Дело № 12-20/2023
Р Е Ш Е Н И Е
24 января 2023 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «КРЫМСТРОЙ 2014» Сапсай А.В. на постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 09 ноября 2022 года № 5-754/2022,
у с т а н о в и л :
постановлением Симферопольского районного суда Республики Крым от 09 ноября 2022 года № 5-754/2022, ООО «КРЫМСТРОЙ 2014» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением суда, защитник ООО «КРЫМСТРОЙ 2014» Сапсай А.В. подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление суда отменить как незаконное, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что ООО «КРЫМСТРОЙ 2014» никогда не привлекало к трудовой деятельности гражданина <данные изъяты> ФИО2, между ними отсутствовали какие-либо гражданско-правовые или трудовые отношения.
Кроме того, податель жалобы указывает и на то, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу, ввиду несоответствия данных указанных в протоколе фактическим обстоятельствам дела и объяснениям иностранного гражданина ФИО2
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В примечании к статье 18.15 Кодекса закреплено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Объективная сторона характеризуется противоправным деянием (действием), выразившемся в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, у которого нет разрешения на работу либо патента на право занятия трудовой деятельностью в Российской Федерации, если указанное разрешение или патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Закона №115-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из протокола об административном правонарушении от 27.09.2022 года усматривается, что 04.07.2022 года в 14 часов 00 минут по адресу <адрес>, участок с кадастровым номером <данные изъяты> на территории строительного поселка «Озерный», сотрудниками иммиграционного контроля, установлен факт привлечения ООО «КРЫМСТРОЙ 2014» к трудовой деятельности гражданина <данные изъяты> Ожибобойева И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ожибобойев И.С. осуществлял резку арматуры на территории строительного объекта по вышеуказанному адресу при отсутствии у последнего разрешения на работу в РФ.
В ходе административного расследования по данному делу об административном правонарушении установлено, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 90:12:000000:11393 является ООО «Агро-Строй» (л.д.96-102).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, судья первой инстанции пришел к убеждению, что именно действиями ООО «КРЫМСТРОЙ 2014», нарушены положения ч.4 ст.13, ст.13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В подтверждение вины ООО «КРЫМСТРОЙ 2014», судом первой инстанции приведен договор подряда за №, согласно п. 1.1 которого Подрядчик (ООО «КРЫМСТРОЙ 2014») обязуется в установленный договором срок выполнить по заданию Заказчика (ООО «Агро-Строй») строительство парковки площадью <данные изъяты> с установкой бордюрного камня по периметру парковки, расположенной по адресу <адрес> (л.д.129-133).
Однако такие выводы судьи Симферопольского районного суда Республики Крым сделаны без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ и без надлежащего исследования всех обстоятельств дела.
Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Положения ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Усматривается, что судом первой инстанции ООО «КРЫМСТРОЙ 2014» привлечено к административной ответственности за допуск к осуществлению незаконной трудовой деятельности гражданина Республики <данные изъяты> Ожибобойева И.С. осуществлявшего резку арматуры на территории строительного объекта по адресу <адрес>, участок с кадастровым номером <данные изъяты>, как и указано в протоколе об административном правонарушении (л.д.1).
Однако, материалы дела об административном правонарушении содержат сведения о том, что иностранный гражданин фактически осуществлял выравнивание грунта справа от арки в коттеджном поселке по вышеуказанному адресу.
Об этом свидетельствуют пояснения самого иностранного гражданина Ожибобойева И.С. (л.д.7), фототаблица (л.д.5-6), протокол об административном правонарушении в отношении Ожибобойева И.С. и постановление о привлечении к административной ответственности последнего по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ (л.д. 4, 28).
Таким образом, судом первой инстанции не дана оценка несоответствия данных указанных в протоколе об административном правонарушении в отношении ООО «КРЫМСТРОЙ 2014», привлекаемого по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, отсутствуют и действительно допустимые, достоверные, достаточные доказательства, подтверждающие сам факт привлечения именно ООО «КРЫМСТРОЙ 2014» иностранного гражданина Ожибобойева И.С. к трудовой деятельности.
Единственный договор подряда за № на строительство парковки, на который ссылается судья первой инстанции в своем постановлении, где адрес парковки указан <адрес> (в протоколе об административном правонарушении указан <адрес>) таковым бесспорным доказательством не является, а иные доказательства судом не проверялись.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела были допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, в связи с чем, постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 09 ноября 2022 года № 5-754/2022 нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Симферопольский районный суд Республики Крым.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и принять решение, отвечающее требованиям ст. ст. 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу защитника ООО «КРЫМСТРОЙ 2014» Сапсай А.В. на постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 09 ноября 2022 года № 5-754/2022 - удовлетворить частично.
Постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 09 ноября 2022 года № 5-754/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «КРЫМСТРОЙ 2014» отменить, дело направить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>