Дело № 2- 2974/23
61RS0013-01-2023-004063-67
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2023 года
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи Губачевой В. А.,
при секретаре Холодове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по Ростовской области к Вартанян Каринэ Амбарцумовне, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной справки об инвалидности,
У с т а н о в и л:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (ГУ ОПФР по РО) обратилось в суд с иском к Вартанян К.А., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными с момента выдачи справки, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, ссылаясь на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ЕДВ. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена страховая пенсия по инвалидности. В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов находилась справка об установлении инвалидности, выписка из акта освидетельствования гражданина признанного инвалидом серии МСЭ- 2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро № - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по РО", в которых указано что ФИО2 впервые установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания бессрочно. В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное дело по обвинению бывшего начальника филиала № ФКУ "ГБ МСЭ по РО" в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого ФИО7, он в период с 2010 по 2017 год за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности.
В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат ОПФР по РО был направлен запрос в ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России. На данный запрос получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №.ГБ61/2021 об отсутствии в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационного-аналитической системе (ЕАВИИАС МСЭ), используемой при проведении медико-социальной экспертизы, и на бумажном носителе данных по освидетельствованию ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России в отношении ФИО2 В связи с указанными обстоятельствами выплата пенсии и ЕДВ прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просит суд признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2014 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро № - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым ФИО2, впервые установлена инвалидность второй группы с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Представитель истца ГУ ОПФР по РО в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело без его участия. Дело в отсутствие представителя истца рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте судебного заседания по адресу места регистрации ответчика, указанному в адресной справке отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>, однако судебные повестки возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения».
В силу положений ст. 165.1. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств объективно препятствующих ответчику своевременно получить судебные извещения, суду не представлены, дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание ответчика рассмотрено в порядке заочного судопроизводства в соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просила рассматривать дело без его участия, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что сведениями о прохождении ответчиком Вартанян К.А. медико-социальной экспертизы в бюро № 30 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России учреждение на располагает, отсутствуют сведения на бумажном носителе и в ЕАВИИАС МСЭ, в связи с чем ответчиком Вартанян К.А. нарушен установленный порядок прохождения МСЭ. В отношении него дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии п. п. 2, 3 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 Правил признания лица инвалидом, действовавших на дату оформления ответчиком ФИО5 социальных выплат в связи с инвалидностью, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п. 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
В соответствии с п. 13 Правил, гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет:
не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к настоящим Правилам;
не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом III приложения к настоящим Правилам, при первичном признании гражданина инвалидом устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет.
Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Согласно ч. 1 п. 15, ч. 1 п. 16 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, действовавшим на дату предоставления ответчиком ФИО6 оспариваемых документов в УПФР в <адрес>, был утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, в числе прочего, необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В силу требований п.п. 95, 96 Правил, медико-социальная экспертиза получателя государственной услуги проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро), уполномоченными на проведение медико-социальной экспертизы. Специалисты бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро), уполномоченные на проведение медико-социальной экспертизы, изучают представленные документы, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проводят обследование получателя государственной услуги и на основе полученных документов и сведений, данных обследования получателя государственной услуги принимают решение об установлении инвалидности.
Результатом предоставления государственной услуги, согласно п. 11 Административного регламента, является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдана справка об инвалидности серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> № - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по РО", в которой указано что ФИО2 впервые установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания бессрочно. (л.д. 7).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в территориальном органе ПФР назначена ЕДВ в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ.
С ДД.ММ.ГГГГ ей назначена трудовая пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии по инвалидности и ЕДВ прекращены.
Приговором Гуковского городского суда бывший начальник филиала № ФКУ "ГБ МСЭ по РО" ФИО7 признан виновным за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого ФИО7, он в период с 2010 по 2017 год за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности.
В соответствии с ответом ответ от ДД.ММ.ГГГГ №.ГБ61/2021 ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России отсутствуют в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационного-аналитической системе (ЕАВИИАС МСЭ), используемой при проведении медико-социальной экспертизы, и на бумажном носителе данных по освидетельствованию ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России в отношении ФИО8
Согласно информации об оказании медицинской помощи в системе ОМС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращалась в ГБУ РО БСМП ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ а ГБУ РО «СП <адрес>» (общий мед осмотр). Л.д. 45
Медицинские документы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в отношении ФИО2 отсутствуют в МБУЗ "ЦГБ" <адрес> (письмо МБУЗ "ЦГБ" <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, л.д. 39).
Оценив представленные доказательства, суд исходит из того, что ФИО2 не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России в нарушение правил прохождения медосвидетельствования, с целью получения справки и пенсии по инвалидности, что является основанием для признания справки МСЭ и выписки из акта медицинского освидетельствования на имя ФИО2 недействительными.
Информация ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, МБУЗ "Центральная городская больница" <адрес> опровергает факт проведения в отношении ответчика ФИО2 медико-социальной экспертизы в Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» и законного установления ему П группы инвалидности бессрочно в установленном законом порядке.
Решение Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» об установлении ФИО2 второй группы инвалидности бессрочно принято с нарушением установленной законом процедуры, что свидетельствует о наличии в действиях ФИО2 недобросовестности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Заслуживающих внимания возражений ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах требования ГУ ОПФР по РО подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем с ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░-2015 № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░-2014 № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ № - ░░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ <░░░░░>», ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 (░░░░░░░ №) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░2 (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15.12.2023 ░.