Дело №2-766/2024 (2-4284/2023)
24RS0017-01-2023-003835-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2024 года г. Красноярска
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Терентьевой Л.В.
при секретаре Ерыпаловой В.А.,
с участием помощника Красноярского природоохранного прокурора Пискорской А.И.,
представителей ответчика Гущиной Н.Р., Субботиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Красноярская ТЭЦ-1» о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Красноярского края поступило обращение жителей <адрес> о том, что в ветреную погоду пыль с золоотвала АО «Красноярская ТЭЦ-1» попадает в квартиры, в органы дыхания и зрения, мелкие частицы золы образуют пыльное облако, которое накрывает расположенные вблизи золоотвала микрорайоны: <адрес>. В ходе проведения проверки установлено, что АО «Красноярская ТЭЦ-1» имеет самостоятельно эксплуатируемый, ведомственный объект размещения отходов – золошлакоотвал. Золошлаковые отходы (золошлаковая смесь от сжигания углей практически не опасная) являются основным видом отходов, образующихся в результате деятельности АО «Красноярская ТЭЦ-1». В рамках проектной документации «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала АО «Красноярской ТЭЦ-1» и перевода его в статус оперативного» 2014 г. разработаны мероприятия по пылеподавлению на золоотвале. В результате обследования выявлено: периметр золоотвала частично оборудован лесозащитными полосами, тем не менее, с западной и северной части секции 3, с северной и частично с южной частей секции 1А, с северо-западной и восточной частей секции 1Б лесопосадки разрежены или отсутствуют. На низовых откосах дамб на участках (секции 3- с западной и северной частей, секции 1А с северной части, секции 1Б – с северо-западной, северной и восточной частей) отсутствует древесно-кустарниковая растительность, предусмотренная проектной документацией. Максимальная отметка намытых золошлаков менее 2,5-3 м от гребней дамб секции 3 (с северной, с западной, с южной частей), секции 1А (с западной и южной частей), секции 1Б (с восточной и южной частей). По результатам экспертного сопровождения определены максимальные отметки намытых золошлаков и максимальные отметки гребней дамб: величины от максимальной отметки намытых золошлаков до максимальной отметки гребней дамб участка 1 (секция 1Б), на участке 2 (секция 1А), на участке 3 (секции 3) составляет менее 2,5 м. Согласно приведенной проектной документации, гребни дамб должны превышать максимальную отметку намытых золошлаков на 2,5-3 м, что фактически не соответствует проектным решениям и свидетельствует об эксплуатации золоотвала с отступлением от проектной документации. Природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, до настоящего времени не исполненное. На основании изложенного, Красноярский природоохранный прокурор просил возложить на АО «Красноярская ТЭЦ-1» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести гребни дамб золоотвала АО «Красноярская ТЭЦ-1» в соответствие с проектной документацией «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» 2014 г. - гребни дамб должны превышать максимальную отметку намытых золошлаков на 2,5-3 м.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика АО «Красноярская ТЭЦ-1» на его правопреемника – АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)».
В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора Пискорская А.И., действующая на основании удостоверения ТО №, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав, что разница между высотами намывов золошлаков и гребней дамб не может быть менее 2,5-3 м с учетом проектной документации от 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного». Внесенные ответчиком в ходе рассмотрения дела изменения в проектную документацию не свидетельствуют о надлежащем исполнении заявленных требований ввиду непрохождения экологической государственной экспертизы.
В судебном заседании представители ответчика Гущина Н.Р. и Субботина Е.С., действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признали, настаивая на отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что предусмотренные проектной документацией 2014 года показатели уровней намывов золошлаков и гребней дамб являются фактическими на дату подготовки данной проектной документации, а не проектными значениями, о чем свидетельствует лист о внесении изменений в проектную документацию 2014 года. При эксплуатации золоотвала ответчик руководствуется проектной документацией на объект 2000 года, в соответствии с которым гребни дамб должны превышать максимальную отметку намытых золошлаков на 0,5 м, указанные решения с 2000 года изменений не претерпевали, разница между гребнями дамб и максимальной отметкой намытых золошлаков, как на момент проведения исследования стороной истца, так и настоящее время, не превышает 0,5 м. Проектная документация от 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» разработана с целью частичной консервации операционных секций золоотвала с сохранением первоначального объема, рассчитанного на годовой выход золошлаковых отходов с ТЭЦ. Письменные пояснения относительно существа заявленных требований, поддержали.
Согласно письменному отзыву (с дополнением) на исковое заявление, данные в проекте 2014 года о возвышении гребней дамб над золошлаками на 2,5-3 м являются фактическими данными при эксплуатации золоотвала на 2014 г., но не проектными значениями, о чем свидетельствует письмо разработчика проекта 2014 г. – <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Разработчик указывает, что для оценки фактических параметров заполнения золошлакоотвала золошлаками необходимо использовать данные, указанные в проекте реконструкции золошлакоотвала, разработанного <данные изъяты> в 2000 г. (шифр 529), который предусматривает возвышение гребня дамб над золошлаковыми отложениями в размере 0,5 м. Указанный показатель соответствовал нормативу превышения гребня дамбы над поверхностью отложений золошлаков, установленному в п. 3.30 (стр. 28) Рекомендаций по проектированию золошлакоотвалов тепловых электрических станций (П 26-85 ВНИИГ, Ленинград 1986). Вывод прокурора об эксплуатации обществом золоотвала с отступлениями от проектной документации сделан на основании данных, не являющихся проектными значениями, без учета Проекта 2000, 2009, тогда как Проект 2014 предусматривает технологическую схему работы золоотвала согласно проектным решениям Проекта 2000, 2009, прошедших государственную экологическую экспертизу. Целью Проекта 2014 являлось продление срока службы золоотвала. Постоянные мероприятия по пылеподавлению, разработанные Проектами 2000, 2009, в Проекте 2014 не изменялись. Из представленного прокурором экспертного заключения следует, что высотные отметки гребней дамб и намытых золошлаков свидетельствуют о соблюдении ответчиком проектного значения показателя 0,5 м. Требование об эксплуатации сооружений в соответствии с проектной документацией содержится в ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ, отнесенного к законодательству о градостроительной деятельности, что к компетенции природоохранного прокурора не относится. В рамках проведенной прокурором проверки с участием Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора и Управления Роспотребнадзора по <адрес> были проанализированы только результаты производственного контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны золоотвала и в жилой зоне, по результатам анализа содержание контролируемых загрязняющих веществ (в том числе взвешенных) в истекшем периоде 2022 г. не превышало установленные гигиенические нормативы, в ходе проверки нарушения санитарного законодательства, допущенные АО «Красноярская ТЭЦ-1» при эксплуатации золоотвала, не установлены. Таким образом, нарушений требований природоохранного законодательства допущено не было. Исходя из представленного истцом экспертного заключения, доказательства, на которых основаны исковые требования, получены прокурором не по результатам проведенной им проверки, а по результатам иного контрольного мероприятия, законность и обоснованность проведения которого не подтверждены. Кроме того, в экспертном заключении установленные высотные отметки гребней дамб и намытых золшлаков на основании результатов измерения территории золошлакоотвала не могут быть признаны достоверными, поскольку аэрофотосъемка была произведена на техническое средство, не имеющее сертификата поверки, не представляется возможным определить местоположение аэрофотосъемки (не указаны координаты), не представляется возможным соотнести участки 1,2,3 с секциями золоотвала. Также не подтверждено, что проведение указанных в экспертном заключении измерений включено в область аккредитации <данные изъяты>. Кроме того, срок для выполнения мероприятий, указанных в иске, - в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является недостаточным. Технологическая схема складирования золошлаковых отходов предусматривает наличие на золоотвале трех операционных секций 1А, 1Б и 3. Согласно Проекту 2014 работа золоотвала осуществляется цикличным способом, длина цикла состоит из 3 технологических операций для каждой секции: намыв (продолжительность 1 год), обезвоживание золошлаков (продолжительность 1 год) и разработка и вывоз золошлаков (продолжительность 1 год). По состоянию на <данные изъяты> (момент проведения <данные изъяты> замеров на золоотвале) в секции № проводился намыв золошлаковой пульпы (смесь золы и шлака с водой), в связи с чем секция № была заполнена гидросмесью (пульпой), произвести замеры отметок намывов золошлаков по всей площади указанной секции нее представлялось возможным. Следовательно, экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ содержит недостоверные данные. С учетом цикличности технологических процессов золоотвала, данные о состоянии золоотвала, полученные в октябре 2022 г., не отражают фактическое состояние золоотвала на текущий момент. Согласно результатам проведенного по инициативе ответчика ДД.ММ.ГГГГ инструментального геодезического исследования, превышение от намывной линии золоотвала до гребня дамбы соответствует проектному показателю возвышения гребня дамб над золошлаковыми отложениями, равного 0,5 м. В целях исключения неоднозначного толкования проектной документации, в проект 2014 внесены изменения: из числа мероприятий по пылеподавлению исключена фактическая характеристика золоотвала по состоянию на 2014 г., указан проектный показатель возвышения гребня дам над золошлаковыми отложениями, равный 0,5 м. Работа золоотвала осуществляется в соответствии с Проектом 2000, изменений указанных проектных решений (Проект 2000) не производилось. На основании изложенного, ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований (т. 1 л.д.172-177, т. 3 л.д.102-104).
Представитель третьего лица Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно положениям с ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В силу положений п. 1 ст. 34 приведенного ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (п. 2 ст. 34).
На основании п. 1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения; охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
В проектной документации объектов капитального строительства, которые могут оказать негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию (п. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ) Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> (арендодателем) ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (арендатору) предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> для использования в целях эксплуатации золоотвала, сроком аренды по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.49-54, 55, т. 2 л.д.68, 78-79а).
В соответствии с проектом реконструкции золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 2000 года (шифр 529-3т), проектная отметка гребня ограждающих дамб операционных секций равна 148,5 м. Отметка конечного заполнения секций 148,0 м назначена с учетом нормативного возвышения гребня дамб над золошлаковыми отложениями, равного 0,5 м (п. 6.2.2. проекта). В соответствии с п. 7.1. проекта в целях снижения выноса зольных частиц с отвала предусмотрены планировочные и конструктивные решения, к которым, в том числе, отнесены: верховые откосы дамб операционных секций закрепляются слоем гравийного песчаного грунта толщиной 0,5 м (т. 2 л.д.1-2).
Приказом государственного комитета по охране окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту «Реконструкция действующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1», срок действия заключения установлен до 2005 года (т. 2 л.д.4-8).
В свою очередь приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Закрытие существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 с целью обеспечения его работы до 2015 года», установлен срок действия заключения до 2015 года (т. 2 л.д.9, 10-11).
Как следует из проектной документацией «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» (872-П3 – том 1 подготовлен в 2013 г., 872-ИОС7, подготовленной в 2014 году <данные изъяты>), целью работы (проекта) является продление срока службы золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 с переводом его в статус оперативного. В качестве мероприятий по снижению отрицательного воздействия золоотвала на окружающую среду предусмотрена частичная консервация операционной секции №1Б и оперативное закрепление грунтом части секций №1А и №3 с сохранением первоначального объема каждой секции, рассчитанного на годовой выход золошлаковых отходов с ТЭЦ. В 2012 году Сибирским <данные изъяты> составлен годовой отчет о состоянии гидротехнических сооружений системы внешнего гидрозолоудаления Красноярской ТЭЦ-1, по результатам обследований установлено, что эксплуатационное состояние гидротехнических сооружений оценивается как нормальное, опасных отклонений в работе и состоянии сооружений в течение 2012 года не наблюдалось, в связи с чем строительство новых и реконструкция существующих гидротехнических сооружений системы внешнего гидрозолоудаления Красноярской ТЭЦ-1 не требуется и настоящим проектом не предусматривается.
Согласно п. 3.1. тома 2 (872-ИОС7) проекта «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» от 2014 года на золоотвале Красноярской ТЭЦ-1 в целях снижения выноса зольных частиц с отвала предусмотрены планировочные и конструктивные решения, в том числе: гребни дамб превышают максимальную отметку намытых золошлаков на 2,5-3 м и защищены слоем песчано-гравийного грунта толщиной 0,2 м и дорожной одеждой (т. 2 л.д.12-18).
Согласно разделу 1 тома 2 (872-ИОС7) приведенного Проекта в 2000 году институтом «Красноярскгидропроект» выполнен рабочий проект «Реконструкция золоотвала Красноярской ТЭЦ-1» в местной системе координат и городской системе высот. Работа золоотвала в соответствии с проектом 2000 года осуществляется цикличным способом, длина цикла составляет 3 года для каждой секции и состоит из трех технологических операций: 1 операция – намыв (продолжительность 1 год), 2 операция – обезвоживание золошлаков (продолжительность 1 год), 3 операция – разработка и вывоз золошлаков автотранспортом (продолжительность 1 год). Намыв золошлаков в отвал производится в свободные секции, после заполнения и обезвоживания секция освобождается от золошлакового материала.
Из раздела 2 Проекта 2014 года следует, что проектная отметка заполнения золошлаками операционных секций №1А, №1Б и №3 остается прежней – 149,19 м (148,00 м ГС).
Согласно декларации безопасности комплекса гидротехнических сооружений АО «Красноярская ТЭЦ-1» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, проект 2013 года предусматривает технологическую схему работы золоотвала согласно проектным решениям 2000 г. и 2008 г., получившим ранее положительные заключения государственной экологической экспертизы в 2000, 2006 и 2008 годах, изменяя лишь сроки эксплуатации золоотвала, предусмотренные проектом 2008 г., Проект 2013 года не подлежит государственной экологической экспертизе (т. 2 л.д.76-77).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Красноярский природоохранный прокурор указывал на нарушение ответчиком при эксплуатации золоотвала положений проектной документации «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» 2014 года в части высоты гребней дамб, ссылаясь на то, что высота последних должна превышать максимальную отметку от намытых золошлаков на 2,5-3 метра, что не соответствует фактическим показателям.
Основанием для проведения проверки исполнения природоохранного, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства при эксплуатации золоотвала АО «Красноярская ТЭЦ-1» явилось обращение депутата Законодательного собрания <адрес> фио1 в интересах жителей <адрес>, указывавших на то, что в ветреную погоду образуется пыльное облако, которое накрывает расположенные вблизи золоотвала микрорайоны, пыль с золоотвала АО «Красноярская ТЭЦ-1» попадает в квартиры, в органы дыхания и зрения, мелкие частицы золы (т. 1 л.д.15).
В обоснование заявленных требований, стороной истца представлено экспертное заключение <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее определенные ДД.ММ.ГГГГ с использованием квадрокоптера Phantom <данные изъяты> приемником <данные изъяты> данные высотных отметок гребней дамб и намытых золошлаков золошлакоотвала АО «Красноярская ТЭЦ-1» (т. 1 л.д.29-37).
Согласно справке Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по итогам участия в проверке соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами в отношении АО «Красноярская ТЭЦ-1», установлено, что АО «Красноярская ТЭЦ-1» имеет самостоятельно эксплуатируемый, ведомственный объект размещения отходов – золошлакоотвал. Золошлаковые отходы (золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная) является основным видом отходов, образующихся в результате деятельности АО «Красноярская ТЭЦ-1». Ближайшая жилая застройка относительно золоотвала располагается в юго-восточном направлении на расстоянии 70 м (жилой дом по <адрес> в <адрес>). В рамках проектной документации «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» 2014 года разработаны мероприятия по пылеподавлению на золоотвале. В результате обследования территории золоотвала и прилегающей к ней территории установлено, что максимальная отметка намытых золошлаков составляет менее 2,5-3 м от гребней дамб секции 3 (с северной, западной, южной частей), секции 1А (с западной и южной частей), секции 1Б (с восточной и южной частей). В соответствии с таблицей величин от максимальной отметки намытых золошлаков до гребней дамб, в секции 1Б минимальная разница составляет 0,633 м, в секции 1А минимальная разница составляет 1 м, в секции 3 минимальная разница составляет 0,214 м (т. 1 л.д.39-42).
Возражая относительно существа заявленных требований, ответчик ссылался на то, что приведенная в Проекте 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» разница между высотой гребней дамб и намывами золошлаков является фактической по состоянию на 2014 года, с 2000 года проектные решения относительно высоты дамб и намывов не изменялись, дополнив, что с учетом цикличности технологических процессов золоотвала, данные о состоянии золоотвала, изложенные в представленном прокурором заключении, не отражают фактическое состояние золоотвала на текущий момент.
В обоснование возражений представлена справка о состоянии секций золоотвала от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой эксплуатационное состояние оперативных секций золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 в период 2022-2024 гг. изменялось, так в 2022 г.: секция №А – выемка золошлаков, секция №Б – обезвоживание золошлаков, секция № – заполнение золошлаковой пульпой; в 2023 г.: секция №А – заполнение золошлаковой пульпой, секция №Б – выемка золошлаков, секция № – обезвоживание золошлаков; в 2023 г.: секция №А – обезвоживание золошлаков, секция №Б – заполнение золошлаковой пульпой, секция № – выемка золошлаков (т. 3 л.д.105).
ДД.ММ.ГГГГ АО «Красноярская ТЭЦ-1», рассмотрев представление Красноярского природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, указало, что в соответствии с разъяснениями разработчика Проекта 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» – <данные изъяты>, последним не предусматривалось строительство новых, реконструкция или капитальный ремонт существующих сооружений золоотвала, конструктивные параметры сооружений золоотвала не изменялись, в связи с чем, для оценки фактических параметров заполнения золошлакоотвала золошлаками необходимо использовать данные, указанные в Проекте реконструкции золошлакоотвала, разработанном <данные изъяты> в 2000 году (шифр 529), прошедшего государственную экспертизу.
Так, в соответствии с Проектом 2000 года отметка максимального заполнения секций золошлакоотвала золошлаками составляло 149,19 м (система высот – Балтийская), отметка гребня ограждающей дамбы секции 1Б – 149,69 м; секции 1А – 149,69 – 150,19 м; секции № – 149,69 – 150,19 м. Проектное возвышение гребня дамб над поверхностью золошлаков составляет: в секции 1Б – 0,5 м, в секции 1А – от 0,5 до 1 м, секции № – от 0,5 до 1 м. Данные о возвышении гребней дамб над золошлаками на 2,5-3 м, указанные в Проекте 2014 года, являются фактическими данными о возвышении гребней дамб над золошлаками на 2,5-3 м при эксплуатации золошлакоотвала по состоянию на указанный период - 2014 года, а не проектными значениями (т. 1 л.д.181-186).
Кроме того, согласно представленным листам регистрации изменений в Проект «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» (872-ИОС7, 872-ООС, 872-ОВОС, 872-СЗЗ), проектировщиком Проекта 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» ООО «Институт Красноярскгидропроект» внесены изменения в положения тома 2 проектной документации 872-ИОС7 «Технологические решения», касающиеся исключения информации о превышении гребней дамб отметки намытых золошлаков на 2,5-3 м и включении требований о величине минимального возвышения гребня дамб над поверхностью намытых золошлаков равной 0,5 м (т. 3 л.д.106-107).
В подтверждение доводов о соответствии проектного значения возвышения гребня дамб над поверхностью намытых золошлаков, ответчиком организовано проведение инструментального геодезического обследования территории золоотвала филиала «Красноярская ТЭЦ-1» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», по результатам которого составлен отчет № № о высотных отметках гребней дамб и намытых золошлаков, установленных с применением многочастотных спутниковых геодезических приемников <данные изъяты> и <данные изъяты>, использующих навигационные системы ГЛОНАСС и GPS. Спутниковые измерения выполнялись в режиме RTK, то есть «кинематика в реальном времени».
Как следует из представленной таблицы результатов измерений, в секции №А разница намывной линии золоотвала до гребня дамбы по шести точкам составляет не менее 1,24 м; ввиду заполнения секции, определить корректные отметки намыва золошлаков по всему периметру секции не представляется возможным. В секции №Б по тринадцати точкам разница от намывной линии золоотвала до гребня дамб составляет не менее 2,47 м; а в секции № по пятнадцати точкам указанная разница составляет не менее 0,87 м (т. 3 л.д.110-128).
Разрешая заявленные требования, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Проект 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного», на который ссылалась сторона истца при оценке разница между высотами намывов золошлаков и гребней дамб золоотвала - менее 2,5-3 м, не предусматривавший строительство новых, реконструкцию или капитальный ремонт существующих сооружений золоотвала - проектных решений относительно приведенных величин не содержал (в указанной части изменений не претерпевал), проектная отметка заполнения золошлаками операционных секций оставалась прежней – 149,19 м (148,00 м ГС) и соответствовала нормативному возвышению гребня дамб над золошлаковыми отложениями, равному 0,5 м (Проект 2000 года).
В настоящее время в Проект 2014 года внесены изменения, исключено указание о фактическом показателе разницы в 2,5-3 м между намывом золошлаков и гребней дамб по состоянию на 2014 год. Проектное требование о размере приведенной разницы в 0,5 м стороной ответчика соблюдается, что следует из технического отчета по результатам инженерно-геодезических измерений от 2023 года и стороной истца не опровергнуто.
В свою очередь Проект 2000 года соответствует действующим в настоящее время Рекомендациям по проектированию золошлакоотвалов тепловых электрических станций (ВНИИГ, 1986), в соответствии с п. 3.30 которых превышение гребня дамбы над поверхностью отложений золошлакового материала должно быть не менее 0,5 м (т. 1 л.д.179-180).
Принимая во внимание проектную величину разницы между высотой гребней дамб и отметкой заполнения секций золошлаками – 0,5 м, предусмотренную Проектами 2000 2008 г.г., прошедших государственную экологическую экспертизу, которая по результатам геодезического исследования, произведенного в 2023 году, ответчиком соблюдается; суд, учитывая исключение из Проекта 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного», изменявшего лишь сроки эксплуатации золоотвала, показателей разницы между гребнем дамб и величиной отложений золошлакового материала в 2,5-3 м, приходит к выводу об отсутствии заявленных Красноярским природоохранным прокурором нарушений со стороны АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», в связи с чем считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (ОГРН №) о возложении обязанности по приведению проектной документации «Продление срока эксплуатации существующего залоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного», 2014 года в части гребней дамб, которые должны превышать максимальную отметку намытых золошлаков на 2,5 - 3 м - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты, следующей после даты изготовления решения в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Л.В. Терентьева
Мотивированное решение составлено 15 июля 2024 года.