78MS0№-50
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 27 февраля 2024 года
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Воробьевой И.А.
при помощнике ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о взыскании с ответчика расходов на приобретение лекарственных препаратов на сумму 2556,89 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В обоснование заявленного иска ФИО1 указал, что он является инвалидом; в связи с заболеванием ему требуется постоянное применение лекарственных препаратов «бисопролол», «карвадиол», «моксонидин» на которые ему были выписаны рецепты. Однако эти рецепты отоварены не были по причине отсутствия лекарств в аптечной сети, в связи с чем он был вынужден приобретать лекарственные препараты самостоятельно и за свой счет, поскольку использование именно этих лекарства необходимо по жизненным показаниям. Так, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «карвадиол» на сумму 267,40 рубля, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «карвадиол» на сумму 267,40 рубля, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «карвадиол» на сумму 249 рублей, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат « максонидин» на сумму 219 рублей, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «максонидин» на сумму 289 рублей, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «бисопролол» на сумму 229 рублей, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «бисопролол» на сумму 66 рублей;, ДД.ММ.ГГГГ препарат «карвадиол» на сумму 245 рублей, ДД.ММ.ГГГГ препарат «карвадиол» на сумму 284 рубля.
Кроме того, истец сослался на то, что испытывал моральный вред, то есть физические и нравственные страдания в связи с отсутствием лекарственных препаратов, необходимого ему по жизненным показаниям.
Истец указал, что Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи, предусмотренной законами Санкт-Петербурга, для определенных категорий граждан, создает условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, организует обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга, АО «Петербургские аптеки», СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №<адрес>»
Истец в судебное заседание явился, требования иска поддержал в уточненном виде, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, иск не признал.
Третье лицо- Комитетов финансов Правительства Санкт-Петербурга извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – АО «Петербургские аптеки» извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №<адрес>» в суд не явился, представителя не направил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат частичному удовлетворению. В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.
В соответствие со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан » лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечень которых утвержден федеральным законодательством, отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении.
В соответствие с п. 3.7 «Положения о Комитете по здравоохранению», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга отДД.ММ.ГГГГ №, Комитет организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности. Согласно п. 3.8 этого Положения, Комитет организует в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной в пункте 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 1.3-1Положения, Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление централизованных закупок в случаях, определенных Правительством Санкт-Петербурга.
Таким образом, организация обеспечения гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Согласно п. 6 «Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», утвержденных Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание):
рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Согласно Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2406-р, лекарственные препараты «бисопролол», «карвадиол», «моксонидин» включены в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской психиатрической помощи. Данные препараты также включены в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг.
В настоящем случае установлено, что истец является инвалидом. В связи с заболеванием ему требуется постоянное применение лекарственных препаратов «бисопролол», «карвадиол», «моксонидин» на которые ему были выписаны рецепты. Однако эти рецепты отоварены не были по причине отсутствия лекарств в аптечной сети. Данный факт не оспаривается ответчиком и подтвержден выпиской по движению лекарственных препаратов в отношении данного физического лица.
Судом установлено, что ФИО1, что был вынужден приобретать лекарственные препараты самостоятельно и за свой счет, поскольку использование именно этих лекарства необходимо ему по жизненным показаниям. Так, ДД.ММ.ГГГГ истцом приобретен препарат «карвадиол» на сумму 267,40 рубля, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «карвадиол» на сумму 267,40 рубля, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «карвадиол» на сумму 249 рублей, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат « максонидин» на сумму 219 рублей, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «максонидин» на сумму 289 рублей, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «бисопролол» на сумму 229 рублей, ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат «бисопролол» на сумму 66 рублей;, ДД.ММ.ГГГГ препарат «карвадиол» на сумму 245 рублей, ДД.ММ.ГГГГ препарат «карвадиол» на сумму 284 рубля, то есть, на сумму 2556,89 рублей.
Суд учитывает, что приобретение лекарственного препаратов истцом за собственный счет производилось в период в условиях отсутствия препарата в льготной сети и неотоваренном льготном рецепте. Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что Комитетом по здравоохранению не представлено достаточных доказательств того, что были предприняты все необходимые меры к организации своевременного обеспечения граждан (в том числе и истца) указанным лекарственным средством. Именно образовавшийся дефицит, по мнению суда, привел к тому, что указанный лекарственный препарат приобретался истцом на коммерческой основе и за свой счет. Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что Комитет «предпринимал меры к закупке препарата». При этом суд учитывает, данные меры не были своевременными, что и привело к тому, что указанные лекарственные препараты отсутствовали в аптечной сети на льготной основе в необходимое для гражданина время.
Суд критически относится к доводу представителя ответчика о том, что «взыскание денежных средств, потраченных самим истцом в период отсутствия льготного обеспечения, приведет к неосновательному обогащению истца». При этом, суд учитывает, что ответчик не отрицает тот факт, что спорные препараты (в период его отсутствия в аптечной сети) были необходимы истцу по жизненным показаниям, отсутствие данного препарат могло поставить истца в опасность, осложнить течение его заболевания и, поэтому, истец не имел возможности отказаться от приема данных препаратов, а соответственно, и от их покупки. В связи с этим суд полагает, что приобретение препаратов истцом на коммерческой основе (в период отсутствия льготного обеспечения) являлось вынужденной мерой. По мнению суда, противоположная позиция фактически обесценит установленную государством гарантию на обеспечение лекарственными препаратами на льготной основе, поскольку предоставление лекарств должно быть своевременным и полным.
Суд, оценивая представленные доказательства и учитывая компетенцию Комитета по здравоохранения СПб, полагает, что, поскольку обеспечение необходимыми медицинскими изделиями гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, не было проведено своевременно, то понесенные истцом материальные затраты полежат возложению на Комитет. Суд учитывает, что ответчик не отрицает факта приобретено лекарства истцом в тот период, когда оно не было поставлено в аптечную сеть по государственному контракту.
В подтверждение заявленных требований прокурором в интересах истца представлены чеки на сумму 2556,89 рублей. Факт самостоятельной покупки истцом указанных препаратов на данную сумму ответчиком не отрицается. Количество приобретенного препарата соответствует указанному в рецептах. Общая сумма денежных средств, затраченная истцом на обеспечение лекарств по выписанному рецепту и составляющая 2556,89 рублей подлежит возмещению. Таким образом, иск в данной части подлежит удовлетворению.
Статьей 151 РФ предусматривается право гражданина на компенсацию морального вреда в случае, если имеет место нарушение неимущественных прав или нематериальных благ, к которым, несомненно, относится здоровье гражданина.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются, в частности, нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и <данные изъяты> и т.п.).
Суд полагает, что отсутствие обеспечения указанными лекарствами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Комитета по организации лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарствами не могло не причинять истцу нравственные страдания. Таким образом, суд полагает, что в данном случае имел место моральный вред, который должен быть компенсирован истцу за счет ответчика. Суд, учитывая степень вины ответчика, систематический характер несвоевременного обеспечения льготными лекарственными препаратами, размер средств потраченных истцом на приобретение лекарств, считает возможным установить размер компенсации морального вреда в сумме 15000 рублей. Размер, указанный в исковом заявлении, суд находит завышенным. В данной части иска требования подлежат частичному удовлетворению.
Таким образом, общая сумма взыскания составляет 17 556,89 рублей.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать в пользу ФИО1 с Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 2556,89 рублей, компенсацию морального вреда 15 000 рублей, а всего 17 556,89 рублей.
В остальной части требований иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд.
Судья: