Дело №5-1081/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г.Йошкар-Ола 31 мая 2022 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Баранова В.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении
Дорогова Андрея Викторовича, <иные данные> подвергавшегося административному наказанию за совершение однородных правонарушений, предусмотренных гл. 20 КоАП РФ <иные данные>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу № от 13 марта 2022 года, Дорогов А.В. 13 марта 2022 года, около 11 часов 00 минут, в период введения режима повышенной готовности на территории <иные данные> в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 находился в закусочной <иные данные> по адресу: <адрес> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), нарушив требования п.п. «а» п.4 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории <иные данные> в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», изданного в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Дорогов А.В. на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения. Ходатайств, заявлений об отложении рассмотрения дела до начала судебного заседания не поступило.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года N 343.
В соответствии с заявлением от 13 марта 2022 года Дорогов А.В. просил рассмотреть дело об административном правонарушении без его участия.
При вышеуказанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие привлекаемого к ответственности лица на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Отношения, возникающие в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ).
Ч.1 ст.2 Закона № ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.3 Закона № 52-ФЗ Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст.10 Закона № 52-ФЗ следует, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В силу ч.1 ст.29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п.п. «а.2» п. «а» ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 11 мая 2020 года N 316, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить:
а) определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория);
б) приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации;
в) установление в случае необходимости особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Указом Главы Республики Марий Эл № от 17 марта 2020 года «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории <иные данные> в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории <иные данные> в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) был введен режим повышенной готовности, который был продлен до 04 апреля 2022 года включительно (в редакции от 04 февраля 2022 года №), в последующем – до 31 мая 2022 (в редакции от 30 марта 2022 года №) и до 01 июля 2022 года (в редакции от 25 мая 2022 года №).
В соответствии с п.п. «а» п.4 Указа Главы Республики Марий Эл № от 17 марта 2020 года (в редакции от 09 марта 2022 года №, действующей на момент инкриминируемого правонарушения) на граждан возложена обязанность до 01 июля 2022 года включительно использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) вне места своего проживания (пребывания) при посещении зданий, строений, сооружений (помещений в них), в местах массового пребывания людей (свыше 500 человек), при нахождении в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Поводом для составления протокола об административном правонарушении послужило то, что Дорогов А.В. находился в закусочной <иные данные> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), нарушив требования п.п. «а» п.4 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории <иные данные> в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».
Из письменного объяснения Дорогова А.В. от 13 марта 2022 года следует, что в 11 часов 00 минут он находился в закусочной <иные данные> без маски, так как пришел в закусочную, чтобы выпить и пообщаться.
Из письменных объяснений свидетелей И.Р.А. и С.Ю.П., опрошенных по правилам ст.25.6 КоАП РФ следует, что они видели как сотрудники полиции подошли в закусочной <иные данные> к мужчине –Дорогову А.В., который был без маски.
Из фотоматериала, приложенного к протоколу об административном правонарушении, усматривается, что на ней запечатлены трое мужчин без маски в помещении закусочной <иные данные>, двое из которых употребляют напитки за столом.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Дорогова А.В. признаков состава правонарушения, так как ему инкриминируется нахождение в организации общественного питания – закусочной, без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Закусочная относится к организациям общественного питания, деятельность которых предполагает оказание гражданам услуг по употреблению пищи и напитков. Употребление гражданами пищи и напитков невозможно при использовании гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания на лице. Более того, п.п. «а» п.4 Указа Главы Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ и иные его пункты, относящиеся к деятельности организаций общественного питания, не указывают на обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при посещении организаций общественного питания.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Дорогова А.В. признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В силу п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.29.9- 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Дорогова Андрея Викторовича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо непосредственно в Верховный суд Республики Марий Эл.
Судья В.А.Баранова