Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-550/2023 ~ М-300/2023 от 15.02.2023

Дело № 2-550/2023

УИД 66RS0012-01-2023-000384-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский                                 27 марта 2023 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Земской Л.К., при секретаре Воробьевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к государственному казанному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Синарский» города Каменска-Уральского», Министерству социальной политики Свердловской области о возложении обязанности обеспечить доступность центрального входа в здание для маломобильных групп населения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Каменска-Уральского Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному казанному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Синарский» города Каменска-Уральского» (далее ГКУСО СО «СРЦН «Синарский») с требованиями о возложении обязанности обеспечить доступность центрального входа в здание, расположенное по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Зои Космодемьянской, 14 а, с поверхности земли для маломобильных групп населения, в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу, к Министерству социальной политики Свердловской области с требованиями обеспечить финансирование ГКУСО СО «СРЦН «Синарский» на указанные цели в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, в ходе которой установлено отсутствие у центральной входной группы социального учреждения с круглосуточным пребыванием детей ГКУСО СО «СРЦН «Синарский» по ул. Зои Космодемьянской, 14а, в г. Каменске-Уральском доступа для беспрепятственного входа и выхода несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.

В судебном заседании помощник прокурора Макарова С.Е. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам и основаниям. Указала, что в ходе проведения проверки было установлено, что учреждение запрашивало денежные средства для финансирования соответствующих работ с Министерстве социальной политики Свердловской области в 2021, 2022 годах, однако предоставлены они не были.

Представитель ответчика ГКУСО СО «СРЦН «Синарский» Ахматгареева Л.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований по сути не возражала, указывая что по настоящее время работы не были выполнены только в связи с отсутствием достаточного финансирования. Указала, что в настоящее время им выделены денежные средства на оплату проекта, который заказан путем заключения соответствующего договора. После получения проекта при доведении до них бюджетных средств работы будут произведены.

Представитель ответчика Министерства социальной политики Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, причин уважительности неявки, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не представили. В материалы дела за подписью Министра Злоказова А.В. поступил письменный отзыв на иск, содержащий также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

Согласно доводам отзыва ответчик Министерство социальной политики Свердловской области с требованиями иска не согласны, полагая что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимом в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Согласно данным Паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры от 09.01.2023 № 3 здание, расположенное по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Зои Космодемьянской, д. 14а, 1967 года постройки спальный корпус и 1931 года постройки учебный корпус, последний капитальный ремонт - 2019 год замена покрытия кровли, 2020 год - замена асфальтового покрытия, дата предстоящих плановых ремонтных работ 2023 год - установка пандуса входной группы, ремонт санитарно-гигиенических помещений. Таким образом, в 2023 году ГАУЗ СО «СРЦН «Синарский» запланировал установку пандуса входной группы. Как следует из указанного Паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры объект должен быть полностью доступен всем категориям инвалидов к 2025 году, что соответствует нормам законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере социальной защиты населения. Доказательств того, что данные работы по адаптации объекта не будут выполнены, в исковом заявлении прокурора г. Каменска-Уральского не приведено.

Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (часть 2 статьи 7, часть 3 статьи 37, часть 2 статьи 39).

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ст. 3.1 указанного Федерального закона в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Перечисленные в ст. 15 названого Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом, исполнение установленной в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч.1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются в том числе осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ст. 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: административные здания и сооружения; объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.

В силу положений постановления Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утверждены и действует «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее – Свод Правил, СП 59.13330.2020).

Согласно п.1.1 Свода Правил настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

В силу п 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В соответствии с п. 6.1.2 указанного Свода Правил, в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Из анализа указанных правовых норм следует, что для реализации гражданами, в том числе несовершеннолетними, права на социальное обслуживание, вне зависимости от состояния здоровья и социального статуса, организации, вне зависимости от организационно-правовых форм должны создать условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Из материалов гражданского дела, объяснений явившихся участников судебного разбирательства, установлено, что в здании по адресу ул. Зои Космодемьянской, 14а, в г.Каменске-Уральском, располагается ГКУСО СО «СРЦН «Синарский».

В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних прокуратурой города Каменска-Уральского установлено с отражением в рапорте старшего помощника прокурора Юдина И.С. от 29.12.2022, что по состоянию на указанную дату отсутствуют пандусы для беспрепятственного входа и выхода несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в здание по ул. Зои Космодемьянской, 14а, в г.Каменске-Уральском. Указанные обстоятельства не оспаривались стороной ответчика в ходе рассмотрения гражданского дела судом, как признается и отсутствие пандусов на момент рассмотрения гражданского дела.

В силу п. 4 Устава ГКУСО СО «СРЦН «Синарский», утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 27.07.2016 № 335 (далее по тексту - Устав), казенное учреждение входит в систему социального обслуживания, Свердловской области, является организацией социального обслуживания, находящейся в ведении Свердловской области, - поставщиком социальных услуг несовершеннолетним в возрасте от 3 до 18 лет, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,, и детям-инвалидам, признанным нуждающимся в социальном обслуживании, в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

В соответствии с подп. 15 п. 23 Устава, казенное учреждение обязано организовывать физическое воспитание детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей.

Согласно п. 10 Устава, казенное учреждение находится в ведении Министерства социальной политики Свердловской области, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.

Как следует из представленных в материалы дела в копиях переписки между ответчиками, справки № 1-15-027 об изменении бюджетной росписи, договора № 12/01-2023 от 27.02.2023, после выделения финансирования в 2023 году 27.02.2023 ГКУСО СО «СРЦН «Синарский» заключен с подрядчиком договор на разработку проектно-сметной документации по ремонту вышеуказанного здания с учетом обеспечения требований маломобильных групп населения, срок исполнения работ по которому 30 рабочих дней с момента заключения договора. Ранее несмотря на направление соответствующих запросов денежные средства на обустройство пандуса ГКУСО СО «СРЦН «Синарский» не выделялись.

При этом согласно Приказа Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр СП 59.13330.2020 введены в действие через 6 месяцев со дня издания названного приказа, т.е. с 30.06.2021. Отсутствие достаточного финансирования не может быть признано основанием для освобождения от исполнения возложенных нормативными актами обязательств.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.

При изложенных обстоятельствах заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковые требования подлежат удовлетворению, в том числе к ответчику Министерство социальной политики Свердловской области, как к учредителю и главному распорядителю бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда, суд полагает необходимым принять во внимание объем подлежащих выполнению работ, приведенные стороной ответчика сведения о наличии договора с целью устранения выявленных нарушений, а также интересы неопределенного круга инвалидов, обращающихся в ГКУСО СО «СРЦН «Синарский».

С учетом всех обстоятельств суд полагает необходимым, обоснованным и разумным установить срок исполнения обязанности, возлагаемой на ГКУСО СО «СРЦН «Синарский» - 10 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу, на Министерство социальной политики Свердловской области – 6 месяцев с того же времени. доказательств невозможности выплнения требований в указанные сроки стороной ответчика не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к государственному казанному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Синарский» города Каменска-Уральского» (ИНН 6666008998), Министерству социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169) о возложении обязанности обеспечить доступность центрального входа в здание для маломобильных групп населения удовлетворить.

Возложить на государственному казанному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Синарский» города Каменска-Уральского» обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить доступность центрального входа в здание по ул. Зои Космодемьянской, 14а, в г.Каменске-Уральском Свердловской области, для маломобильных групп населения с поверхности земли.

Возложить на Министерство социальной политики Свердловской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в необходимом объеме финансирование для обеспечения государственным казанным учреждением социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Синарский» города Каменска-Уральского» доступности центрального входа в здание по ул. Зои Космодемьянской, 14а, в г.Каменске-Уральском Свердловской области, для маломобильных групп населения с поверхности земли.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья:                     Земская Л.К.

Мотивированное решение изготовлено 03.04.2023.

2-550/2023 ~ М-300/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура города Каменска-Уральского
Ответчики
ГКУСО СО "СРЦН "Синарский" г. Каменска-Уральского
Министерство социальной политики Свердловской области
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Земская Л.К.
Дело на сайте суда
sinarsky--svd.sudrf.ru
16.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2023Передача материалов судье
21.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
28.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее