Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-112/2023 (2-1105/2022;) ~ М-1101/2022 от 20.12.2022

№ 2-112/2023

61RS0043-01-2022-001479-05

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст.Милютинская 15 марта 2023 года

Морозовский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Лазутиной П.В.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А.,

с участием помощника прокурора Милютинского района Ростовской области Водянниковой Е.Н.,

представителя ответчика Администрации МО «Светочниковское сельское поселение» Дейнекина А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Милютинского района Ростовской области к Администрации МО «Светочниковское сельское поселение», третьи лица Ростовский территориальный отдел Ростехнадзора, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области об обязании принять меры к ликвидации ГТС, утратившего хозяйственную значимость,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Милютинского района Ростовской области обратился в Морозовский районный суд с иском к Администрации МО «Светочниковское сельское поселение» об обязании принять меры к ликвидации ГТС, утратившего хозяйственную значимость.

01.02.2023 определением Морозовского районного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Ростовский территориальный отдел Ростехнадзора и Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области.

В обоснование иска прокурор указал, что Прокуратурой Милютинского района во исполнение п. 1.5 протокола оперативного совещания при прокуроре области в режиме ВКС, состоявшегося 03.10.2022, проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС), расположенных на поднадзорной территории. В ходе проверки в деятельности администрации МО «Светочниковское с/п» выявлены нарушения требований федерального законодательства в части непринятия мер, направленных на ликвидацию ГТС, утративших хозяйственную значимость.

В ходе проверки установлено, что на территории МО «Светочниковское с/п» имеется 2 гидротехнических сооружения, не включенных в Российский регистр ГТС, которые фактически утратили свою хозяйственную значимость в связи с тем, что водные объекты на которых они расположены, высохли, поросли травянистой растительность.

Данные ГТС являются объектами муниципальной собственности, включены в реестр муниципальной собственности.

В целях обеспечения безопасности ГТС, расположенных на территории поселения, имеется необходимость в выделении средств местного бюджета на их содержание, ремонт, реконструкцию, поддержание в работоспособном состоянии.

Однако, учитывая, что данные объекты утратили свою хозяйственную значимость, расходование средств местного бюджета на их содержание нецелесообразно. В связи с этим администрацией МО «Светочниковское с/п» в соответствии с нормами федерального законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений должны быть приняты меры по ликвидации (консервации) ГТС.

Однако, в нарушение данных требований федерального законодательства органом местного самоуправления меры к направлению в органы исполнительной власти субъекта РФ предложений о ликвидации данных объектов, не приняты.

В связи с чем, истец просил устранить выявленные нарушения, обязав приять меры к ликвидации (консервации) ГТС, утратившего хозяйственную значимость.

В судебном заседании помощник прокурора Милютинского района Водянникова Е.Н. уточнила исковые требовании я с учетом позиции третьего лица. Просила обязать администрацию МО «Светочниковское сельское поселение» обратиться к кадастровому инженеру в целях проведения обследования ГТС, расположенных на территории муниципального образования, фактически утративших свою хозяйственную значимость, для составления акта обследования, подтверждающего прекращение существования ГТС, расположенных на территории муниципального образования фактически утративших свою хозяйственную значимость, как объектов недвижимости. Обязать администрацию МО «Светочниковское сельское поселение»на основании актов обследования ГТС, расположенных на территории муниципального образования, фактически утративших свою хозяйственную значимость, составленных кадастровым инженером, обратиться в Управление Росреестра по РО с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета данных объектов недвижимости и погашении права собственности на них. Уточнения приняты судом. Доводы, приведенные в обоснование иска поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, в судебном заседании согласился с уточненным иском, просил предоставить разумный срок для выполнения заявленных исковых требований ввиду необходимости соблюдения установленного законом порядка устранения выявленных нарушений, что требует дополнительного времени.

Третьи лица Ростовский территориальный отдел Ростехнадзора, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, каждый в отдельности уведомлены о дате и времени судебного заседания, надлежащим образом. От Ростовского территориального отдела Ростехнадзора поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя. Отзывы представлены не были.

Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив представленные доказательства, пришел к следующему.

Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидацией гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживании е, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1589 утверждены Правила консервации и ликвидации гидротехнического сооружения (далее-Правила).

Частью 2 Правил установлен Порядок консервации и ликвидации гидротехнического сооружения.

Подпунктом «а» п. 2 ч. II установлено, что решение о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения принимается собственником гидротехнического сооружения с учетом требований законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в случае окончания установленного проектной документацией срока эксплуатации гидротехнического сооружения и невозможности или нецелесообразности дальнейшей его эксплуатации, а также в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 3 ч. II Правил определено, что в решении о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения определяются:

а) перечень мероприятий по консервации и (или) ликвидации
гидротехнического сооружения;

б) лица, ответственные за обеспечение безопасности гидротехнического
сооружения при его консервации и (или) ликвидации (должностное лицо или
организация);

в) сроки проведения мероприятий по консервации и (или) ликвидации
гидротехнического сооружения;

г) оценка и прогноз возможных изменений природных и техногенных
условий территории гидротехнического сооружения после проведения
мероприятий по консервации и (или) ликвидации гидротехнического
сооружения, выполненные на основании договора индивидуальным
предпринимателем или юридическим лицом, являющимися членами
саморегулируемой организации и имеющими соответствующий допуск к
работам по организации подготовки проектной документации и проведению
инженерных изысканий, в случае отсутствия таких оценок и прогнозов в
проектной документации гидротехнического сооружения.

П.5. ч. II Правил определено, что собственник гидротехнического сооружения или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, осуществляет размещение для общественного обсуждения решения о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в общероссийских и (или) региональных государственных периодических печатных изданиях. Срок общественного обсуждения решения о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения составляет 30 календарных дней со дня его размещения.

При этом, пунктом 6. ч. II Правил установлено, что мероприятия по консервации гидротехнического сооружения осуществляются в порядке, определенном декларацией безопасности при консервации гидротехнического сооружения, разработанной на основе действующей декларации безопасности эксплуатационного периода и утвержденной федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией.

На основании пункта 7. ч. II Правил мероприятия по ликвидации гидротехнического сооружения осуществляются в порядке, определенном проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу на предмет, указанный в пункте 2 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что на территории МО «Светочниковское с/п» имеется 2 гидротехнических сооружения, не включенных в Российский регистр ГТС, которые фактически утратили свою хозяйственную значимость в связи с тем, что водные объекты на которых они расположены, высохли, поросли травянистой растительность.

Данные ГТС являются объектами муниципальной собственности, включены в реестр муниципальной собственности.

В целях обеспечения безопасности ГТС, расположенных на территории поселения, имеется необходимость в выделении средств местного бюджета на их содержание, ремонт, реконструкцию, поддержание в работоспособном состоянии.

Однако, учитывая, что данные объекты утратили свою хозяйственную значимость, расходование средств местного бюджета на их содержание нецелесообразно. В связи с этим администрацией МО «Светочниковское с/п» в соответствии с нормами федерального законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений должны быть приняты меры по ликвидации (консервации) ГТС.

Однако, в нарушение данных требований федерального законодательства органом местного самоуправления меры к направлению в органы исполнительной власти субъекта РФ предложений о ликвидации данных объектов, не приняты.

По результатам ранее проведенной проверки прокуратурой района 16.11.2021 главе администрации сельского поселения внесено представление об устранении данных нарушений, которое рассмотрено, удовлетворено. По результатам рассмотрения представления ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Из ответа на представление следует, что администрацией МО «Светочниковское с/п» приняты меры к устранению выявленных прокуратурой района нарушений путем осуществления взаимодействия с МОН ГТС Северо-Кавказского управления Ростехнадзора в г. Ростов-на-Дону, в целях определения порядка ликвидации ГТС.

В ходе взаимодействия установлено, что для проведения ликвидации (консервирования) ГТС, находящихся в муниципальной собственности, необходимо выполнить ряд требований.

Однако, администрацией МО «Светочниковское с/п» меры, направленные на фактическое устранение нарушений до настоящего времени в полном объеме не приняты.

Как установлено, в целях обследования имеющихся на территории поселения ГТС, администрацией поселения в декабре 2021 года приняты меры к направлению запроса о выделении специалиста Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора.

При этом, установлено, что в нарушение вышеназванных требований федерального законодательства органом местного самоуправления меры по разработке декларации безопасности на консервацию гидротехнических сооружений, проекта ликвидации ГТС не приняты.

Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с этим прокурор обращается в суд в защиту прав муниципального образования «Светочниковское с/п» в целях принятия мер в отношении объектов- гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, по их ликвидации, недопущения фактов расходования средств местного бюджета на их содержание, ремонт, поддержание в работоспособном состоянии.

Таким образом, применение меры прокурорского реагирования в виде обращения в суд, с данным иском, в сложившейся ситуации, учитывая ценность защищаемых прав, является обоснованным.

При указанных обстоятельствах суд находит заявленные прокурором исковые требования, подлежащими удовлетворению.

В соответствие с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральнымзаконом.

При решении вопроса об установлении указанного срока суд учитывает, что представителями ответчика заявлено о предоставлении срока исполнения решения суда, в связи с отсутствием в бюджете района необходимых денежных средств и необходимости времени на соблюдение установленного законом порядка их выделения.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, мнения ответчика, правовой позиции сторон, суд считает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Милютинского района Ростовской области к Администрации МО «Светочниковское сельское поселение», третьи лица Ростовский территориальный отдел Ростехнадзора, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области об обязании принять меры к ликвидации ГТС, утратившего хозяйственную значимость, удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Светочниковское сельское поселение» обратиться к кадастровому инженеру в целях проведения обследования ГТС, расположенных на территории муниципального образования, фактически утративших свою хозяйственную значимость, для составления акта обследования, подтверждающего прекращение существования ГТС, расположенных на территории муниципального образования фактически утративших свою хозяйственную значимость, как объектов недвижимости.

Обязать администрацию МО «Светочниковское сельское поселение» на основании актов обследования ГТС, расположенных на территории муниципального образования, фактически утративших свою хозяйственную значимость, составленных кадастровым инженером, обратиться в Управление Росреестра по РО с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета данных объектов недвижимости и погашении права собственности на них.

Установить срок исполнения решения суда ответчиком в течение 06 месяцев с даты его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Решение изготовлено в окончательной форме 20.03.2023.

Судья Лазутина П.В.

2-112/2023 (2-1105/2022;) ~ М-1101/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Милютинского района А.А.Сеник
Ответчики
Администрация МО "Светочниковское сельское поселение"
Другие
Ростовский территориальный отдел Ростехнадзора
Министерство природный ресурсов и экологии Ростовской области
Букаев Владимир Салимгиреевич
Суд
Морозовский районный суд Ростовской области
Судья
Лазутина Полина Валерьевна
Дело на сайте суда
morozovsky--ros.sudrf.ru
20.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2022Передача материалов судье
23.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2023Подготовка дела (собеседование)
18.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Судебное заседание
15.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее