Новгородский районный суд Новгородской области
173002, гор. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15.
_____________________________________________________________________
Дело № 5-331/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
«18» июня 2020 года гор. Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области А.И.Рыцарева, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», юридический адрес: <адрес>
привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ,
установил:
15 мая 2020 года заместителем директора департамента торговли и лицензирования Министерства промышленности и торговли Новгородской области Даньковой А.С. в отношении ООО «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении № 2.20.6.1/2020, согласно которому 22 апреля 2020 года по адресу: <адрес> ООО «<данные изъяты>» в нарушение п. 3 Указа Губернатора Новгородской области № 97 от 06 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности», была реализована алкогольная продукция на вынос, а именно виски купажированный «<данные изъяты>» крепостью 40%, объемом 0,5 л. по цене 839 рублей. Действия юридического лица квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель ООО «<данные изъяты>» не явился, о рассмотрении дела Общество извещено, в связи с чем имеются основания для рассмотрения жалобы в отсутствие его представителя.
Защитник Смирнов А.А. в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что, исходя из нормативных правовых актов Новгородской области и Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» Губернатор Новгородской области неправомочен вводить на территории области дополнительные ограничения к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. Из представленных материалов не представляется возможным определить, что реализованная алкогольная продукция не подвергалась вскрытию, бутылка не изымалась. Также защитник считал возможным признать деяние малозначительным либо объявить Обществу предупреждение, либо снизить размер штрафа.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайности ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 66 от 31 января 2020 года коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
На основании ст.4.1 названного Закона при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;
б) местный уровень реагирования
в) региональный уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
На основании ст.11 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;
- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункт «а2 » пункта «а» статьи 10 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее – Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, согласно Указу Губернатора Новгородской области № 97 от 06 марта 2020 года (в ред. Указа № 218 от 17 апреля 2020 года) в связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, с 07 марта 2020 года на территории Новгородской области вводится режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу п.3, 3.2 названного Указа временно приостановлена с 18.00 27 марта по 30 апреля 2020 года работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, также регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года.
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потребления (распития) алкогольной продукции, установлены ст.16 названного Закона.
Так, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, дистанционным способом.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
В объектах общественного питания, в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), на водных судах и воздушных судах не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.
Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.Принимая во внимание, что Указом Губернатора Новгородской области от 6 марта 2020 года работа предприятий общественного питания приостановлена, за исключение обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов, а розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания возможно только в стационарном объекте и при условии вскрытия потребительской тары, в условиях введения на территории Новгородской области режима повышенной готовности розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания исключается.
Из материалов дела следует, что 24 апреля 2020 года в Министерство промышленности и торговли Новгородской области обратился ФИО1 с жалобой, что в точке общественного питания ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> после 20 часов осуществляется продажа алкогольной продукции. Из приложенных к обращению гражданина фотографий и кассового чека следует, что в 20 час. 57 мин. ООО «<данные изъяты>» была реализована бутылка виски <данные изъяты> стоимостью 839 руб.
Согласно имеющихся в материалах дела данных Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в 20 час. 58 мин. 22 апреля 2020 года ООО «<данные изъяты> по адресу: <адрес>, было реализовано виски купажированный «<данные изъяты>» объемом 0,5 л, крепость 40 %, марка номер 300 19633704, стоимостью 839 руб.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля должностное лицо, составившее протокол, Данькова А.С. пояснила, что в связи с поступившим от ФИО1 в Министерство сообщением об осуществлении деятельности объекта общественного питания, названная информация была проверена согласно Единой государственной автоматизированной системы учета оборота алкогольной продукции. Факт реализации ООО «<данные изъяты>» алкогольной продукции подтвердился, в связи с чем в отношении Общества был составлен протокол о нарушении правил поведения при введении на территории режима повышенной готовности, поскольку деятельность по оказанию услуг общественного питания Указом Губернатора Новгородской области приостановлена, за исключением готовки еды и реализации ее на вынос. Дом по адресу: <адрес>, является многоквартирным.
На основании ч.6.4 ст.28.3 КоАП РФ, Указа Губернатора Новгородской области № 228 от 21 апреля 2020 года, заместитель директора департамента торговли и лицензирования министерства промышленности и торговли Новгородской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.6.1 КоАП РФ.
На основании ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом материалами дела не подтверждается, что ООО «<данные изъяты>» были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, а также доказательства объективной невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства, установленных к правилам поведения при введении режима повышенной готовности.
С учетом изложенного, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, виновность ООО «<данные изъяты>» в нарушении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, суд считает доказанной и квалифицирует действия Общества по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
При этом доводы защитника о том, что Губернатор Новгородской области не вправе вводить на территории Новгородской области дополнительные ограничения по розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку в силу Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" именно высшему должностному лицу субъекта РФ предоставлено право устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона, принимать решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Санкция ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ влечет для юридических лиц административное наказание в виде административного штрафа от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оснований для применения положений ст.2.9, ч.3.2 ст.4.1 и ст. 4.1.1 КоАП РФ, суд не усматривает.
Обстоятельств, согласно ст.4.3 КоАП РФ, отягчающих ответственность ООО «<данные изъяты>», в судебном заседании не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения, суд считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Номер счета для уплаты административного штрафа: УФК по Новгородской области (Министерство промышленности и торговли Новгородской области), ИНН 5321178877, КПП 532101001, Р/С 40101810440300018001, банк получателя отделение гор. Великий Новгород, БИК 044959001, ОКТМО 49701000, код дохода 91511601205010000140 «административные штрафы, установленные главой 20 КоАП РФ, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, выявленные должностными лицами органов исполнительной власти РФ, включенных в соответствующие перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации»
Разъяснить привлеченному к административной ответственности лицу, что согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса. Согласно ст.31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток через Новгородский районный суд со дня получения или вручения копии постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено 22 июня 2020 года.
Судья А.И.Рыцарева