24RS0054-01-2023-000026-66
№ 2-357/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 марта 2023 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,
при секретаре Васиной А.А.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Б.Т.А.,
ответчика - Главы Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края Н.И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края об обязании устранить нарушения требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к администрации Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края об обязании устранить нарушения требований санитарного законодательства. Требования мотивированы тем, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово проведен мониторинг качества питьевой воды, подаваемой в водопроводные сети с. М.И. <адрес>. Лабораторные исследования качества питьевой воды из разводящей водопроводной сети с. М.И. (водоразборная колонка по <адрес>) проводились в соответствии с Программой социально-гигиенического мониторинга качества питьевой воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных мест <адрес> на основании плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю на 2020 год, размещенного на официальном сайте управления в сети «Интернет» Web-сайт: http://24.rospotrebnadzor.ru. По результатам мониторинга за 2020 год качество воды водоразборных колонок распределительной сети с. М.И. <адрес> не соответствует установленным гигиеническим нормативам в 100% исследованных проб (по показателям - нитраты жесткость). Действия по разработке и утверждению технического здания осуществляет орган местного самоуправления поселения. Поскольку на территории Малоимышского сельсовета Ужурского района не определена организация, осуществляющая холодное водоснабжение, ответственность за разработку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и за согласование его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, несет администрация Малоимышского сельсовета. Администрация Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края является юридическим лицом и осуществляет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным Законом № 131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Уставом Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края, принятого сельским Советом депутатов 27.05.1998 № 5-16р, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 14 июля 1998 года, свидетельство № 90 (с изменениями и дополнениями). На момент предъявления настоящего искового заявления уведомление о несоответствии нормативам качества питьевой воды (исх. № 24-07-01/02-91-2021 от 25.01.2021) администрацией Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края не исполнено, а именно не разработано техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы, в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями; план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово не направлен. Согласно п. 1 раздела I СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - настоящие санитарные правила и нормы являются с обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Согласно п. 74 раздела VII СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - качество и безопасность питьевой воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у населения. Длительное использование питьевой воды с нарушением гигиенических требований по химическому составу обуславливает развитие различных заболеваний у населения. Неблагоприятное биологическое воздействие избыточного поступления в организм ряда химических веществ, проявляется не только в повышении общей или специфической заболеваемости, но и в изменении отдельных показателей здоровья, свидетельствующих о начальных патологических или предпатологических сдвигах в организме. Повышенное содержание нитратов в питьевой воде опасно тем, что нитраты оказывают токсичное действие на организм. Накапливаясь в организме человека, нитраты вызывают метгемоглобинемию. Нитраты отрицательно воздействуют на нервную, сердечно-сосудистую системы организма, желудочно-кишечный тракт и другие органы. При употреблении годами жесткой воды во внутренних органах откладываются соли, образовывается песок, камни, нарушается работа желудка, кишечника. Повышенное содержание нитратов и общей жесткости в питьевой воде оказывает отрицательное воздействие на здоровье детского и взрослого населения. Таким образом, ответчик, не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и п.п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 истец просит обязать администрацию Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края устранить нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 6; ч. 7 ст. 23, ч. 1, ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 6, п. 9 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, а именно разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации; разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Б.Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по доводам изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края Н.И.Н. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражении на иск, согласно которому пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено не исполнение непосредственных функций организации, осуществляющей водоснабжение, а организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 09.11.2017 № 2516-0 понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Вместе с тем, требования Управления не затрагивают вопросы осуществления ответчиком действий публично-властного характера и направлены на возложение обязанности по реализации конкретного функционала организации, осуществляющей водоснабжение, что является деятельностью, несвойственной органу местного самоуправления. Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, признается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях указанного федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или / водоотведения, отдельных объектов таких систем. Администрация в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, а не юридическим лицом - организацией, осуществляющей холодное водоснабжение. Как указано в статье 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лип и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о юридическом липе, в том числе коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Российским законодательством не допускается осуществление деятельности юридическим лицом, код которой не включен в сведения об организации в ЕГРЮЛ. В выписке из ЕГРЮЛ администрации Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края указаны коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 84.11.3 «Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера». Поскольку сведения об администрации в ЕГРЮЛ не содержат код, предусматривающий деятельность, связанную с осуществлением водоснабжения, то на нее не может быть возложена обязанность по разработке и согласованию плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, поскольку администрация не является организацией (юридическим лицом), осуществляющей холодное водоснабжение. Согласно требованиям Роспотребнадзора администрация в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу должна как разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, так и разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово. Вместе с тем, совершение указанных в требованиях Управления действий в такой короткий промежуток времени невозможно в силу следующего. Так, в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 указанной статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. Таким образом, действующим законодательством установлен трехмесячный срок, в течение которого должен быть разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды, которому также предшествует еще и разработка технического задания. В силу изложенного, исполнить требования Управления в течение 1 месяца не представляется возможным. Более того, указанный срок для исполнения требований Управления не учитывает особенностей бюджетного процесса и законодательства о закупках в рамках которых действует администрация. Поскольку требования Роспотребнадзора были предъявлены к администрации после формирования бюджета Малоимышского сельсовета на 2023 год, то исполнить их в месячный срок не представляется возможным, в связи с тем. что расходы, необходимые для исполнения требований Управления, в решении о бюджете не учитывались, для их исполнения необходима корректировка действующего бюджета 2023 года, которая производится Малоимышским сельским Советом депутатов. Помимо изложенного, администрации необходимо выполнить процедуры, предусмотренные положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно, провести соответствующие конкурсные процедуры, заключить муниципальные контракты на выполнение работ по разработке технического задания на разработку инвестиционной программы и плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Кроме того, в обоснование своей позиции, указывая, что питьевая вода не соответствует установленным требованиям, Управление ссылается на часть 5 статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ, согласно которой в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. Пробы питьевой воды должны быть взяты после проведения мероприятий по водоподготовке. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ под водоподготовкой понимается обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды. Так, на территории Малоимышского сельсовета деятельность по водоподготовке осуществляется станцией очистки воды. Вместе с тем, исследования воды после ее водоподготовки, то есть по результатам работы станции очистки воды, в нарушение части 5 статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ не проводились. В силу изложенного, требования Роспотребнадзора нельзя признать обоснованными, а значит, они не подлежат удовлетворению. Управление обратилось с исковым заявлением в суд в защиту неопределенного круга лиц с требованием к органу местного самоуправления - органу публичной власти, что подтверждается ссылкой в мотивировочной части искового заявления (л. 3) на вопрос местного значения по организации водоснабжения и водоотведения, полномочиями по осуществлению которого наделена администрация. В свою очередь, споры, связанные с возложением обязанности на орган публичной власти должны рассматриваться в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Таким образом, исковое заявление с указанными выше требованиями не может быть удовлетворено, поскольку спор не подлежит рассмотрению в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. В силу изложенного, требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности на орган местного самоуправления устранить допущенные нарушения, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Дополнительно пояснил, на сегодняшний день ведутся работы по заключению концессуального соглашения с организацией, которой будет осуществляться деятельность по эксплуатации объектов централизованной системы холодного водоснабжения. На балансе Малоимышского сельсовета стоит станция по очистке питьевой воды, которая была установлена на денежные средства Ужурского района, для ее технического обслуживания администрация нанимала специалистов. В 2019 году документы по техническим характеристикам станции были уничтожены. Для выполнения требований Управления Роспотребнадзора необходимо 4-5 месяцев.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
На основании ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 41 и ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 2, 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. «а» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края, в частности закреплены вопросы по организации в границах поселения водоснабжения населения, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Часть 3 указанной статьи устанавливает правило о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.
В силу ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 01.04.2020) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в частности, относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и их эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 - 11 ст. 23 Закона о водоснабжении, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденной Правительством Российской Федерации. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).
В соответствии с п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Судом установлено, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово проведен мониторинг качества питьевой воды, подаваемой в водопроводные сети с. М.И. <адрес>.
Согласно протоколам исследований (испытаний), измерений от 20.01.2020 № 171-25, от 11.02.2020 № 171- 147, от 13.03.2020 № 171-307; от 16.04.2020 № 171-546; от 15.05.2020 № 171-740; от 09.06.2020 № 171-969; от 10.07.2020 № 171-1236; от 07.08.2020 № 171-1449; от 17.09.2020 № 171-1823; от 16.10.2020 № 171-1947; от 13.11.2020 № 171-2099; от 10.12.2020 № 171-2277 качества воды водоразборной колонки системы централизованного питьевого водоснабжения по адресу: <адрес>, отобранные пробы воды водопроводной холодной не соответствуют требованиям п. 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Так, качество воды из водоразборных колонок распределительной сети с. М.И. в 100 % исследованных проб по показателям нитраты, жесткость.
По результатам проведенного мониторинга, в администрацию Ужурского района Красноярского края и администрацию Малоимышского сельсовета Ужурского района направлены уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды, а также о необходимости с целью устранения выявленных нарушений внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, в течение 3- х месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания; федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 44 указанного Федерального закона федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в частности, федеральное статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе наблюдение за состоянием заболеваемости инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания на человека, включая сбор данных о случаях заболеваний (отравлений) в связи с использованием продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В соответствии со ст. 45 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг. Социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3, 4 Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 года № 60 при ведении мониторинга решаются следующие задачи: гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения; выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения; установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека. Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, проведение социально-гигиенического мониторинга - это система наблюдения, которая не имеет своей целью непосредственное устранение допускаемых нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Именно этим социально-гигиенический мониторинг как мера государственного регулирования отличается от такой меры, как государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Программа социально-гигиенического мониторинга качества питьевой воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных мест Красноярского края проводится в соответствии с планом деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю на 2020 год, размещенного на официальном сайте управления в сети «Интернет» Web-сайт: http://24.rospotrebnadzor.ru.
Вместе с тем, согласно п. 2 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).
Утверждение инвестиционной программы в отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения не допускается (п. 4 Правил).
В соответствии с п. 6 указанных Правил, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). Органы местного самоуправления поселений (городских округов) согласовывают техническое задание или направляют в орган местного самоуправления поселения (городского округа), который разработал техническое задание, предложения о внесении изменений в техническое задание в течение 30 дней со дня поступления технического задания на согласование. Орган местного самоуправления поселения (городского округа), разработавший техническое задание, обязан учесть предложения органов местного самоуправления поселений (городских округов), в которые было направлено техническое задание для согласования, и направить доработанное техническое задание на повторное согласование в течение 10 дней со дня получения предложений о внесении соответствующих изменений.
Таким образом, действия по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации осуществляет орган местного самоуправления поселения.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1, 7 ст. 23 указанного Федерального закона, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
В силу ч. 1, 11 ст. 40 Федерального закона о водоснабжении, основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения и водоотведения; плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На территории Малоимышского сельсовета Ужурского района не определена организация, осуществляющая холодное водоснабжение, в связи с чем ответственность за разработку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и за согласование его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, несет администрация Малоимышского сельсовета Ужурского района.
Как следует из ст. 2 Устава Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края, Малоимышский сельсовет Ужурского района является самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Ужурского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края и указанным Уставом.
К вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 14 ст. 7 Устава).
Коммуникационное сооружение водоисточника населения с. Малый Имыш, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования Малоимышский сельсовета М.И. <адрес>.
До настоящего времени доказательств разработки и утверждения администрацией Малоимышского сельсовета технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, а также разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласования его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово, не представлено.
Понуждение органа местного самоуправления к выполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей не может расцениваться как вмешательство в его деятельность,
Решение вопросов местного значения не может осуществляться ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.
Вместе с тем длительное использование питьевой воды с нарушением гигиенических требований по химическому составу обуславливает развитие различных заболеваний у населения. Неблагоприятное биологическое воздействие избыточного поступления в организм ряда химических веществ, проявляется не только в повышении общей или специфической заболеваемости, но и в изменении отдельных показателей здоровья, свидетельствующих о начальных патологических или предпатологических сдвигах в организме. Повышенное содержание нитратов в питьевой воде, опасно тем, что нитраты оказывают токсичное действие на организм, накапливаясь в организме человека, нитраты вызывают метгемоглобинемию, что приводит к кислородному голоданию тканей. В результате ухудшается самочувствие, развивается усталость, вялость. Нитраты отрицательно воздействуют на нервную, сердечно-сосудистую системы организма, желудочно-кишечный тракт и другие органы. При употреблении годами жесткой воды во внутренних органах откладываются соли, образовывается песок, камни, нарушается работа желудка, кишечника. Повышенное содержание нитратов и общей жесткости в питьевой воде оказывает отрицательное воздействие на здоровье детского и взрослого населения.
Принимая во внимание, что обязанность по обеспечению качественной питьевой воды населения на территории Малоимышского сельсовета Ужурского района не исполнена, требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений санитарного законодательства, суд принимает во внимание требуемое количество и объем необходимых работ, необходимость несения финансовых затрат, что должно быть предусмотрено соответствующим местным бюджетом. Срок, в течение которого истец просит обязать администрацию Малоимышского сельсовета Ужурского района устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, учитывая их объем, является явно не достаточным, а потому суд считает необходимым установить срок для исполнения требований - до 1 октября 2023 года, полагая данный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Довод ответчика, что заявленные требования подлежат рассмотрению и разрешению судом в соответствии с главой 22 КАС РФ, подлежит отклонению. Требование об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления истцом заявлено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить.
Обязать администрацию Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края в срок до 01 октября 2023 года устранить нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 6; ч. 7 ст. 23, ч. 1, ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 6, п. 9 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, а именно:
- разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации;
- разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Л.В. Жулидова
Решение в окончательной форме составлено и подписано 13 марта 2023 года.