дело №12-703/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 августа 2022 года город Уфа
Судья Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Шафикова Е.С., при подготовке к рассмотрению жалобы Саитовой ФИО3 на постановление Административной комиссии Администрации Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении №№ от 19 января 2022 года,
у с т а н о в и л:
Саитова Д.А. обратилась в суд с жалобой, в которой постановление просит Административной комиссии Администрации Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении №№ от 19 января 2022 года отменить, производство по делу прекратить.
Согласно п. 1 ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей.
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении принадлежит лицам, указанным в ст. ст. 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, а именно, лицу, привлекаемому к административной ответственности, потерпевшему, защитнику, представителю потерпевшего, законному представителю.
Жалоба поступила в суд в виде копии жалобы, документа подписан простой электронной подписью ЕСИА (л.д. 2).
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 251 от 27 декабря 2016 г. утвержден и введен в действие с 1 января 2017 г. Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (далее - Порядок).
Как указано выше, применительно к производству по делам об административных правонарушениях таким федеральным законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3.1.1 Порядка требования к форме и содержанию документов, подаваемых в соответствии с данным Порядком, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Такие требования определены, в частности, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с требованиями процессуального законодательства и названного Порядка документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", могут быть поданы в федеральные суды общей юрисдикции только в рамках гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
Документы, обращения, жалобы по делам об административных правонарушениях не подлежат подаче в суд общей юрисдикции в электронном виде, поскольку производство по таким делам осуществляется по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормами которого не предусмотрена подача таковых в электронном виде.Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О, от 28 мая 2013 года N 777-О и др.).
Как указано выше, применительно к производству по делам об административных правонарушениях таким федеральным законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная правовая позиция неоднократно изложена в судебных актах судей Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в решениях от 30 января 2019 года N 81-ААД19-1, 21 июня 2019 года N 20-ААД19-3.
Вместе с тем КоАП РФ и вышеуказанным Порядком не предусмотрена возможность подачи жалобы на постановление коллегиального органа по делам об административных правонарушениях в форме электронного документа.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что жалоба подается только в оригинале. Положения гл. 30 КоАП РФ не предусматривают возможность подачи жалобы в светокопии или в электронном виде.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 г. разъяснено, что задачами законодательства об административных правонарушениях, в частности, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина (ст. 1.2 Кодекса). Для выполнения судом поставленных задач содержание жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении должно быть таково, чтобы возможно было установить, чьи именно права и каким образом нарушены.
Приведенные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Поскольку жалоба фактически не подписана ее подателем и не соответствует требованиям, предъявляемым ст. 30.1 КоАП РФ, рассмотрение жалобы не представляется возможным, вследствие чего жалобу следует оставить без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
о п р е д е л и л:
жалобу Саитовой ФИО4 на постановление Административной комиссии Администрации Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении №№ от 19 января 2022 года оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд г.Уфы в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е. С. Шафикова