56RS0039-01-2023-000424-31
Дело № 12-197/2023
РЕШЕНИЕ
01 ноября 2023 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Шердюковой Е.А.,
при секретаре Портновой А.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Горбунова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Горбунова А.В. на постановление Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № от 18 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Горбунова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Зарубиной Ю.В. № от 18 июля 2023 года Горбунов А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Горбунов А.В. обратился в Центральный районный суд г. Оренбурга с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить. Считает вынесенное постановление неправомерным, поскольку считает, что ответственность наступает в случае выгрузке или сбросе отходов производства и потребления. Считает, что бревна не являются отходами производства, ни тем более потребления, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании, лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении поддержал доводы жалобы, указал, что у него сгорело несколько сараев, принял решение разобрать остатки сгоревших построек, в связи с чем сгоревшие бревна вывез в овраг, считал, что не причиняет экологии ни какого вреда. Вину в совершении административного правонарушения признал полностью, в содеянном раскаялся, просил снизить штраф. Просил учесть что, нарушение устранено в течение двух часов после составления протокола по делу об административном правонарушении. Указал, что является родителем восьмерых несовершеннолетних детей, его заработок составляет 8000 рублей, имеются еще трое взрослых детей. Сумма штрафа является для него очень значительной.
В судебное заседание должностное лицо, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, не явился, о дате, месте, времени извещен надлежащим образом, просил рассмотреть в его отсутствие.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен сотрудник УУП ОМВД России по Тюльганскому району ФИО4, составивший протокол об административном правонарушении, который пояснил, что 03.05.2023 года поступило сообщение об административном правонарушении. Выехав на место было установлено, что Горбунов А.В. осуществил выгрузку с транспортного средства Газ-53, без государственного регистрационного знака отходов производства и потребления, вне объектов размещения отходов или мест накопления отходов на почву, в овраг, расположенный в 3 км от <адрес>. В связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Горбунова А.В., по ч.3.3 ст.8.2 КоАП РФ. На вопрос суда должностное лицо сообщил, что со слов председателя с/с <адрес> Тарабан ему стало известно, что нарушение Горбуновым А.В. устранено.
Изучив доводы жалобы, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетеля, проверив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3.3 ст.8.2 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 3.1 настоящей статьи, то есть загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии в ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается, в том числе сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Приказом Росприроднадзора РФ от 22.05.2017 года №242 (ред. от 16.05.2022) утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому к отходам под кодом 81290101724 относится - мусор от сноса и разборки зданий несортированный.
Как следует из материалов дела 03.05.2023 года в 11 часов 00 минут водителем грузового транспортного средства марки ГАЗ-53, без государственного регистрационного номера была осуществлена выгрузка отходов производства и потребления (код в соответствии Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 25.05.2017 года: мусор от сноса и разработки зданий несортированный-81290101724) вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов на почву, в овраг, расположенный в 3 км от <адрес> по автодороге «Тюльган-Исянгулово» в 15 метрах от реки Ташла на земельном участке с кадастровым номером №.
Сотрудником УУП ОМВД России по Тюльганскому району ФИО4 установлено, что водителем грузового транспортного средства марки ГАЗ-53 являлся Горбунов А.В.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Горбунова А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.3 ст.8.2 КоАП РФ.
Факт совершения Горбуновым А.В. правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств: постановлением о назначении административного наказания № от 18.07.2023 года, протоколом об административном правонарушении № от 04 мая 2023 года, рапортом от 04.05.2023 года, протоколом осмотра помещения, территории от 04.05.2023 года, фотографиями, объяснениями от 04.05.2023 года и иными документами.
Протокол об административном правонарушении <адрес> от 04.05.2023 года составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела. Оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему документов для устранения недостатков в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса не имелось.
Горбунов А.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.3 ст.8.2 КоАП РФ не отрицал.
В последующем постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Зарубиной Ю.В. № от 18 июля 2023 года Горбунов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Совокупность установленных должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области фактических обстоятельств, позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административного правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, действия Горбунова А.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3.3 статьи 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, должностным лицом действия Горбунова А.В. правильно квалифицированы по ч.3.3 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы Горбунова А.В. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения в связи с тем, что бревна не являются отходами производства, ни тем более потребления опровергаются нормами закона.
Несогласие Горбунова А.В. с оценкой доказательств правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта не является.
Постановление о привлечении Горбунова А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, должностным лицом не допущено.
Порядок и срок привлечения Горбунова А.В. к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с частью 3.3 статьи 8.2 КоАП РФ за совершение административного правонарушения предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
Горбунову назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, в пределах санкции ч.3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Между тем, довод Горбунова А.В. о тяжелом материальном положении заслуживает внимания.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
При этом согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом тяжести совершенного правонарушения, а также в соответствии с принципами справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, семейного положения, характера совершенного административного правонарушения, учитывая то обстоятельство, что Горбуновым А.В. нарушение устранено, суд приходит к выводу, что достижение целей наказания возможно при назначении Горбунову А.В. наказания в виде административного штрафа, размер которого считает необходимым назначить ниже низшего предела, установленного законом.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, постановление Постановление Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № от 18 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.3 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Горбунова А.В. подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 20 000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.29.1-29.11 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Горбунова А.В.удовлетворить частично.
жалобу Горбунова А.В. – удовлетворить частично.
Постановление Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № от 18 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Горбунова А.В. - изменить, снизить размер назначенного Горбунову А.В. наказания в виде административного штрафа с 40 000 рублей до 20 000 рублей, на основании ч.2.2-2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись Е.А.Шердюкова
Копия верна. Судья:
Секретарь: