Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
30 ноября 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Калиматовой З.М.,
при секретаре Ганижевой Д.А.,
с участием представителя истца адвоката Арчакова Х.Х.,
представителя Министерства труда и социального развития Республики Ингушетия Томовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Китиева Х. Ю. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Министерству труда и социального развития Республики Ингушетия о признании действий незаконными и возложении обязанности по признанию льготного стажа и возобновлении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Китиев Х.Ю. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получал льготную пенсию как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако размер получаемой им пенсии существенно снизился. По результатам обращения в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> с заявлением о предоставлении сведений о причинах уменьшения размера пенсии истцом получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №АЕ -01-12/7351, согласно которому оснований для выплаты пенсии не имеется и с первого апреля этого года выплаты прекратятся. Свой отказ ответчик обосновал положением, закрепленным в пункте 1 Совместного приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Также истец обращался в Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия с заявлением об обмене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на удостоверение нового образца, однако его обращение было проигнорировано. Считает действия ответчиков не законными, необоснованными. Просит суд признать действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в прекращении выплаты льготной пенсии, в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, незаконными и обязать это ведомство возобновить льготную пенсию, в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с момента приостановления. Также, административный истец просит суд признать действия министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, выразившиеся в отказе в обмене его удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на удостоверение нового образца незаконными и обязать выдать ему удостоверение нового образца.
В судебное заседание истец Китиев Х.Ю. в судебное заседание не явился, однако для защиты своих интересов направил в суд своего представителя адвоката Арчакова Х.Х., который поддержал заявленные исковые требования по доводам и аргументам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия Томова Т.А. просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в части требований к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия не признала. Дополнительно были представлены письменные возражения, согласно которым ответчик со ссылкой на положения Совместного приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» указывает, что оснований для выдачи Китиеву Х.Ю. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» не имеется.
Определением суда к участию в деле привлечено Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>.
Надлежащим образом извещенные Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> не направили в суд своих представителей и не представили письменных возражений.
Заслушав доводы явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. 3 ч. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-I, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Согласно ч. 1 - ч. 3 ст. 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-I, отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Ответчики в своих возражениях на иск Китиева Х.Ю. ссылались на положения Совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»
В соответствии с частью 2 пункта 1 Совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», удостоверения Р. образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, данный совместный приказ, на дату обращения истца в отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и в министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, уже утратило силу.
Так, приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 «Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденных совместным Приказом МЧС России №, Минтруда России №н, Минфина России №н от ДД.ММ.ГГГГ удостоверение выдается гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт участия Китиева Х.Ю. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При таких обстоятельствах у Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия не имелось никаких правовых оснований для отказа в выдаче истцу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пунктом 3 части 1 статьи 25 закона № 400-ФЗ предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно.
Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Вместе с тем, соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.
В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан").
Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии.
При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ22-11-К7.
Тем самым, как указано высшей судебной инстанцией, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, таким образом, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.
Вместе с тем, Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> не представили суду никаких подтверждений обоснованности действий по прекращению пенсионных выплат Китиеву Х.Ю.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Китиева Х. Ю. о признании льготного стажа и возобновлении удовлетворить.
Признать незаконными действия государственного учреждения – отделение фонда пенсионного и социального Российской Федерации по <адрес> и государственного учреждения – отделение фонда пенсионного и социального Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в прекращении выплаты Китиеву Х. Ю. льготной пенсии, в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Обязать государственное учреждение – отделение фонда пенсионного и социального Российской Федерации по <адрес> и государственного учреждения – отделение фонда пенсионного и социального Российской Федерации по <адрес>, возобновить Китиеву Х. Ю. льготную пенсию, в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с момента приостановления.
Признать незаконными действия министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, выразившиеся в отказе Китиеву Х. Ю. в обмене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на удостоверение нового образца.
Обязать министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия выдать Китиеву Х. Ю. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Копия верна
Судья
Магасского Районного суда З.М. Калиматова