Дело № 2-668/2023
УИД 55RS0004-01-2023-000127-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2023 года г. Омск
Октябрьский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Николаевой М.Н.,
с участием помощника Хуснутдиновой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Коммунсервис» к Одинцовой Светлане Викторовне о признании решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с названным требованием, указав, что на основании договора управления оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома № <адрес>. В соответствии с п. 4 договора управления размер платы собственника за содержание общего имущества в многоквартирном доме устанавливается в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику помещения. Размер платы для собственников устанавливается на общем собрании собственников помещений на срок не менее чем одиннадцать месяцев с учетом предложений управляющей компании либо по ценам и ставкам за содержание и ремонт жилого помещения за один квадратный метр в месяц, устанавливаемым Постановлением Администрации города Омска на очередной календарный год (если на общем собрании собственников помещений не принято решение о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения). Истцом на обсуждение собственникам был поставлен вопрос об утверждении на период с 01 июля 2022 года по 31 июня 2023 года размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 20, 43 рублей за квадратный метр, приложена структура платы. Решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 15 июля 2022 года, инициированным ответчиком, утвержден размер платы за содержание и ремонт жилья в размере 20, 23 рублей, при этом, изменена структура платы: за организацию работ по содержанию и ремонту общего имущества был утвержден размер платы 3, 60 рублей за квадратный метр, истцом был предложен 4, 58; за организацию работ по расчету платы за холодную воду, горячую воду, электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме утвержден размер 0, 45 рублей за квадратный метр, предложен 0, 83; за организацию работ по предоставлению информации в электронном виде утвержден 0, 10 рублей за квадратный метр, предложен 0, 21; за проверку состояния общего имущества, выявление повреждений утвержден 0, 40 рублей за квадратный метр, предложен 0, 48; за очистку кровли от снега и скалывание сосулек плата не утверждена, предложен размер 0, 05 рублей за квадратный метр; за техническое обслуживание систем вентиляции, водоснабжения (холодного и горячего), отопления, водоотведения, электрооборудования в размере 2, 35 рублей за квадратный метр, предложен 3, 37; за работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования утвержден в размере 1, 00 рубль за квадратный метр, предложен 1, 04; за уборку помещений, входящих в состав общего имущества, влажная протирка подоконников, перил, дверей, мытье окон утвержден в размере 1, 58 рублей за квадратный метр, предложен 2, 04; за дератизацию, дезинсекцию утвержден 0, 20 рублей за квадратный метр, предложен 0, 21; за очистку придомовой территории, уборку контейнерных площадок, уборку и выкашивание газонов утвержден 3, 12 рублей за квадратный метр, предложен 3, 77; за организацию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации утвержден в размере 0, 01 рублей за квадратный метр, предложен 0, 05; за работы по обеспечению требований пожарной безопасности 0, 01 рублей за квадратный метр, предложен 0, 03; за обеспечение устранения аварий, выполнение заявок населения утвержден в размере 1, 04 рублей за квадратный метр, предложен 1, 29; за текущий ремонт утвержден 6, 36 рублей за квадратный метр, предложен 2, 48. Копия оспариваемого протокола была предоставлена ответчиком истцу лишь в декабре 2022 года. Просит признать решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № <адрес>, оформленное протоколом от 15 июля 2022 года, недействительным, так как принятый данным собранием тариф является экономически необоснованным, не согласован с управляющей компанией.
Представитель истца Фатеева М.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что собственники в одностороннем порядке не вправе изменять размер и структуру платы, не согласовав с управляющей компанией. Ответчица согласовывала тариф с экономистом, но такой порядок согласования не предусмотрен законом. Кроме того, согласование с финансистом происходило уже после принятия решения собственниками помещений многоквартирного дома.
Ответчица Одинцова С.В. исковые требования не признала, пояснила, что размер и тариф платы определен в соответствии с нуждами многоквартирного дома, размер и тариф был согласован с экономистом управляющей компании.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
27 мая 2015 года между собственниками помещений в многоквартирном жилом доме № <адрес> и ООО «Коммунсервис» был заключен договор управления многоквартирным домом № 382, по условиям которого управляющая компания по заданию собственников в течение согласованного договором срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услуг собственникам. Размер платы за управление многоквартирным домом за содержание и ремонт общего имущества должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам услуг и работ, Постановлением Администрации города Омска. В соответствии с п. 4 договора управления размер платы собственника за содержание общего имущества в многоквартирном доме устанавливается в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику помещения. Размер платы для собственников устанавливается на общем собрании собственников помещений на срок не менее чем одиннадцать месяцев с учетом предложений управляющей компании либо по ценам и ставкам за содержание и ремонт жилого помещения за один квадратный метр в месяц, устанавливаемым Постановлением Администрации города Омска на очередной календарный год (если на общем собрании собственников помещений не принято решение о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения).
ООО «Коммунсервис» разместило уведомление с предложением на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № <адрес> принять размер платы за содержание жилого помещения 20, 43 рублей за квадратный метр, передать протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № <адрес>, инициированным Одинцовой С.В., оформленном протоколом от 15 июля 2022 года, утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт 20, 22 рублей за квадратный метр за период с 01 июля 2022 года по 31 июня 2023 года.
Согласно представленным документам ответчицей изменена структура платы: за организацию работ по содержанию и ремонту общего имущества был утвержден размер платы 3, 60 рублей за квадратный метр, истцом был предложен 4, 58; за организацию работ по расчету платы за холодную воду, горячую воду, электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме утвержден размер 0, 45 рублей за квадратный метр, предложен 0, 83; за организацию работ по предоставлению информации в электронном виде утвержден 0, 10 рублей за квадратный метр, предложен 0, 21; за проверку состояния общего имущества, выявление повреждений утвержден 0, 40 рублей за квадратный метр, предложен 0, 48; за очистку кровли от снега и скалывание сосулек плата не утверждена, предложен размер 0, 05 рублей за квадратный метр; за техническое обслуживание систем вентиляции, водоснабжения (холодного и горячего), отопления, водоотведения, электрооборудования в размере 2, 35 рублей за квадратный метр, предложен 3, 37; за работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования утвержден в размере 1, 00 рубль за квадратный метр, предложен 1, 04; за уборку помещений, входящих в состав общего имущества, влажная протирка подоконников, перил, дверей, мытье окон утвержден в размере 1, 58 рублей за квадратный метр, предложен 2, 04; за дератизацию, дезинсекцию утвержден 0, 20 рублей за квадратный метр, предложен 0, 21; за очистку придомовой территории, уборку контейнерных площадок, уборку и выкашивание газонов утвержден 3, 12 рублей за квадратный метр, предложен 3, 77; за организацию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации утвержден в размере 0, 01 рублей за квадратный метр, предложен 0, 05; за работы по обеспечению требований пожарной безопасности 0, 01 рублей за квадратный метр, предложен 0, 03; за обеспечение устранения аварий, выполнение заявок населения утвержден в размере 1, 04 рублей за квадратный метр, предложен 1, 29; за текущий ремонт утвержден 6, 36 рублей за квадратный метр, предложен 2, 48.
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами то обстоятельства, что протокол указанного собрания собственников был перед Одинцовой С.В. ООО «Коммунсервис» 14 декабря 2022 года, что подтверждается отметкой на самой копии протокола.
Свидетель ФИО8. показала в судебном заседании, что состоит в должности экономиста в ООО «Коммунсервис». Факт согласования размера платы постатейно с Одинцовой С.В. не помнит. На период 2022-2023 гг. управляющей компанией был предложен тариф и его структура в соответствии с Постановлением Администрации города Омска от 30 ноября 2021 года № 733-П.
Свидетель ФИО9. показала в судебном заседании, что состоит в должности начальника участка ООО «Коммунсервис», размер платы и ее структуру с ответчицей не согласовывала, направила ей структуру платы, которую предлагала управляющая компания, Одинцова С.В. своей рукой дописала цифры, дополнительно каких-либо документов не представляла.
В соответствии со ст. 183.1 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
В силу ч. 2 ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого собственника.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 5 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснил, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги регламентирована статьей 154 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
На основании пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к существенным условиям договора управления являются в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Порядок изменения и расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрен пунктом 1 статьи 310, пунктом 1 статьи 432, статьями 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из совокупности приведенных выше норм следует, что стороны по договору управления многоквартирным домом не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер платы за содержание жилого помещения, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, в том числе в одностороннем порядке без предложения управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения, принятом на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме. При этом, управляющая организация вправе обратиться в суд за защитой своих гражданских прав путем признания недействительным решения общего собрания, в случае если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принято без учета предложения управляющей организации (в одностороннем порядке) и изменяет установленный договором управления размер платы.
Процедура изменения размера платы регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью обеспечение гарантий прав и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией. Жилищным кодексом Российской Федерации и иными подзаконными актами не предусмотрено каких-либо изъятий по одностороннему и самостоятельному изменению собственниками спорной платы и составляющих ее статей.
При утверждении размера платы по содержанию и текущему ремонту жилья на 2022-2023 гг. в размере 20 23 рублей за 1 квадратный метр жилой площади, размер платы с управляющей компанией не согласован, на каком-либо расчете не основан, его экономическая целесообразность ничем не подтверждена, установленный тариф не обеспечивает исполнение минимального перечня необходимых работ, доказательств соответствия принятой суммы требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов не представлено.
Фактически ответчица по собственной инициативе установила структуру тарифа и его общий размер, считая, что услуги по уборке подъездов должны оплачиваться не более из расчета 1, 58 рублей за один квадратный метр, в то время как «городским» тарифом установлен размер 2, 04 рублей, за очистку кровли от снега и сосулек плата не установлена, не смотря на то, что данные работы должны проводиться управляющей компанией в осеннее-зимне-весенний период, кроме того, ответчицей произвольно увеличен размер платы за текущий ремонт, экономического обоснования не представлено, более того, доказательств, свидетельствующих о том, что данный размер должен быть увеличен в силу объективной необходимости, также не представлено.
Кроме того, согласно представленной переписке вопрос о размере платы Одинцова С.В. с начальником участка ФИО10 обсуждала, начиная с 31 июля 2022 года, решение общего собрания об утверждении размера платы 20, 23 рублей за квадратный метр, оформлено протоколом 15 июля 2022 года. Следовательно, ответчица размер платы с управляющей компанией не согласовывала до вынесения на обсуждение на общем собрании собственников. Доказательств обратного не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд находит заявленные исковые требованиям законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № <адрес> оформленное протоколом от 15 июля 2022 года, недействительным.
Взыскать с Одинцовой Светланы Викторовны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Коммунсервис» (ИНН 5505042308) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Попова Т.В.
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2023 года.