№ 2-1571/2022 Публ.
УИД 18RS0002-01-2022-000903-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 21 июля 2022 года
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Богдановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столярова И.К. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском в ответчику о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, мотивируя требования следующим. Истец имеет заболевание – Муковисцидоз (CFTRdele2,3/E92K), тяжелое течение, хронический гнойно-обструктивный бронхит, нестойкая ремиссия. Диффузные бронхоэктазы. Эмфизема легких. ДН 2 ст. Хроническое инфицирование дыхательных путей P.aeruginosa. Хронический панкреатит, Белково-энергетическая недостаточность. Хронический полипозно-гнойный ринсинусит. 8 ноября 2021 года в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России истцу по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО). Дозировки указаны в Консилиуме. 13 декабря 2021 г. истец обратился к ответчику с просьбой об организации обеспечения указанными лекарственными препаратами. От Министерства здравоохранения Удмуртской Республики истец ответа не получил. На данный момент истец так и остается без назначенных по жизненным показаниям препаратов элексакафтор /тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО).
Просит обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обеспечить Столярова И.К., <дата> года рождения, лекарственными препаратами элексакафтор /тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанными в Консилиуме от 08.11.2021 ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены БУЗ УР «Городская поликлиника № 1 МЗ УР», Минфин УР, ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России, БУЗ УР «1 РКБ МЗ УР».
В судебном заседании представитель истца Лазутина М.В., действующая по доверенности, исковые требования поддержала. Просит удовлетворить требования в полном объеме. Пояснила, что истец страдает редким (орфанным) заболеванием, включен в соответствующий регистр, препараты назначены по жизненным показаниям.
Дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствии истца Столярова И.К., представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем размещения соответствующей информации на сайте суда.
Согласно письменному отзыву представителя Минздрава Удмуртии Штин С.В., в Министерство заявок на лекарственное обеспечение истца от медицинской организации не поступало. Кроме того, основанием для назначения муколитических препаратов являются генетические исследования, в настоящее время существует несколько вариантов диагностических критериев, которыми пользуются медицинские специалисты для определения схемы лечения (Клинические рекомендации "Кистозный фиброз (муковисцидоз)" (утв. Минздравом России). Министерство - орган исполнительной власти согласно Положению о Министерстве, утв. постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.12.2017 № 540, медицинскую помощь не оказывает, самостоятельно определить потребность истца не представляется возможным. Учитывая изложенное, правовые основания для обеспечения истца указанными препаратами отсутствуют. Доводы истца о немедленном исполнении судебного решения не обоснованы, доказательства ухудшения самочувствия истцом не представлены. С учетом изложенного, просит в удовлетворении требований Столярова И.К. отказать в полном объеме.
Согласно представленному письменному отзыву представителя Министерства финансов УР, бюджетные ассигнования, предусмотренные в 2021 году Минздраву Удмуртии на организацию лечения граждан лекарственными препаратами для лечения орфанных заболеваний, выделены Минздраву Удмуртии в полном объеме.
Согласно представленному письменному отзыву и.о. директора ФГБУ «НИИ пульмонологии» ФМБА России Аверьянова А.В., консилиум врачей НИИ пульмонологии считает необходимым отметить, что основанием для назначения генных корректоров, указанных в протоколе Консилиума врачей, является наличие наследственно-обусловленных генных мутаций, что подтверждено молекулярно-генетическими исследованиями у данного пациента. Консилиум врачей НИИ пульмонологии принял решение, что улучшение клинического состояния пациента возможно на фоне ежедневного приема таргетного препарата Кафтрио в сочетании с Калидеко. Данная комбинация, используемая для ведения пациентов с муковисцидозом на территории Евросоюза, является предпочтительной из-за большей и ранней доступности, обеспечивающей достижение лучших возможностей терапевтического эффекта, имеет безопасный профиль переносимости, доказанный в клинических исследованиях. Таким образом, НИИ пульмонологии просит исковые требования пациента Столярова И.К. о бесплатном обеспечении лекарственными препаратами удовлетворить, препараты назначены по жизненным показаниям.
Из письменных объяснений, представленных БУЗ УР «1 РКБ МЗ УР» следует, что Столяров И.К. страдает муковисцидозом, смешанная легочно-кишечная форма, тяжелое течение. Пациент принимает препарат «дорназа альфа 2.5 мг – 2.5 мл через небулайзер. Этот препарат пациент получает по программе 14 высокозатратных нозологий в поликлинике БУЗ УР «1-я РКБ». Указанные в иске препараты элексакафтор /тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО) пациенту БУЗ УР «1-я РКБ не назначались».
Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
Столяров И.К. является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой Бюро №41 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РТ» от 11.11.2013. Инвалидность установлена повторно бессрочно, причина инвалидности «общее заболевание».
Столярову И.К. установлен диагноз «Муковисцидоз (CFTRdele2,3/E92K), тяжелое течение, хронический гнойно-обструктивный бронхит, нестойкая ремиссия. Диффузные бронхоэктазы. Эмфизема легких. ДН 2 ст. Хроническое инфицирование дыхательных путей P.aeruginosa. Хронический панкреатит, Белково-энергетическая недостаточность. Хронический полипозно-гнойный ринсинусит», протоколом консилиума врачей ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» ФМБА России от 08.11.2021.
Согласно решению (протоколу) консилиума врачей ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» ФМБА России от 08.11.2021, рекомендовано назначение таргетной терапии элексакафтор 100мг/тезакафтор 50мг/ивакафтор 75 мг (КАФТРИО) 2 таблетки утром и ивакафтор (КАЛИДЕКО) 150 мг вечером ежедневно.
13 декабря 2021 года в Минздрав Удмуртии от Столярова С.В. поступило обращение на обеспечение его препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) и ивакафтор (КАЛИДЕКО) в дозировке указанной в консилиуме.
В ответе Минздрава Удмуртии на вышеуказанное обращение от 11.01.2022 №11/02-01/7023 разъяснено о необходимости по вопросу обеспечения препаратами КАФТРИО и КАЛИДЕКО обратиться в БУЗ УР «ГП №1 МЗ УР».
Согласно протоколу №4 заседания Врачебной комиссии БУЗ УР «ГП №1 МЗ УР» от 05.04.2022 по вопросу назначения Столярову И.К. лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медпомощи (элексакафтор /тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО)) на основании обращения Столярова И.К., комиссия пришла к выводу о невозможности вынести заключение о целесообразности назначения Столярову И.К. препаратов таргетной терапии КАФТРИО и КАЛИДЕКО. Комиссией рекомендовано продолжать динамическое наблюдение с оценкой функции внешнего дыхания, провести генетическое исследование мутации F508del в гене CFTR.
Согласно представленным суду результатам спирографического исследования, проведенным БУЗ УР «1-я РКБ», у Столярова И.К. по состоянию на 13.07.2022 наблюдается резкое снижение жизненной емкости легких.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии со ст.14 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами – относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.
Вместе с тем, в соответствии с Постановленим Правительства РФ от 30.12.2018 N 1753 (ред. от 15.04.2020) "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение расходов на организационные мероприятия, связанные с обеспечением лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), а также после трансплантации органов и (или) тканей" утверждены соответствующие Правила, на исполнение указанных полномочий бюджетам субъектов РФ ежегодно выделяются межбюджетные трансферты.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N2299 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1).
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2020 года № 661 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2020 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Пунктом 64 названной программы предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики осуществляется, в частности, обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению 2 к Территориальной программе госгарантий.
Из приведенных нормативных положений действующего законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Несмотря на невключение имеющегося у Столярова И.К. заболевания в стандарт оказания медицинской помощи и список жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р, именно в связи с этим заболеванием ему установлена инвалидность. Вследствие этого он, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
С учетом решения Консилиума соответствующей федеральной медицинской организации о разрешении к индивидуальному применению Столяровым И.К. по жизненным показаниям лекарственных препаратов элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО), у него возникло право на получение данных препаратов. Государством гарантировано ему как инвалиду обеспечение всеми необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, такое обеспечение является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Поскольку необеспечение Столярова И.К. лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными ему по жизненным показаниям, нарушает фундаментальное право на жизнь и здоровье, отсутствие лекарственного данного препарата в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
С учетом вышеизложенного, Столяров И.К. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО), по жизненным показаниям, обязанность по обеспечению которым лежит на Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики.
Вместе с тем, поскольку объективно установлено, что состояние истца ухудшается, в представленном протоколе Консилиума имеется указание о том, что отсутствие лечения вышеуказанным препаратом жизнеугрожающее состояние больного может развиться в короткие сроки, суд считает необходимым удовлетворить ходатайство по обращению решения суда в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обеспечить изделиями медицинского назначения к немедленному исполнению.
Поскольку судом установлено, что препарат назначен врачебной комиссией в соответствии с инструкцией по его медицинскому применению, истцом заявлены требования об обеспечении Столярова И.К. препаратом в соответствующей инструкции дозировке и кратности введения, то суд полагает возможным указать в решении о возложении на ответчика обязанности обеспечить Столярова И.К. препаратом элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) + ивакафтор (КАЛИДЕКО) в необходимом объеме и дозировке на постоянной основе до его отмены в соответствии с решением врачебного консилиума ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» ФМБА России от 08.11.2021.
Поскольку истец и ответчик в силу НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, издержки, связанные с рассмотрением дела относятся на счет федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Столярова И.К. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (ИНН 1831044979) обеспечить Столярова И.К. (паспорт серии 9205 № выдан Бызовским ОВД гор.Нижнекамска РТ) лекарственными препаратами «элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО)» + «ивакафтор (КАЛИДЕКО)» в необходимых объеме и дозировке на постоянной основе до их отмены в соответствии с решением консилиума врачей ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» ФМБА России (протокол от 08.11.2021).
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2022 года.
Судья: Н.В. Дергачева