Дело № 2-193/2024
УИД 44RS0023-01-2024-000159-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Кадый 16 мая 2024 года
Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Виноградовой Н.А., при секретаре Жаровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Коротковой ФИО10, Сироткиной ФИО11, Кодила-Кенгани ФИО12 о прекращении права собственности на предметы, обороноспособность которых ограничена,
установил:
Прокурор Кадыйского района Костромской области, действуя в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга обратился в суд с исковым заявлением к Коротковой ФИО13, Сироткиной ФИО15, Кодила-Кенгани ФИО16 прекращении права собственности на предметы, обороноспособность которых ограничена. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об оружии, законодательства о государственной собственности, в ходе которой установлено, что гражданин Коротков ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец з/с <адрес>, проживавший по адресу: <адрес>, на момент смерти ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ) являлся владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия №, имел разрешение на хранение и ношение оружия РОХА № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное МО МВД России «Макарьевский» 30.10.2015, со сроком действия до 30.10.2020 г.
13.05.2019 начальником отделения ЛРР (по городам Мантурово и Макарьеву, Мантуровскому, Макарьевскому, Межевскому, Кадыйскому, Кологривскому, Межевскому районам) Управления Росгвардии по Костромской области разрешение на хранение и ношение оружия ФИО2 аннулировано; оружие изъято.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону серии <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ у Коротковой Г.Н., Сироткиной Г.Н., Кодила-Кенгани Е.В. возникло право собственности на охотничье оружие марки №.
Ответчики в течение 2 лет мер к устранению причины, послужившей основанием для изъятия указанного оружия, не приняли, в связи с чем у них не имеется законных оснований владеть, пользоваться и распоряжаться данным оружием. Ответчикам направлялись уведомления о необходимости принятия мер к получению разрешительных документов на оружие, либо вопроса об уничтожении либо реализации его через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов, однако данные требования они проигнорировали.
На основании изложенного просит суд прекратить право собственности ФИО3, ФИО4, ФИО1 в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия марки № №; разрешить Управлению Росгвардии по Костромской области принудительную реализацию указанного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей ФИО3, ФИО4 и ФИО1 вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия, а в случае невозможности реализации - право уничтожения указанного имущества.
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Кадыйского района Емельянов С.А. исковые требования поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям.
Ответчики Короткова Г.Н., Сироткина Д.А., Кодила-Кенгани Е.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
Короткова Г.Н. в письменном заявлении просила провести судебное заседание в ее отсутствие, указав на признание исковых требований в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ разъяснены и понятны. Сироткина Д.А. также ходатайствовала о рассмотрении в ее отсутствие, указав, что с исковыми требованиями согласна. Кодила-Кенгани Е.В. возражений не представила.
Представитель третьего лица МО МВД России «Макарьевский», надлежаще извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что исковые требования подлежат удовлетворению по основаниям указанным в заявлении.
Представитель третьего лица Управления войск Росгвардии по Костромской области в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств в суд не представил.
Представитель третьего лица УМВД России по Костромской области, надлежаще извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что исковые требования подлежат удовлетворению по основаниям указанным в заявлении.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии ст. ст. 6, 13, 28 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон «Об оружии»), огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в гражданском обороте, то есть может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Согласно ст. ст. 9,10 Федерального закона «Об оружии» право на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему оружия на территории Российской Федерации имеют граждане Российской Федерации, и в случае реализации такового оно подлежит лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Лицензия на хранение и ношение оружия аннулируется органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, и изымаются в случае либо смерти собственника оружия (п. 1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об оружии»).
В соответствии с абз. 5 п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится в случае смерти собственника гражданского оружия.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
В силу ч. 5 ст. 27 Федерального закона «Об оружии», изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему, находящиеся на хранении в войсках национальной гвардии Российской Федерации либо органах внутренних дел, должны быть отчуждены их собственником в соответствии с гражданским законодательством либо получены собственником в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня приема их на хранение. В случае смерти собственника оружия и (или) патронов к нему указанный срок исчисляется со дня принятия (приобретения) наследства в соответствии с гражданским законодательством. Выморочные оружие и (или) патроны к нему переходят в собственность Российской Федерации.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему сотруднику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитается затраты на отчуждение имущества. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
В соответствии с п. п. 12, 15, 16, 27 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями, в том числе: осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на экспонирование и (или) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в соответствии с федеральным законом; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Как установлено судом, Коротков ФИО18, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в з/с <адрес>, проживавший по адресу: <адрес>, на момент смерти ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ) являлся владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия № № (<...>).
На основании заключения ОЛРР от ДД.ММ.ГГГГ аннулировано разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия №, выданное ФИО2 при жизни ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, оружие изъято и помещено на временное хранение в КХО ПП № 10 МО МВД России «Макарьевский» (<...>). Согласно информации нотариуса Костромской областной нотариальной палаты заведено наследственное дело № к имуществу Короткова ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о принятии наследства в виде охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия № № ответчиками (<...>).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что наследники Короткова ФИО20 - ФИО3, ФИО4, ФИО1 мер к устранению причин, послуживших основанием для изъятия оружия, не предприняли, мер по отчуждению оружия не принято.
Таким образом, право собственности ответчиков на охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие марки №, подлежит прекращению, исковые требования подлежат прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░21, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░22, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░23, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ № №.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 21 ░░░ 2024 ░░░░.