Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-196/2024 ~ М-153/2024 от 03.06.2024

Дело № 2-196/2024

УИД 22RS0016-01-2024-000297-72

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Волчиха 02 июля 2024 года

    Волчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сафрайдер Е.В.

при секретаре судебного заседания Стецура Т.В.,

с участием помощника прокурора Волчихинского района Гнидец Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волчихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Востровская средняя школа» Волчихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,

УСТАНОВИЛ:

Процессуальный истец – прокурор Волчихинского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Востровская средняя школа» Волчихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, указывая в обоснование требований, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму на объектах, принадлежащих муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Востровская средняя школа» Волчихинского района Алтайского края (далее по тексту – МКОУ «Востровская СШ»).

Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», истец указывает, что МКОУ «Востровская СШ» отнесена к 4 категории опасности. В настоящее время мероприятия, предусмотренные п.п. «д» п. 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ МКОУ «Востровская СШ», расположенной по адресу: <адрес>Г, не исполнены, школа не оборудована системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Просит признать незаконным бездействие МКОУ «Востровская СШ» выразившееся в не проведении мероприятий по установке системы оповещения эвакуацией либо автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на объекте образования, расположенного по адресу: <адрес>Г, возложить на МКОУ «Востровская СШ» в течение десяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по установке системы оповещения эвакуацией либо автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на объекте образования, расположенного по адресу: <адрес>Г.

В судебном заседании помощник прокурора Гнидец Н.М. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – МКОУ «Востровская СШ» Турчина И.В. в судебном заседании отсутствовала, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и о признании исковых требований в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные статьей 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ей разъяснены и понятны, что подтверждается ее подписью в заявлении.

Суд, с учетом требований, предусмотренных статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке сторон.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, рассматривая иск, в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Статьей 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Положениями ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ предусмотрена ответственность образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

На основании ч. 8 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу положений Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организаций.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Как следует из доводов иска и подтверждается материалами дела, в ходе проведения прокуратурой Волчихинского района проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму установлено, что в МКОУ «Востровская СШ» действует утвержденный паспорт безопасности, согласно которому образовательному учреждению присвоена 4 категория опасности, установлен перечень мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006. Вместе с тем, до настоящего времени мероприятия, предусмотренные п.п. «д» п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» не исполнены: объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

По результатам проверки исполнения образовательным учреждением законодательства в сфере противодействия терроризму, прокурором вынесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

Факт наличия нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения, как и перечень выявленных прокурором недостатков, указанных в исковом заявлении, ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

В настоящее время требования представления прокурора в полной мере не исполнены.

МКОУ «Востровская СШ» принимаются меры для устранения выявленных нарушений посредством направления запросов с коммерческими предложениями для монтажа системы экстренного оповещения и управления эвакуации сотрудников и учащихся, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, направлено ходатайство в комитет Администрации Волчихинского района Алтайского края по образованию и делам молодежи о выделении денежных средств в размере 239 518 рублей на монтаж указанной системы. Коммерческое предложение поступило от ООО «КОНДОР».

Как следует из материалов дела, МКОУ «Востровская СШ» осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: Алтайский край, Волчихинский район, с. Вострово, ул. Молодежная, 2Г.

В соответствии с Уставом образовательного учреждения МКОУ «Востровская СШ» является муниципальной общеобразовательной организацией.

Предметом и основным видом деятельности Учреждения является образовательная и иная деятельность, направленная на достижение целей учреждения (п. 2.1 Устава).

Из Устава данного бюджетного учреждения следует, что ее учредителем является муниципальное образование Волчихинский район Алтайского края (п. 1.6).

К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержании в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения (п. 5.5 Устава).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МКОУ «Востровская СШ».

Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), тождественными рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.

При этом с учетом положения п. 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Пунктом 32 требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что контроль за выполнением требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из чего следует, что Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

При этом, в силу п. 17 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Осуществление деятельности МКОУ «Востровская СШ» в нарушение требований, выражающихся в отсутствии на объекте (территории) систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не оснащение объекта (территории системой наружного освещения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, следовательно, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Учитывая изложенные нормы права, установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что субъектом противодействия терроризму является именно администрация Волчихинского района, как орган местного самоуправления, поскольку профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района отнесено к вопросам местного значения. Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области.

МКОУ «Востровская СШ» является образовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование Волчихинский район Алтайского края (п. 1.6 Устава).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа (п. 7.1 ст. 16); организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 13 ст. 16).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.03.2006 № 35-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса РФ финансирование образовательных учреждений законом возлагается на администрацию района, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.

Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности.

Требований в администрации Волчихинского района истцом не заявлены, в связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах, анализируя вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск.

Согласно ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.    

Последствия принятия судом признания иска ответчику разъяснены и понятны, что подтверждается его подписью в заявлении.

В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление определенных порядка и срока исполнения решения суда при его вынесении является правом суда, которое подлежит реализации в случаях, когда суд с учетом конкретных обстоятельств дела признает это необходимым.

Таким образом, суд устанавливает срок для исполнения решения суда в течение десяти месяцев после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Принять признание иска ответчиком.

Удовлетворить исковые требования прокурора Волчихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц.

Признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Востровская средняя школа» Волчихинского района Алтайского края, выразившееся в не проведении мероприятий по установке системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на объекте образования муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Востровская средняя школа» Волчихинского района Алтайского края, расположенного по адресу: Алтайский край, Волчихинский район, с. Вострово, ул. Молодежная, 2Г.

Возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Востровская средняя школа» Волчихинского района Алтайского края в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по установке системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на объекте образования муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Востровская средняя школа» Волчихинского района Алтайского края, расположенного по адресу: Алтайский край, Волчихинский район, с. Вострово, ул. Молодежная, 2Г.

Установить срок для исполнения решения суда – десять месяцев после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Волчихинский районный суд.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Сафрайдер

Верно

Судья Е.В. Сафрайдер

2-196/2024 ~ М-153/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Волчихинского района Алтайского края
Ответчики
МКОУ Востровская средняя школа
Суд
Волчихинский районный суд Алтайского края
Судья
Сафрайдер Екатерина Валерьевна
Дело на странице суда
volchihinsky--alt.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2024Судебное заседание
02.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Дело оформлено
29.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее