Дело № 5-171/2020 | |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |
город Онега |
27 октября 2020 года |
Судья Онежского городского суда Архангельской области Кузнецов А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – администрации муниципального образования «Покровское», ИНН 2906006340, находящегося по адресу: Архангельская область, Онежский район, п. Покровское, ул. Усачева, д. 28а, юридический адрес: Архангельская область, Онежский район, п. Покровское, ул. Усачева, д. 21,
установил:
28 сентября 2020 года заместителем начальника отделения судебных приставов по Онежскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Павловской М.В. в отношении администрации муниципального образования «Покровское» составлен протокол № 108 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, согласно которому администрации муниципального образования «Покровское» вменяется в вину неисполнение требования исполнительного документа, связанного с обеспечением пожарной безопасности в срок, установленный требованием судебного пристава-исполнителя.
В судебном заседании начальник отделения – старший судебный пристав отделения судебных приставов по Онежскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Харюшин А.В., заместитель начальника отделения судебных приставов по Онежскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Павловская М.В. просили привлечь администрацию муниципального образования «Покровское» к административной ответственности.
Законный представитель - глава администрации муниципального образования «Покровское» Чирцов А.В. в судебном заседании просил прекратить производство по делу, ввиду отсутствия вины администрации в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном документе во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок. Указал, что администрацией принимаются все меры по исполнению требований исполнительного документа, решение в полном объеме не исполнено лишь из-за дефицита местного бюджета. Привлечение администрации к административной ответственности в данном случае приведет не к исполнению решения суда, а к аресту счетов администрации и невозможности выплаты заработной платы и исполнения других полномочий, предусмотренных законом. Полному исполнению решения суда во вновь установленный срок препятствовали также климатические условия (зимний период). Исполнение решения суда в части организации своевременной очистки территории населенного пункта от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы производится в соответствии с Порядком подготовки населенных пунктов муниципального образования «Покровское» к пожароопасному сезону и привлечения населения (работников организаций) к тушению лесных пожаров, утвержденного постановлением администрации МО «Покровское» от 02.09.2019 № 05.
Специалист Кузнецов Е.А., работающий заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Северодвинска и Онежского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области, в судебном заседании подтвердил частичное неисполнение (как указано в протоколе об административном правонарушении) решения Онежского городского суда Архангельской области от 06 июля 2011 года по делу № 2-302/2011. Дополнительно пояснил, что на площадках у источников противопожарного водоснабжения (п. Покровское, с. Тамица, д. Кянда) осталось только установить противооткаты. В остальной части указанные площадки приведены в соответствие с требованиями по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения. Площадки возможно использовать для забора воды пожарными автомобиля. Со стороны администрации МО «Покровское» решение суда исполняется, но не так быстро.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, прихожу к следующему.
Частью 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ устанавливается ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, в виде дополнительного административного штрафа либо административного приостановления деятельности.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального образования «Покровское» является должником по исполнительному производству № 7183/11/40/29, возбужденному 06 августа 2011 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Онежскому району УФССП России по Архангельской области на основании исполнительного листа, выданного 18 июля 2011 года Онежским городским судом Архангельской области во исполнение вступившего в законную силу решения Онежского городского суда Архангельской области от 06 июля 2011 года по гражданскому делу № 2-302/2011.
Предметом принудительного исполнения названного производства является обязанность:
- организовать своевременную очистку территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и др. (п. Покровское, с. Тамица, п. Маложма, п. Верхнеозерский, д. Кянда);
- установить в населенных пунктах исправные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций (п. Покровское, с. Тамица, п. Маложма, п. Верхнеозерский, д. Кянда);
- привести площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения (п. Покровское, с. Тамица, п. Маложма, п. Верхнеозерский, д. Кянда);
- организовать проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона пожарных гидрантов (п. Верхнеозерский);
- разместить указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения и направления движения к ним (п. Покровское, с. Тамица, п. Верхнеозерский, д. Кянда);
- организовать наружное освещение в темное время суток территории населенных пунктов (с. Тамица, д. Кянда);
- создать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Покровское, с. Тамица, п. Маложма, п. Верхнеозерский, д. Кянда);
- обеспечить населенные пункты первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем для привлекаемых к пожаротушению добровольных формирований (п. Покровское, с. Тамица, п. Маложма, п. Верхнеозерский, д. Кянда);
- разработать положение о порядке подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения для тушения лесных пожаров (п. Покровское, с. Тамица, п. Маложма, п. Верхнеозерский, д. Кянда).
Статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно частям 1, 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
24 февраля 2012 года связи с невыполнением должником требований исполнительного документа в установленный для должника срок судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации муниципального образования «Покровское» в размере 50000 рублей и установлен новый срок исполнения решения суда.
08 августа 2012 года постановлением судебного пристава администрация муниципального образования «Покровское» признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
04 февраля 2014 года постановлением судебного пристава администрация муниципального образования «Покровское» признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
20 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда, установлен срок для исполнения требований документа и предоставления доказательств, подтверждающих исполнение, – до 20 июня 2020 года, которое получено должником – 20 декабря 2019 года.
До настоящего времени решение суда в полном объеме не исполнено, а именно в части:
- организовать своевременную очистку территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и др. (п. Покровское, с. Тамица, п. Маложма, п. Верхнеозерский, д. Кянда);
- установить в населенных пунктах исправные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций (с. Тамица, п. Верхнеозерский);
- привести площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения (п. Покровское, с. Тамица, д. Кянда);
- создать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Покровское).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
По правилам статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования «Покровское» принимаются меры к исполнению решения суда.
Из представленных суду материалов дела об административном правонарушении, пояснений специалиста, оснований не доверять которым у суда не имеется, следует, что во исполнение решения суда по делу № 2-302/2011 администрацией муниципального образования «Покровское» в 2019-2020 годах:
- организована ежегодная очистка (частичная, не на всей территории) населенных пунктов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.д.;
- в населенных пунктах д. Тамица, п. Маложма, д. Кянда установлены исправные средства звукового оповещения людей (сирены) на случай пожара и ЧС;
- проведена проверка работоспособности пожарных гидрантов в п. Верхнеозерский (после установки второго насоса давление на дальнем гидранте более 3 кг/см квадратный);
- в с. Тамица, п. Верхнеозерский, д. Кянда размещены указатели пожарных гидрантов и источников противопожарного водоснабжения и направления движения к ним;
- населенные пункты с. Тамица, п. Маложма, п. Верхнеозерский, д. Кянда обеспечены первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем для привлекаемых к пожаротушению добровольных формирований;
- в поселках Маложма, Верхнеозерский, Покровское – обозначены пожарные водоемы указателями «ПВ» и указателями движения к пожарным водоемам, с цифрами, обозначающими расстояние до их месторасположения; в поселках Маложма, Верхнеозерский, Покровское, с. Пурнема, д. Кянда - территории общего пользования населенного пункта оснащены противопожарным инвентарем;
- в пожарных гидрантах, установленных в водопроводе п. Верхнеозерский, обеспечено постоянное давление для целей пожаротушения;
- в п. Покровское по адресу: ул. Усачева, 28-а на ручье Пильдоручей оборудована площадка размерами 12x12 метров для установки пожарных автомобилей на открытый пожарный водоем;
- организована проверка источников пожарного наружного водоснабжения (пожарных водоемов, гидрантов) не менее двух раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; организовано прохождение работниками администрации обучению мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума;
- в августе 2019 года администрацией муниципального образования «Покровское» получен ответ из ГКУ АО «Онежское лесничество» на запрос в отношении установления границ государственного лесного фонда с землями иных категорий по Онежскому сельскому участковому лесничеству (с приложением ответа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 22.08.2019 № 204-05/7768) в отношении установления границ в п. Покровское для организации противопожарного разрыва севернее нечетной стороны ул. Усачева шириной 15 метров;
- в сентябре 2019 года в адрес ГКУ АО «Онежское лесничество» направлен запрос о принадлежности лесного фонда в районе организации противопожарного разрыва севернее нечетной стороны ул. Усачева шириной 15 метров, возможности вырубки леса на данном участке, определении границ гослесфонда и вынесении данных границ в натуре;
- в октябре 2019 года от ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» получен ответ на запрос о возможности проведения работ по выноске в натуре 15-ти метровой полосы вдоль п. Покровское; в октябре 2019 года от ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» получен ответ на запрос о возможности работ по созданию минирализированной полосы;
- в декабре 2019 года заключен договор между ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» и администрацией МО «Покровское» по оказанию услуг по отводу лесного участка для устройства противопожарного разрыва в п. Покровское, проведены, предусмотренные договором работы;
- в апреле 2020 г. заказана смета на производство вырубки потивопожарного разрыва в пос. Покровское. Однако в связи с ростом закупочных цен и стоимости производства работ на данный момент смета утратила актуальность; затем был направлен запрос и получен ответ ГАУ АО «ЕЛЦ» Онежское подразделение о стоимости работ по опашке вокруг населенных пунктов Тамица, Кянда, Верхнеозерский, Маложма; направлено письмо в адрес администрации МО «Онежский муниципальный район» об оказании финансовой помощи для исполнения решения суда по противопожарным мероприятиям; произведен частичный ремонт коробов, противопожарных гидрантов в п. Верхнеозерский; обустроена площадка 12x12 метров для постановки пожарного автомобиля на водоем, в пос. Покровское за зданием по адресу: ул. Усачева, д. 28 А, площадка снабжена указателями и противооткатным устройством;
- вопрос об исполнении судебного решения выносился главой МО «Покровское» на 24-ю (состоялась 23.06.2020) и 26-ю (состоялась 07.10. 2020) сессии Совета депутатов МО «Покровское». В результате на 24-й сессии депутаты выделили дополнительные средства в размере 22 000 рублей на статью расходов по пожарной безопасности, что дало возможность обустроить площадку 12x12 метров для постановки пожарного автомобиля на водоем, в пос. Покровское за зданием по адресу: ул. Усачева, д. 28 А;
- произведен частичный ремонт коробов гидрантов (ПГ) в п. Верхнеозерский; дважды проведена проверка работоспособности гидрантов в п. Верхнеозерский; приведен в рабочее состояние (произведена очистка) еще одного пожарного водоема в пос. Маложма, осталось оснастить знаками, указателями; ДПО и ДПК МО «Покровское» обеспечены ГСМ (бензин и моторное масло); осуществляется содержание имеющихся пожарных пирсов и пожарных водоёмов (расчистка проездов от снега); ведется работа (переговоры) по внебюджетным (социальная спонсорская помощь) способам исполнения судебного решения с руководителями предприятий, действующим на территории МО «Покровское».
Из представленных администрацией МО «Покровское» доказательств следует, что бюджет МО «Покровское» на 2020 год является дефицитным, финансовых средств, предусмотренных бюджетом, недостаточно на исполнение текущих полномочий администрации МО «Покровское» (обеспечение деятельности администрации, освещение населённых пунктов, содержание противопожарной инфраструктуры, исполнение полномочий в сфере культуры). В связи с существенным дефицитом бюджета Советом депутатов принято решение не осуществлять в 2020 году выделение средств на благоустройство населенных пунктов МО «Покровское» (средства перераспределены на субсидию по льготам ЖКХ и проезду к месту отдыха и обратно работникам). Несмотря на недостаток бюджетных средств, администрацией МО «Покровское» в 2020 году предприняты указанные выше меры по исполнению решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
К вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Частью 1 статьи 52 названного Федерального закона, ст. 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
К вопросам местного значения муниципального образования относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета соответствующего муниципального образования, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения, которые осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 16.2, ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Пункт 1 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджетные полномочия муниципальных образований, к числу которых отнесено также установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В силу п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении.
Таким образом, получение необходимого финансирования на окончательное исполнение решения суда находится в исключительной компетенции Совета депутатов МО «Покровское», которым, несмотря на обращения главы МО «Покровское», не было принято решение о выделении необходимого объема денежных средств в спорный период (во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок - с января по июнь 2020 года).
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, и материалами дела подтверждается, что требования исполнительного документа администрацией частично исполнены, в настоящее время также продолжаются мероприятия по исполнению решения суда.
С учетом изложенного, меры, которые предприняла администрация после получения требования судебного пристава-исполнителя, свидетельствуют о намерении исполнить судебное решение, действия, которые предпринимает администрация, не привели к исполнению решения по не зависящим от нее причинам.
Невозможность исполнить требование судебного пристава-исполнителя при имеющемся финансировании в установленный требованием срок подтверждена материалами дела.
Таким образом, неисполнение судебного решения обусловлено объективными обстоятельствами, а не умышленным бездействием администрации МО «Покровское».
Кроме того, необходимо учесть, что требование об исполнении решения суда в срок с января по июнь 2020 года, который за вычетом зимнего периода, составляет 3 месяца, в условиях введенного на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года N 28-у "О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", не отвечает критериям разумности и исполнимости.
Согласно общим условиям привлечения лица к административной ответственности, установленным частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, вывод о совершении лицом административного правонарушения должен базироваться на доказательствах, объективно и безусловно подтверждающих вину лица, привлекаемого к ответственности, в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных материалов следует, что в действиях администрации МО «Покровское» отсутствует виновное бездействие ввиду отсутствия возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, деяние администрации МО «Покровское» не образует состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, ввиду отсутствия вины.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в том числе в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая, что представленные суду материалы, исследованные доказательства с неоспоримостью не подтверждают наличие состава вменяемого юридическому лицу – администрации МО «Покровское» административного правонарушения, прихожу к выводу о прекращении производства по данному делу по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Покровское» прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно либо путем подачи жалобы через Онежский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись А.А. Кузнецов
...