (МНН «<данные изъяты>») самостоятельно за свой счет, затратив денежные средства в общей сумме 48 182 рублей, что подтверждается кассовым чеком.

Установив изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание то, что несвоевременное обеспечение Елистратова А.А. лекарственным препаратом создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его права на бесплатное получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу о наличии вины Департамента здравоохранения Орловской области в причинении истцу убытков, в виде затрат на приобретение лекарственного препарата, в связи с чемполагает необходимым удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика за счет казны Орловской области денежные средства, затраченныеистцом на приобретение льготного лекарственного препаратав сумме48 182 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5753061308, ░░░░ 1155749000604) ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 48 182 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2023 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-4494/2023 ~ М-3877/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Елистратов Александр Алексеевич
Прокуратура Советского района г.Орла
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
ГУП ОО "Орелфармация"
Департамент финансов Орловской области
БУЗ ОО "Орловский онкологический диспансер"
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Доровых Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
18.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
23.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2023Дело оформлено
28.12.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее