Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1321/2021 ~ М-1143/2021 от 18.08.2021

Дело №2-1321/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2021 года      г. Троицк

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего: Панасенко Е.Г.,

при секретаре:      Таранюк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троицкого района Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области в срок до 01.07.2022 года произвести очистку от отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных и промышленных отходов земельный участок расположенный на территории Троицкого муниципального района: Троицко - совхозное сельское поселение Троицкого муниципального района, вблизи п.Скалистый, кадастровый номер земельного участка .

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства по вопросу ликвидации несанкционированных мест размещения отходов различных видов на территории Троицкого муниципального района Челябинской области.

По результатам проведения проверки установлено, что на территории Троицкого муниципального района имеется несанкционированная свалка бытовых, строительных отходов, отходов животноводства, расположенная в п.Скалистый Троицкого района Челябинской области. Кадастровый номер земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, Протяженность свалки составляет 340 метров в длину и 300 метров в ширину.

В соответствии с уставом администрации Троицкого муниципального района Челябинской области к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, обязанность по сбору и вывозу отходов и мусора на территории Троицкого муниципального района Челябинской области в соответствии с федеральным законодательством возложена на орган местного самоуправления - администрацию Троицкого муниципального района.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории сельских поселений Троицкого муниципального района Челябинской области, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Прокурора Троицкого района Челябинской области Кожемякина Е.А. участвовала, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Печенкина А.А. в судебном заседании участвовала, исковые требования признала частично, пояснила, что срок исполнения решения суда до 01.07.2022 года является необоснованным и неисполнимым, поскольку для осуществления полномочий по ликвидации несанкционированной свалки на территории Троицкого муниципального района Челябинской области потребуются дополнительные денежные средства, выделяемые из областного бюджета.

Представитель третьего лица ООО «Центр коммунального сервиса» в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.17). В материалы гражданского дела представлено мнение на исковое заявление (л.д.19-20).

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и положениях Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под твердыми коммунальными отходами - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Судом установлено, что прокуратурой Троицкого района Челябинской области проведена проверка по вопросу ликвидации несанкционированных мест размещения отходов различных видов на территории Троицкого муниципального района Челябинской области.

В результате проведения проверки установлено, что на территории Троицкого муниципального района имеется несанкционированная свалка бытовых, строительных отходов, отходов животноводства, расположенная в п.Скалистый Троицкого района Челябинской области. Кадастровый номер земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, . Протяженность свалки составляет 340 метров в длину и 300 метров в ширину.

По итогам проверки 23.06.2021 года прокуратурой района в адрес главы Троицкого муниципального района Челябинской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления (л.д.5-7).

По результатам рассмотрения представления администрацией Троицкого муниципального района Челябинской области 23.07.2021 года представлен ответ, из которого следует, что специалистами Управления жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации совместно со специалистами Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации совершен выезд на несанкционированную свалку размещения отходов различных видов на территории Троицко-совхозного сельского поселения в п.Скалистый кадастровый номер участка . В настоящее время запрошены коммерческие предложения о стоимости вывоза (транспортировки) и захоронения отходов на полигоне ТКО, включенном в государственный реестр объектов размещения отходов. После определения стоимости вышеуказанных работ, будет направлена заявка о включении данной свалки в областную программу «Охрана окружающей среды на территории Челябинской области» на 2023-2025 г.г. (л.д.7).

Таким образом, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ ответчиком факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления на вышеуказанном земельном участке не опровергнут. Доказательств, подтверждающих, что указанный земельный участок не входит в границы Троицкого муниципального района Челябинской области, а также доказательств, что у данного земельного участка имеются собственники либо иные лица, обладающие правом пользования, на которых может быть возложена обязанность по очистке земельного участка, не представлено. Собственник отходов не установлен. Доказательств, что свалки образуются из-за действий конкретных лиц, суду не представлено.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Троицкого муниципального района Челябинской области.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Аналогичные положения закреплены в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с Уставом администрации Троицкого муниципального района Челябинской области к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно мнению третьего лица ООО «Центр коммунального сервиса» ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Троицкого муниципального района Челябинской области на благоприятную окружающую среду.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями ч.1 ст. 107 ГПК РФ, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.

Из объяснений представителя ответчика следует, что в соответствии с решением Собрания депутатов Троицкого муниципального района Челябинской области от 27.01.2021 года «О бюджете планирования на 2021 год и плановый период 2022-2023 г.г.» не запланированы денежные средства на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в п.Скалистый Троицкого района Челябинской области. Кадастровый номер земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, . При планировании бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 год будет рассматриваться вопрос о планировании денежных средств на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в п.Скалистый Троицкого района Челябинской области, земельный участок с кадастровым номером

Учитывая, что ответчику администрации Троицкого муниципального района Челябинской области необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда до 01.07.2023 года.

Согласно ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.07.2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2021 ░░░░

2-1321/2021 ~ М-1143/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокуратура Троицкого района
Ответчики
Администрация Троицкого муниципального района
Другие
ООО "Центр коммунального сервиса" (ООО "ЦКС")
Суд
Троицкий городской суд Челябинской области
Судья
Панасенко Елена Геннадьевна
Дело на сайте суда
troickg--chel.sudrf.ru
18.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2021Передача материалов судье
20.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Подготовка дела (собеседование)
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2021Дело оформлено
12.11.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее