дело № 2-1-438/2024
12RS0016-01-2024-000679-49
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск 10 сентября 2024 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Пронюшкиной М.Н.,
с участием помощника Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл Швецовой К.Е.,
истца законного представителя несовершеннолетней Шумиловой Е.Р. Кокшаровой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя Кокшаровой Т.А. к администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» о компенсации морального вреда,
установил:
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл, действующий в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней Шумиловой Е.Р. в лице ее законного представителя Кокшаровой Т.А., обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлен факт обращения Кокшаровой Т.А. в МО МВД России «Козьмодемьянский» в связи с нападением собаки без владельца 4 мая 2024 года у Смоленского собора г. Козьмодемьянска на несовершеннолетнюю дочь заявителя - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из документов по обращению ФИО1 за медицинской помощью в бюджетное учреждение «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики установлен диагноз - «укушенная рана лица». Поскольку к полномочиям ответчика относится контроль за содержанием домашний животных в городском округе «Город Козьмодемьянск», вред, причиненный несовершеннолетней вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него полномочий подлежит возмещению за счет средств казны муниципального образования. Причиненные несовершеннолетней вследствие бездействия ответчика физические и нравственные страдания оценены истцом в 100000 руб.
В суде помощник Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл Швецова К.Е. и законный представитель несовершеннолетней ФИО1 - Кокшарова Т.А. исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основания. Истец пояснила, что вследствие нападения собаки ее дочь испытала эмоциональное потрясение, перенесла стресс, в связи с чем вынуждена была обратиться за помощью психиатра.
Ответчик администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» представителя в суд не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена, о причинах неявки суду не сообщила и не просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, в связи с чем, учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе на быстрое и правильное рассмотрение споров, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Из разъяснений данными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что 4 мая 2024 года у Смоленского собора г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл произошло нападение собаки, являющейся животным без владельца, на несовершеннолетнюю ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем 4 мая 2024 года ребенок доставлен в приемный покой ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская межрайонная больница» с диагнозом «укушенная рана лица», а 5 мая 2024 года ФИО1 осмотрена офтальмологом БУ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, поставлен диагноз «укушенно-рваная рана верхнего века (S01.1).
Обстоятельства нападения и причинения вреда здоровью несовершеннолетней ФИО1 в результате укуса безнадзорного животного по вышеуказанному адресу на территории городского округа «Город Козьмодемьянск» ответчиком не оспаривались.
Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с пунктом 1789 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с подпунктами 49, 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесены: организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
На основании статьи 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ).
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
На основании статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 26 июля 2019 года № 32-З «О наделении органов местного самоуправления в Республике Марий Эл государственными полномочиями Республики Марий Эл по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» с 01 января 2020 года Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления, в том числе городского округа «Город Козьмодемьянск», государственные полномочия Республики Марий Эл по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включая отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ.
Поскольку, как установлено судом, что несовершеннолетняя ФИО1 подверглась нападению собаки без владельца, ответчиком обязанность по принятию мер к отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории городского округа, должным образом не исполняется, что привело к допущению того, что несовершеннолетняя была укушена безнадзорным животным.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что причинение вреда здоровью ребенка имело место в результате бездействия со стороны администрации городского округа «Город Козьмодемьянск», выразившегося в невыполнении возложенных на нее полномочий по организации, контролю за отловом бездомных животных на территории муниципального образования, а значит, обязанность по возмещению вреда следует возложить на ответчика.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснений следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции). При этом привлечение лица, причинившего вред здоровью потерпевшего, к уголовной или административной ответственности не является обязательным условием для удовлетворения иска (пункты 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
В данном случае, поскольку несовершеннолетняя ФИО1 несомненно испытала физическую боль в связи с полученными вследствие нападения собаки травмами, причинившими вред ее здоровью, суд полагает доказанным факт нанесения морального вреда вследствие указанного бездействия ответчика.
В силу пункта 1 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 25, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Согласно заключению проведенной в ходе судебного разбирательства судебно-медицинской экспертизы от 31 июля 2024 года № 196 обнаруженные у ФИО1 телесные повреждения в виде раны лица, возникшей не менее чем от одного травматического воздействия тупого твердого предмета, впервые выявленная в медицинских документах 04.05.2024, повлекла за собой кратковременное расстройство здоровья продолжительностью до 3-х недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно), и поэтому критерию относятся к повреждениям, причинившим легкий вред здоровью.
По сведениям, представленным ГБУ Республики Марий Эл «Козьмодемьянская межрайонная больница», БУ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, в периоды с 06 мая 2024 года по 14 мая 2024 года и с 06 мая 2024 года по 16 мая 2024 года несовершеннолетняя ФИО1 находилась на амбулаторном лечении и наблюдении у детского хирурга и офтальмолога данных медицинских учреждений, где ребенку оказана помощь в виде обработки раны, наложения швов, повязки, а затем снятия швов.
Вопреки доводам истца, представленные документы не свидетельствуют о том, что обращение несовершеннолетней ФИО1 к <данные изъяты> 15 мая 2024 года было вызвано нападением на нее собаки 4 мая 2024 года.
Исходя из приведенных положений закона и данных им разъяснений, суд, оценив характер и локализацию полученных несовершеннолетней травм (голова, лицо), вызвавших причинение легкого вреда здоровью, длительность нахождения на амбулаторном лечении (около 11 дней), возраст ребенка (12 лет), текущее состояние его здоровья как обстоятельства, определяющие характер причиненных несовершеннолетней физических и нравственных страданий, а также учитывая неосторожную форму вины ответчика в отношении наступивших последствий в виде вреда здоровью несовершеннолетней, исходя из принципа разумности и справедливости, считает обоснованным взыскать с городского округа «Город Козьмодемьянск» в лице администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» за счет казны муниципального образования в пользу несовершеннолетней ФИО1 в лице ее законного представителя Кокшаровой Т.А. в счет компенсации морального вреда 45000 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 103 ГПК РФ ввиду освобождения истца и ответчика от уплаты государственной пошлины государственная пошлина возмещается за счет средств бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл удовлетворить.
Взыскать с городского округа «Город Козьмодемьянск» в лице администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» (ИНН 1217003986) за счет казны муниципального образования в пользу несовершеннолетней ФИО1 в лице ее законного представителя Кокшаровой Т.А. (ИНН №) в счет компенсации морального вреда 45000 рублей.
Ответчик вправе подать в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Настоящее решение суда может быть обжаловано ответчиком в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене настоящего решения.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Шахова К.Г.
решение принято окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ