УИД 22RS0042-01-2023-000146-04
Дело №2-141/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2023 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,
при секретаре Погосовой О.С.,
с участием заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Крючкова Геннадия Васильевича к КГБУЗ «Центральная Родинская больница с. Родино», АКГУП «Аптеки Алтая», Министерству здравоохранения Алтайского края о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в Родинский районный суд Алтайского края в интересах Крючкова Геннадия Васильевича к КГБУЗ «Центральная Родинская больница с. Родино», АКГУП «Аптеки Алтая», Министерству здравоохранения Алтайского края о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств, указывая в обоснование своих требований, что Крючков Г.В. является неработающим инвалидом второй группы, наблюдается в КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» <данные изъяты>
В связи с наличием вышеуказанных заболеваний Крючкову Г.В. в рамках льготного лекарственного обеспечения необходимо получать лекарственные препараты, в том числе тамсулозин (ТН - омник).
В течение 2023 года Крючкову Г.В. были выписаны 3 рецепта на данный лекарственный препарат: 10.01.2023 (рецепт обслужен 10.01.2023), 13.02.2023 (рецепт обслужен 14.02.2023), 09.03.2023 (рецепт по состоянию на 23.03.2023 не был обслужен).
Так, 09.03.2023 врачом КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» был выписан рецепт серии 22Ф3122 №1514 на обеспечение Крючкова Г.В. лекарственным препаратом тамсулозин.
10.03.2023 Крючков Г.В. обратился в аптеку с. Родино АКГУП «Аптеки Алтая» для получения указанного лекарственного средства, в чем ему было отказано по причине отсутствия данного препарата.
Вышеуказанный рецепт поставлен на отложенный спрос.
Как следует из информации КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» от 23.03.2023 №173, 15.03.2023 Крючков Г.В. обращался на «горячую линию» в Министерство здравоохранения Алтайского края, в этот же день специалистами АКГУП «Аптеки Алтая» было сообщено заявителю, что 29.03.2023 препарат тамсулозин будет перераспределен и поступит в аптеку.
В связи с чем 15.03.2023 Крючков Г.В. вынужденно приобрел за собственные денежные средства названный лекарственный препарат, а именно «Омник капсулы 400 мкг*30» в количестве одной упаковки на сумму 687,50 рублей.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются кассовым и товарным чеками от 15.03.2023, информациями КГБУЗ «ЦРБ с. Родино», АКГУП «Аптеки Алтая».
Таким образом, 15.03.2023 Крючковым Г.В. был приобретен лекарственный препарат на сумму 687,50 рублей, который должен был предоставляться ему бесплатно.
Лекарственный препарат «тамсулозин» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Учитывая, что рецепт на вышеуказанный лекарственный препарат не был своевременно обслужен, право Крючкова Г.В. на получение льготных лекарственных средств было нарушено, в связи с чем, на основании ст. 15 ГК РФ он имеет право требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В результате нарушения законных прав заявителя на льготное обеспечение лекарственным средством истец испытывал психологическую нагрузку, моральные и нравственные переживания по поводу неисполнения законов, вынужденного перерыва в приеме необходимых для него лекарственных препаратов, что привело к возникновению у Крючкова Г.В. чувство досады, обиды.
В связи с изложенным прокурор Родинского района Алтайского края просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» АКГУП «Аптеки Алтая» по обеспечению Крючкова Геннадия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «тамсулозин» по рецепту от 09.03.2023; взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Центральная районная больница с.Родино» АКГУП «Аптеки Алтая» расходы, понесенные Крючкова Геннадия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на приобретение лекарственного препарата «тамсулозин» 15.03.2023 на сумму 687,50 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В судебном заседании заместитель прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А. исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчиков КГБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» и Министерства здравоохранения Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах не явки в суд не сообщили, дело слушанием отложить не просили, каких-либо возражений относительно заявленных требований не представили.
Представитель ответчика АКГУП «Аптеки Алтая» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в поданных в суд возражения просил отказать в удовлетворении исковых требований в части предъявляемых АКГУП «Аптеки Алтай» по следующим основаниям: пациент Крючков Геннадий Васильевич, <данные изъяты>, является льготополучателем за счет средств федерального бюджета. Общее количество полеченного лекарственного препарата «МНН: Тамсулозин» за истекший период 2023 года составляет 3 упаковки на сумму 390,60 рублей, о чем свидетельствуют данные из программы ГИС ЛЛО.
Согласно данным программы ГИС ЛЛО в настоящее время все рецепты, выписанные медицинской организацией, обслужены в полном объеме, не обеспеченных рецептов нет. Лекарственным препаратом «МНН: Тамсулозин» пацйент Крючков Г.В. обеспечен до 05.07.2023.
На сегодняшний день по указанному в исковом заявлении рецепту серии 22Ф3122 №1514 на лекарственный препарат «МНН: Тамсулозин» данных в программе ГИС ЛЛО нет. Данный рецепт был выписан медицинской организацией на лекарственный препарат «Омник капс.с модиф/высвоб 0.4 мг №30 (МНН: Тамсулозин)». АКГУП «Аптеки Алтая» предоставляли данные по рецептам на отсроченном обслуживании, в том числе и по рецепту серии 22Ф3122 №1514 в прокуратуру Родинского района на 16.03.2023.
На момент постановки рецепта на отсроченное обслуживание в крае возник дефицит на лекарственный препарат «МНН: Тамсулозин», перераспределение данного лекарственного препарата для обеспечения всех рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, провести было невозможно. Министерством здравоохранения Алтайского края проводилась процедура закупа, аукцион 10.01.2023 не состоялся, государственный контракт на поставку № 08172000003230008200001 был заключен 27.02.2023. На льготный склад АНГУП «Аптеки Алтая» лекарственный препарат «МНН: Тамсулозин» был поставлен 30.03.2023 под торговым наименованием «Тамсулозин-ВЕРТЕКС капе, с пролонг.высвоб.0,4мг №90 (МНН: Тамсулозин)». В аптеку с. Родино АКГУП «Ацтеки Алтая» данный препарат был отгружен 03.04.2023. После получения лекарственного препарата аптечной организацией 05.04.2023 медицинской организацией вместо рецепта №001514 был выписан новый рецепт №002272 на лекарственный препарат «Тамсулозин-ВЕРТЕКС капе. с пролонг.высвоб.0,4мг №90 (МНН: Тамсулозин)». Данный рецепт был обслужен в полном объеме в день обращения пациента в аптечную организацию.
Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 №151 утверждено Положение о Минздраве Алтайского края, согласно которого министерство здравоохранения является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, кроме того, к полномочиям министерства относится, в том числе льготное лекарственное обеспечение граждан - в соответствии с действующим законодательством.
Медикаменты для обеспечения льготников закупаются централизованно Министерством здравоохранения Алтайского края в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по заявкам, сформированным учреждениями здравоохранения края с учетом потребности на год, в рамках финансирования, выделенного пропорционально количеству населения, имеющего льготы по лекарственному обеспечению, в соответствии с «Перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения» распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, и «Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» распоряжения Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р (п.1, п.2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
АКГУП «Аптеки Алтая» является фармацевтической организацией, осуществляющей услугу по логистике в части льготного лекарственного обеспечения, согласно Государственного Контракта № 08172000003230022770001 от 31.03.2023, производит получение, хранение и отгрузку медикаментов по распоряжениям, полученным от Министерства здравоохранения Алтайского края, и имеет доступ к учетной программе данных. С учетом вышеизложенного, АКГУП «Аптеки Алтая» не может являться надлежащим ответчиком при рассмотрении данного дела.
Материальный истец Крючков Г.В. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки в суд не сообщил, дело слушанием отложить не просил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав заместителя прокурора Родинского района Мошляк О.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-Ф3).
В силу ст.4 названного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации, что следует из п.5 ч. ст.29 Федерального закона №323-Ф3.
Пунктом 8 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ) к числу граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесены в числе прочих инвалиды.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В соответствии с ч.2 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Перечень), а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Лекарственный препарат «тамсулозин» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно п. 16 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России №929н, Минздрава России №1345 от 21.12.2020 (далее - Порядок), отпуск лекарственных препаратов гражданам осуществляется в соответствии правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 55 Федерального закона №61-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; 2013, N 48, ст.6165).
В соответствии с п. 19 Порядка, в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В разделе «группы населения» Перечня названы «неработающие инвалиды II, в соответствующей им графе «перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано — «все лекарственные средства».
Согласно п.5 ст.37 Федерального закона №323-Ф3, назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии с п.п. 4, 5 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.11.2021 №1093н (далее - Правила), действующих с 01.03.2022, по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 148-1/у- 88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметноколичественному учету. Указанные лекарственные препараты, предназначенные для граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, отпускаются при предъявлении рецепта, выписанного на рецептурном бланке формы №148-1/у-88, и рецепта, выписанного на рецептурном бланке формы №148-1/у-04(л).
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы №148-1/у-04(л), отпускаются лекарственные препараты, выписываемые гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой.
На основании п. 11 Правил отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 №151 утверждено положение о Министерстве здравоохранения Алтайского края (далее - Положение).
Согласно п.1.1 Положения, Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.
В силу п.2.1.1 Положения Министерство здравоохранения Алтайского края осуществляет льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с действующим законодательством; организацию осуществления закупок и обеспечения заключения и исполнения государственных контрактов на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, а также на поставку материальных ценностей и оборудования в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и Алтайского края с целью обеспечения ими населения; ведение регионального сегмента федерального регистра лиц, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утверждаемого Правительством Российской Федерации; участие в организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; функции главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета и функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных функций; функции главного администратора (администратора) доходов, зачисляемых в бюджет Российской Федерации, в рамках осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 данной статьи).
В силу п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2 данной статьи).
Как разъяснено в п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п.2 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
По смыслу данного положения закона для возложения гражданско-правовой ответственности установлению и оценки подлежит противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Пунктом 14 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п.2.1.1 положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 5 декабря 2016 года №151, Министерство здравоохранения Алтайского края осуществляет льготное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями граждан в соответствии с действующим законодательством.
На основании п.3.5 указанного положения финансирование деятельности Министерства здравоохранения Алтайского края осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах сумм, предусмотренных законом о бюджете Алтайского края на соответствующий год.
В результате нарушения законных прав заявителя на льготное обеспечение лекарственным средством истец испытывал психологическую нагрузку, моральные и нравственные переживания по поводу неисполнения законов, вынужденного перерыва в приеме необходимых для него лекарственных препаратов, что привело к возникновению у Крючкова Г.В. чувства досады, обиды.
Учитывая, что рецепт на вышеуказанный лекарственный препарат не был своевременно обслужен, право Крючкова Г.В. на получение льготных лекарственных средств нарушено.
Из представленной КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» информации от 23.03.2023 №173 следует, что пациент Крючков Геннадий Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающий по адресу: <адрес>, наблюдается в КГБУЗ "ЦРБ с. Родино" <данные изъяты>, для лечения которой получает в рамках ЛЛО тамсулозин (омник). Является федеральным льготником (имеет 2 группу инвалидности по общему заболеванию). Кроме того, состоит на учете у терапевта с гипертонической болезнью 2ст., ИБС, редкие пароксизмы фибрилляции предсердий. Получает в рамках льготного лекарственного обеспечения ежемесячно бесплатно препараты для базисного лечения ИБС, ГБ. В течение 2023 года Крючкову Г.В. было выписано 3 рецепта на тамсулозин (ТН – омник), обеспечено 2 рецепта: тамсулозин выписан 10.01.2023 – отпущен 10.01.2023 № 79; выписан 13.02.2023 – отпущен 14.02.2023 № 869; выписан 09.03.2023 – 10.03.2023 № 1514 поставлен на отложенный спрос, в комментариях в программе ГИС ЛЛО указано - «ждем закупа». Обращения Крючкова Г.В. в КГБУЗ "ЦРБ с. Родино" по поводу лекарственного обеспечения за истекший период 2023 года не поступали, решения об отказе в выдаче бесплатных рецептов не принимались. Поскольку в полномочия ЦРБ входит выписка рецептов, то мер по обеспечению данным препарат принято не было. 15.03.2023 года Крючков Г.В, обращался на «горячую линию» в М3 АК, в этот же день специалистами АКГУГ1 «Аптеки Алтая» было сообщено заявителю, что 29.03.2023 препарат тамсулозин будет перераспределен и поступит в аптеку (л.д. 10).
Из письменного ответа директора АКГУП «Аптеки Алтая» от 23.03.2021 № 381 следует, что согласно данным из программы ГИС ЛЛО, по состоянию на 23.03.2023 в аптеке АКГУП «Аптеки Алтая» с. Родино на отсроченном обслуживании находится 67 рецептов. Из них по региональной льготе – 12 рецептов, по федеральной льготе – 55 рецептов (л.д. 12).
Согласно приложения к указанному письму в списке отсроченных рецептов находится рецепт серии 22Ф3122 №1514 от 09.03.2023 на препарат «тамсулозин», ГД заключен 27.03.2023, ждем поставку, как поступит, будет отгружен в АО (л.д. 14, 20). Представленными выше документами подтверждается, что указанный рецепт выдан Крючкову Г.В.
Из письменного ответа директора АКГУП «Аптеки Алтая» от 06.04.2023 № 436 следует, что пациент Крючков Геннадий Васильевич, <данные изъяты>, является льготополучателем за счет средств федерального бюджета. Общее количество полученных лекарственных препаратов за указанный в запросе период 2023 года составляет 14 упаковок на сумму 11838,08 рублей, о чем свидетельствуют данные из программы ГИС ЛЛО.
Согласно данным программы ГИС ЛЛО, в настоящее время все рецепты, выписанные медицинской организацией, обслужены в полном объеме, не обеспеченных рецептов нет.
В 2023 г. длительное время на отсроченном обслуживании находился рецепт № 000867, выписанный медицинской организацией 13.02.2023 на лекарственный препарат «АСК-кардио таб.к/р п/п/о 100 мг №30» (МНН: Ацетилсалициловая кислота), который был поставлен аптечной организацией на отсроченное обслуживание 14.02.2023. На момент постановки рецепта на отсроченное обслуживание в крае возник дефицит на лекарственный препарат «МНН: Ацетилсалициловая кислота». Перераспределение данного лекарственного препарата для обеспечения всех рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, провести было невозможно. Министерством здравоохранения Алтайского края проводилась процедура закупа, государственный контракт на поставку № 08172000003230004780001 был заключен 17.02.2023.
Поставщик ООО «ФК Гранд Капитал» в нарушение графика поставки по ГК № 08172000003230004780001, поставил на льготный склад АКГУП «Аптеки Алтая» лекарственный препарат «МНН: Ацетилсалициловая кислота» 13.03.2023.
После осуществления поставки на льготный склад АКГУП «Аптеки Алтая», лекарственный препарат отгружался в аптечные организации края, в том числе 13.03.2023 он был отгружен в Аптеку с. Родино АКГУП «Аптеки Алтая». После поступления в аптеку лекарственного препарата «МНН: Ацетилсалициловая кислота», пациент был проинформирован и приглашен для его получения. Лекарственным препаратом «МНН: Ацетилсалициловая кислота» пациент Крючков Г.В. по рецепту № 000867 был обеспечен 15.04.2023.
АКГУП «Аптеки Алтая» является фармацевтической организацией, осуществляющей услугу по логистике в части льготного лекарственного обеспечения, согласно Государственного Контракта № 08172000003230022770001 от 31.03.2023, производит получение, хранение и отгрузку медикаментов по распоряжениям, полученным от Министерства здравоохранения Алтайского края.
Медикаменты для обеспечения льготников закупаются централизованно Министерством здравоохранения Алтайского края в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по заявкам, сформированным учреждениями здравоохранения края с учетом потребности на год, в рамках финансирования, выделенного пропорционально количеству населения, имеющего льготы по лекарственному обеспечению, в соответствии с «Перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения» распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, и «Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» распоряжения Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р (п.1, п.2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ) (л.д.25-26).
Таким образом, в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что Крючков Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является федеральным льготником (имеет 2 группу инвалидности по общему заболеванию). Кроме того, состоит на учете <данные изъяты> Получает в рамках льготного лекарственного обеспечения ежемесячно бесплатно препараты для базисного лечения ИБС, ГБ. В течение 2023 года Крючкову Г.В. было выписано 3 рецепта на тамсулозин (ТН – омник), обеспечено 2 рецепта: тамсулозин выписан 10.01.2023 – отпущен 10.01.2023 № 79; выписан 13.02.2023 – отпущен 14.02.2023 № 869; выписан 09.03.2023 – 10.03.2023 № 1514 поставлен на отложенный спрос.
Из представленных истцом документов следует, что 15.03.2023 Крючков Г.В. вынужденно приобрел за собственные денежные средства названный лекарственный препарат, а именно «Омник капсулы 400 мкг*30» в количестве одной упаковки на сумму 687,50 рублей.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются кассовым и товарным чеками от 15.03.2023 (л.д. 8), информациями КГБУЗ «ЦРБ с. Родино», АКГУП «Аптеки Алтая».
Согласно ответа на запрос от 03.05.2023 № 253, предоставленного КГБУЗ «Центральная районная больница с. Родино», препарат «тамсулозин» - это действующее вещество препарата «омник», данные лекарства являются аналогами. «Омник капс. 400 мкг №30» мог быть приобретен в качестве аналога «тамсулозина» и применен вместо него при заболевании, имеющемся у Крючкова Г.В. (л.д. 41).
При таких обстоятельствах с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Крючкова Г.В. в счет возмещения убытков, связанных с приобретением 15.03.2023 лекарственных препаратов, назначенных ему в связи с заболеваниями: <данные изъяты>, подлежат взысканию денежные средства в размере 687,50 рублей.
Судом установлено и из материалов дела следует, что отсутствие обеспечения указанными лекарствами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства здравоохранения по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарствами не могло не причинять истцу нравственные страдания.
Поскольку обязанность по обеспечению истца лекарственными препаратами возложена на Министерство здравоохранения, суд признавая незаконным бездействие Министерства здравоохранения, не находит основания для привлечения КГБУЗ «ЦРБ с.Родино» и АКГУП «Аптеки Алтая» к материальной ответственности по рассматриваемому спору.
Как установлено в ходе судебного разбирательства при обращении истца в аптеку с. Родино АКГУП «Аптеки Алтая» в указанный в исковом заявлении день сведения о необходимости обеспечения его необходимым лекарственным препаратом был отражен в информационной системе, владельцем которой и организатором обеспечения ее функционирования является Министерство здравоохранения Алтайского края. Указанные действия подтверждают виновные действия ответчика по необеспечению истца лекарственными препаратами.
Суд приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.
В результате неправомерного бездействия ответчика Крючков Г.В. лишен возможности использовать предоставленное ему законом право на обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ему по жизненным показаниям, из-за чего испытывал нравственные страдания, обусловленные переживаниями о своем здоровье.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает фактические обстоятельства дела, характер и степень причиненных Крючкову Г.В. нравственных страданий.
С учетом изложенного, а также руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд полагает возможным удовлетворить требования о компенсации морального вреда частично и взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Крючкова Г.В. 2500 руб.
Судом установлено и из материалов дела следует, что отсутствие обеспечения указанными лекарствами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства здравоохранения по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарствами не могло не причинять истцу нравственные страдания.
Учитывая, что при подаче иска заявлены требования имущественного характера, подлежащие оценке, на основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа пропорциональности, с ответчика в доход Муниципального образования «Родинский район Алтайского края» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Крючкова Геннадия Васильевича к КГБУЗ «Центральная Родинская больница с. Родино», АКГУП «Аптеки Алтая», Министерству здравоохранения Алтайского края о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Алтайского края по обеспечению Крючкова Геннадия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «тамсулозин» по рецепту от 09.03.2023.
Взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Крючкова Геннадия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходы, понесенным им на приобретение лекарственного препарата «тамсулозин» по рецепту от 09.03.2023 в сумме 687 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2500 рубля.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края в доход бюджета Родинского района Алтайского края государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 года
Председательствующий Г.В. Ожогина