Дело № 5-49/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Гремячинск 29 апреля 2022 года
Судья Губахинского городского суда Пермского края Козель Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Здоровье», привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
22.02.2022 года ведущим специалистом-экспертом Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Джолдошалиевым В.Р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Здоровье», согласно которому Общество не обеспечило выполнение санитарно-эпидемиологический мероприятий при осуществлении деятельности в торговом зале аптеки, расположенном по адресу: <адрес>, в период введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции covid-2019: не обеспечено применение устройств для обеззараживания воздуха, отсутствуют условия для социального дистанционирования (отсутствует разметка), чем нарушены п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактики новой коронавирусной инфекции COVID-19, п.1 ст.24, п.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно -эпидеомилогическом благополучии населения», п.1.11 постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю №2397 от 13.04.2020 г. «О дополнительных противоэпидемических мероприятиях в организациях, предоставляющих услуги населению»
Представитель Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежащем образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ООО «Здоровье» извещен, в судебное заседание не явился, в своих возражениях пояснил, что сотрудники аптеки обеспечены средствами индивидуальной защиты, в т.ч. масками и перчатками, в настоящий момент рециркулятор в аптеке имеется. Просит принять во внимание финансовое положение, то что деятельность относится к малым предприятиям.
Суд, исследовав письменные документы, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Согласно п. 4.4. СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" предусмотрено - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии п.1 ст.24, п.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями. проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Пермскому краю № 2397 от 13 апреля 2020 г. «О дополнительных противоэпидемических мероприятиях в организациях, предоставляющих услуги населению» (далее по тексту - Постановление N 2397 от 13 апреля 2020 г на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности по обороту пищевых продуктов, непродовольственных товаров, отделения почтовой связи возложена обязанность: обеспечить соблюдения социального дистанцирования на расстоянии не менее полутора метров, в том числе путем нанесения специальной разметки.
В силу ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Статьей 26.1 КоАП Российской Федерации установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).
Как установлено судом ООО «Здоровье» по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> при осмотре ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 часов 13 минут до 11 часов 30 торгового зала помещения аптеки допустило невыполнение противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения новой коронавирусной инфекции covid-2019, представляющей опасность для окружающих, а именно абз. 3,4 п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19», при осуществлении деятельности по розничной продаже товаров в аптеке, не обеспечив использование в торговом зале аптеки оборудование по обеззараживанию воздуха. При этом, возможность соблюдения санитарных правил и норм, выполнения противоэпидемических мероприятий в полном объеме у Общества имелась.
Факт совершения ООО «Здоровье» административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом осмотра №107 от 04.02.2022, фото и видеоматерилами.
Между тем, в силу части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на часть 1 статьи 20.6.1 данного Кодекса (вопрос 21).
В Обзоре разъяснено, что в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный Кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого Кодекса.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 и статьей 20.6.1 данного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
При таких обстоятельствах, в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 данного Кодекса, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Принимая во внимание приведенные выше выводы, выраженные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что совершенное ООО «Здоровье» деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние ООО «Здоровье» судья квалифицирует по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Смягчающим ответственность обстоятельством является: признание вины, отягчающих ответственность обстоятельств судьей не установлено.
При назначении наказания, учитывается характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, финансовое и имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, и то, что Общество относится к категории микропредприятий и ранее не привлекалось к административной ответственности (сведения в деле отсутствуют).
В соответствии с п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая указанные выше обстоятельства совершения правонарушения, судья считает возможным назначить ООО "Здоровье" наказание в виде административного штрафа, с применением положения п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу за малозначительностью, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение, судья не находит, поскольку в соответствии с ч. 1, 2 ст. 3.4. КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, то есть необходимая совокупность обстоятельств, предусмотренная ст. 3.4. КоАП РФ отсутствует.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Здоровье» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Сумма административного штрафа подлежит перечислению: УФК по <адрес> (Управление Роспотребнадзора по <адрес> л/с 04561787930) ИНН 5904122386, КПП 590401001, Отделение Пермь, <адрес>/УФК по <адрес>, БИК 015773997; р/с 03№, к/с 40№; ОКТМО 57717000, КБК 141 1 16 01061 01 0003 140.
Платежный документ, подтверждающий уплату штрафа, представляется в суд.
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Козель Н.Ю.