Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №2-1252/2023
13 июня 2023 года гор. Владикавказ
Промышленный районный суд гор. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Моргоевой Ф.Б.,
при секретаре судебного заседания Зангиевой Д.О.,
с участием представителя АМС г. Владикавказа Черджиевой Л.К., действующей на основании доверенности №Д-5 от 10.01.2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации местного самоуправления гор. Владикавказа к Лебедеву ФИО7 о сносе самовольно возведенного строения,
установил:
АМС гор. Владикавказа обратилась в суд с иском к Лебедеву А.В. о сносе самовольно возведенного капитального строения, расположенного по адресу: РСО-....
В обоснование иска приведены доводы о том, что актом от <данные изъяты>, сотрудниками УАТИ АМС г. Владикавказа при обследовании территории г. Владикавказа было выявлено нарушение, выразившееся в самовольном возведении капитального строения из блоков, размером 5м х 7м., расположенного по адресу: г. <данные изъяты>
Строительство осуществлялось Лебедевым А.В. незаконно в связи с тем, что при проведении проверки не было представлено разрешительных документов на строительство и земельный участок. В связи с этим ответчику было вручено под роспись предписание от <данные изъяты> с требованием устранить выявленное нарушение в 30-ти дневный срок.
<данные изъяты>. бала проведена повторная проверка, в ходе которой было установлено, что ответчиком предписание не было исполнено и нарушение не было устранено.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Следовательно, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления.
Земельный участок под строительство капитального строения ответчику не выделялся и используется им самовольно.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В данном случае возведение указанного объекта нарушает права и законные интересы администрации в части осуществления градостроительной деятельности.
На основании изложенного, и руководствуясь, п.3 ст.25 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», ст. 222 Гражданского кодекса РФ истец просил обязать Лебедева Александра Валерьевича, снести самовольно возведенное капитальное строение из блоков размером 5м х 7м, расположенное по адресу: г. ... за свой счет в течение месяца с момента вступления в силу решения суда.
Заочным решением Промышленного районного суда г. Владикавказа от <данные изъяты> года исковые требования АМС гор. Владикавказа к Лебедеву А.В. о сносе самовольно возведенного строения были удовлетворены.
По заявлению Лебедева А.В. в порядке, установленном ст. 237 ГПК РФ, заочное решение суда 13.04.2023 г. было отменено и 13.05.2023 г. возобновлено производство по делу.
В судебном заседании представитель АМС г. Владикавказа Черджиева Л.К., действующая на основании доверенности №<данные изъяты> года, исковые требования поддержала и пояснила, что спорное капитальное строение расположено во дворе многоквартирного жилого дома по ... гор. Владикавказа. Земельный участок, на котором находится спорное строение, не сформирован и не состоит на кадастровом учете, право собственности на него не зарегистрировано в ЕГРН. Согласно сведениям УМИЗР и Управления архитектуры и строительства АМС г. Владикавказа, земельный участок под строительство по указанному адресу Лебедеву А.В. не отводился, разрешение на строительство капитального строения не выдавалось.
Ответчик Лебедев А.В. извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии с положениями ст. ст.167, 243 ГПК РФ, судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие ответной стороны.
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования АМС г. Владикавказ подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство объектов капитального строительства представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства объекта капитального строительства застройщик к заявлению о выдаче разрешения на строительство должен представить документ, подтверждающий согласие всех правообладателей объекта капитального строительства.
В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Таким образом, возведение самовольной постройки является правонарушением, в силу чего не порождает правовых последствий, предусмотренных пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде возникновения права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов. Лицо, осуществившее самовольную постройку, реконструкцию, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться ей- продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Таким образом, для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков, в частности отсутствие разрешения на строительство, а в данном случае отсутствует и право на землю.
П.1.3, и п. 1.5. постановления Правительства РСО-Алания от 16.07.2006г. № 163 «Об утверждении порядка подготовки и выдачи разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в РСО-Алания» разрешение на строительство, реконструкцию является единственным документом, дающим застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, капитального ремонта (если затрагиваются конструктивные и другие характеристики недвижимости объектов капитального строительства).
Согласно п.З ст.25 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995 года №169-ФЗ лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов закреплено ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. Следовательно, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления.
Как усматривается из акта <данные изъяты> года, составленного административно-технической инспекции АМС гор. Владикавказа Лебедевым А.В. по <данные изъяты>, без разрешения АМС возведено капитальное строение из блоков примерными размерами 5х7 м2. При обследовании произведена фотосьемка, 2 фото спорного объекта приобщены к материалам дела.
Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства АМС г. Владикавказа разрешение на строительство капитального строения по адресу: гор. <данные изъяты> Лебедеву А.В. не выдавалось.
Как следует из предписания УАТИ АМС г. Владикавказа <данные изъяты> г. Лебедеву А.В. предписано снести самовольно возведенное капитальное строение по адресу: гор. <данные изъяты> в течение 30 дней. Предписание вручено ответчику под роспись.
Согласно акту комиссионной проверки УАТИ АМС г. Владикавказа <данные изъяты> г. требование предписания УАТИ АМС г. Владикавказа <данные изъяты> г. Лебедевым А.В. не исполнено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок по адресу: по адресу: ..., используется ответчиком без соответствующих правоустанавливающих документов, капитальное строение возведено без соответствующих разрешительных документов.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, учитывая, что ответчик не представил суду и комиссии УАТИ АМС г. Владикавказа разрешение на строительство капитального строения и правоустанавливающие документы на земельный участок, суд пришел к выводу о том, что права АМС нарушены, и исковые требования о сносе самовольного строение подлежат удовлетворению.
Кроме того, в связи с удовлетворением исковых требований, на основании части 1 статьи 103 Гражданского кодекса РФ с ответчика Лебедева А.В. следует взыскать в пользу муниципального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░9, ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░-░░░░░░, ░. ..., ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 5░ ░ 7░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░-░░░░░░, ░. ... ░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░10, ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░-░░░░░░, ░. ..., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ - ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░