Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-587/2023 ~ М-221/2023 от 10.02.2023

Решение

Именем Российской Федерации

             11 апреля 2023 года                                                                    г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Канаевой О.О.,

с участием прокурора Мирошниченко Е.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело №2-838/21 по иску Шабалина Сергея Викторовича к Министерству Здравоохранения Самарской области об обеспечении жизненно необходимым лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Шабалин С.В. в лице представителя Непша А.Н. обратился в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском, требуя с учетом уточненных исковых требований признать за Шабалиным С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на обеспечение лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам), назначенным к применению для лечения спинальной мышечной атрофии по медицинским (жизненным) показаниям за счет бюджетных средств Самарской области; обязать Министерство здравоохранения Самарской области обеспечить истца необходимым лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам), назначенным к применению для лечения спинальной мышечной атрофии по медицинским (жизненным) показаниям согласно протоколу ВК.193 от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО» Жигулевская центральная городская больница» пожизненно до отмены врачебной комиссией врачей на федеральном уровне.

В обоснование заявленных исковых требований в иске указано, что истец является инвалидом первой группы, страдает заболеванием: <данные изъяты>. Заболевание носит прогрессирующий характер и приводит к раннему летальному исходу. ДД.ММ.ГГГГ Шабалин С.В.. был консультирован заведующей медико-генетической консультацией ГБУЗ СОКБ им. В.Д. Середавина Мельниковой Т.В. и врачом неврологом-генетиком Черниковой В.В., и по результатам консультации истцу для определения дальнейшей тактики лечения и назначения патогенетического лечения по жизненным показаниям рекомендовано проведение врачебной комиссии на федеральном уровне в условиях ФГБНУ «Научный центр неврологии» г. Москвы. ДД.ММ.ГГГГ Шабалин С.В. подал заявление в ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» о проведении врачебной комиссии по назначению лекарственного препарата Русдиплам и оформлении всех необходимых документов для организации лекарственного обеспечения. Однако в удовлетворении его заявления отказано. Только после неоднократных жалоб в органы Росздравнадзора и прокуратуру Самарской области ему был предоставлен протокол консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ ФГБНУ «Научный центр неврологии» г. Москвы, согласно которому Шабалину С.В. рекомендовано назначить лекарственный препарат Рисдиплам («Эврисди»). На основании Протокола консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ ФГБНУ «Научный центр неврологии» г. Москва, ДД.ММ.ГГГГ проведена врачебная комиссия ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» на предмет лекарственного обеспечения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ была подана заявка в Министерство здравоохранения Самарской области и прислали протокол ВК № от ДД.ММ.ГГГГ В начале ДД.ММ.ГГГГ г. Шабалин С.В. снова обратился в Министерство здравоохранения Самарской области об организации ему бесплатного лекарственного обеспечения препаратом Эврисди (Рисдиплам). В начале ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ от Министерства здравоохранения Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому руководству ГБУЗ СО «Жигулевская ЦРБ» дано поручение сформировать пакет документов и направить в Министерство здравоохранения Самарской области. До настоящего времени истец необходимым ему лекарственным препаратом Рисдиплам Министерством здравоохранения Самарской области не обеспечен. Полагая, что его право на обеспечение жизненно важным лекарственным препаратом нарушено, а его заболевание приводит к сокращению продолжительности жизни, Шабалин С.В. обратился в суд с указанными исковыми требованиями.

В судебном заседании представитель истца, Непша А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования полностью поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Самарской области – Кодоркина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на доводы письменного отзыва.

Представители третьего лица ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» – Хохлова О.А., Малахова А.Е., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили в иске отказать, поскольку истец обеспечивается необходимым количеством лекарственного препарата Рисдиплам.

Представитель третьего лица ГКУ Самарской области «Самарафармация» Сульдина Н.И., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, поскольку поступившая заявка ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» на препарат Русдиплам для обеспечения Шабалина С.В. исполнена учреждением в полном объеме, по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ аукциона заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица Министерства управления финансами Самарской области в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил суду письменный отзыв.

Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации, как социального государства, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. При этом приоритетной является защита права граждан на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В силу положений ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», консилиум врачей – совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 13 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного Федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497 (далее – Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному Перечню, право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды 1 группы.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Самарской области от 24 декабря 2021 года № 1084 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Постановлением Правительства Самарской области от 22 декабря 2022 года № 1209 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Самарской области осуществляется, в частности, обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Самарской области, лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение организации обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Самарской области, лекарственными препаратами в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания регулируется частью 5 статьи 37, статьей 48, частями 2, 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов", от 20.12.2012 № 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Самарской области) инвалидов 1 группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2012 года № 290 (далее – Положение), Министерство здравоохранения Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.

Основными задачами Министерства здравоохранения Самарской области в силу указанного Положения являются, в том числе, обеспечение государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению; сохранение и улучшение здоровья населения Самарской области.

Министерство здравоохранения Самарской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», для обеспечения обязательств государства в части бесплатного лекарственного обеспечения органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать дополнительные источники финансирования.

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Самарской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложены на Министерство здравоохранения Самарской области.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Шабалин Сергей Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы бессрочно (л.д. 8), наблюдается в ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» с диагнозом: «Спинальная мышечная атрофия, II типа».

Как следует из представленных документов, согласно медико-генетической консультации ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина» от ДД.ММ.ГГГГ, для определения дальнейшей тактики лечения и назначения патогенетической терапии по жизненным показаниям необходимо проведение врачебной комиссии на федеральном уровне в условиях ФГБНУ «Научный центр неврологии» г. Москвы (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ Шабалин С.В. подал заявление в ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» о проведении врачебной комиссии по назначению лекарственного препарата Русдиплам и оформлении всех необходимых документов для организации лекарственного обеспечения.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» сообщено, что проведено заседание врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решением которой препарат Рисдиплам истцу не назначен, поскольку не входит в клинические рекомендации для взрослых.

Истец в течение 2022 года обращался с жалобами в органы Росздравнадзора и прокуратуры, по результатам проверки прокуратуры Самарской области по запросу ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» ДД.ММ.ГГГГ проведен консилиум с применением телемедицинских технологий в ФГБНУ НЦН.

В соответствии с протоколом консилиума врачей ФГБНУ «Научный центр неврологии» г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием выраженных деформаций позвоночника для патогенетического лечения Шабалину С.В. рекомендовано назначить лекарственный препарат Рисдиплам. Препарат вводится перорально. Режим дозирования зависит от массы тела пациента, необходим ее обязательный учет на момент планируемого начала терапии: согласно инструкции для пациентов старше 2 лет при массе тела 20 кг и более постоянная доза составляет 5мг/сутки. Необходимую дозу препарата следует вводить 1 раз в сутки. Лечение проводится постоянно и длительно. Раз в год необходимо контролировать показатели ночной пульсоксиметрии, форсированной жизненной емкости легких, нутритивный статус. Для оценки двигательных функций возможно применение шкал MFV32 (или HFMSE) и RULM. Контроль безопасности применения рисдиплама проводить согласно инструкции по применению препарата (л.д. 27).

На основании Протокола консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ ФГБНУ «Научный центр неврологии» г. Москва, ДД.ММ.ГГГГ проведена врачебная комиссия ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» на предмет лекарственного обеспечения.

Согласно протоколу врачебной комиссии ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ решено назначить патогенетическую терапию лекарственным препаратом Рисдиплам в дозе 5 мг (6,6 мл) внутрь ежедневно, раз в сутки. Потребность на год 32 флакона. Лечение проводить постоянно и длительно (л.д. 28).

Таким образом, истцом получено заключение врачебной комиссии.

После получения указанного заключения врачебной комиссии на обращение в Министерство здравоохранения Самарской области для обеспечения ее лекарственным препаратом Рисдиплам, Министерство здравоохранения Самарской области ДД.ММ.ГГГГ сообщило ему о том, что руководству ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» дано поручение сформировать пакет необходимых документов и направить в Министерство, по поступлении которого Комиссией при Министерстве здравоохранения Самарской области по вопросам организации обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской (лекарственной) помощи будет рассмотрен вопрос о назначении Шумилину С.В. препарата Рисдиплам (л.д. 30).

В связи с необеспечением ответчиком лекарственным препаратом Русдиплам, истец обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.

Решением комиссии при Министерстве здравоохранения Самарской области по вопросам организации обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской (лекарственной) помощи от ДД.ММ.ГГГГ главному врачу ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» рекомендовано взять на контроль оказание медицинской помощи пациенту Шамилину С.В., направить заявку о количестве лекарственного препарата Рисдиплам в ГКУ СО «Самарафармация» посредством системы ЦМИС УЛЛО, каждые 3 месяца совместно с главными внештатными специалистами Министерства по неврологии и медицинской генетике проводить оценку эффективности терапии препаратом Рисдиплам и уведомлять Министерство о достигнутых результатах. Директору ГКУ СО «Самарафармация» рекомендовано принять меры для обеспечения истца лекарственным препаратом Рисдиплам в соответствии с заявками медицинской организации за счет имеющихся средств региональной программ льготного лекарственного обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГ министерство здравоохранения Самарской области дало поручение ГКУ СО «Самарафармация» и ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» принять необходимые мероприятия по обеспечению Шабалина С.В. препаратом Русдиплам.

В соответствии с положениями Приказа Министерства здравоохранения Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядков формирования основной и дополнительной заявок для обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в Самарской области, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, за счет федерального и областного бюджетов» ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» была направлена дополнительная заявка на Русдиплам в количестве 32 штук на 2023 год, предназначенный для Шабалина С.В.

На основании заявки ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ на препарат Русдиплам для обеспечения Шабалина С.В. ГКУ Самарской области «Самарафармация» ДД.ММ.ГГГГ проведен электронный аукцион.

ДД.ММ.ГГГГ со склада ГКУ СО «Самарафармация» в ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» произведена отгрузка лекарственного препарата Эврисди (Русдиплам) по накладной № от ДД.ММ.ГГГГ в количестве трех упаковок сверх заявки для обеспечения непрерывного лечения Шабалина С.В.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Шабалину С.В. выписаны льготные рецепты на лекарственный препарат Эврисди (Русдиплам) в общем количестве 3-х упаковок, что подтверждается лицевым счетом пациента Шабалина С.В. Лекарственный препарат был получен представителем Шабалина С.В., что не оспаривается представителем истца и подтверждается копиями рецептов с подписью о получении препарата.

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ Самарской области «Самарафармация» и ООО «Ирвин 2» заключен государственный контракт №/Т по предмету: Поставка лекарственного препарата "Рисдиплам" в рамках льготного лекарственного обеспечения на 2023 год, цена контракта 27312792 рубля, срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Шабалину С.В. также выписан льготный рецепт на лекарственный препарат Эврисди (Русдиплам) в количестве 1 упаковки, лекарственный препарат был получен представителем Шабалина С.В. (обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ).

Распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 3781-р, вступившим в силу с 1 января 2022 г. внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи". Лекарственный препарат Рисдиплам включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Шабалин С.В. в соответствии со ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты.

Суд, разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", признает установленным, что на дату рассмотрения дела Шабалин С.В. обеспечен необходимым лекарственным средством, Министерством здравоохранения Самарской области реализованы полномочия в сфере своего ведения и исполняются обязательства в отношении организации лекарственного обеспечения, то есть его право на обеспечение указанным препаратом признано ответчиком, в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на министерство обязанности организовать обеспечение лекарственным препаратом.

Доводы представителя истца, сводящиеся к возможному неисполнению обязанности обеспечить лекарственным средством Русдиплам на будущее время, отклоняются судом, как носящие предположительный характер, тогда как защите подлежат нарушенные права, а защита прав, которые возможно могут быть нарушены в будущем, законом не предусмотрена. Государственный контракт, заключенный в том числе на основании заявки ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» в интересах Шабалина С.В., не расторгнут, недействительным не признан.

Согласно Выписке из реестра выданных рецептов Шабалину С.В. ДД.ММ.ГГГГ выдан рецепт на препарат Рисдиплам, а доказательств необеспечения лекарственным средством в настоящее время не представлено.

Установив, что истец Шабалин С.В. на дату рассмотрения дела обеспечен необходимым лекарственным средством, Министерством здравоохранения Самарской области реализованы полномочия в сфере своего ведения и исполняются обязательства в отношении организации лекарственного обеспечения истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку его права на обеспечение требуемым лекарственным препаратом на момент разрешение спора соблюдены.

         Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

     РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.04.2023.

             ░░░░░                                                                               ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку
10.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2023Передача материалов судье
13.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2023Дело оформлено
29.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее