Дело (УИД) № 58RS0012-01-2020-000754-83 производство № 2-410/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2020 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.А.,
с участием помощника Каменского межрайонного прокурора Шугуровой И.В.,
при секретаре Макеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Каменке гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в защиту неопределенного круга лица, к МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области о возложении обязанности установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению,
УСТАНОВИЛ:
Каменский межрайонный прокурор Пензенской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лица, указав, что Каменской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ и Свода правил перед входом в здание МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области для инвалидов по зрению отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля.
Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, на доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку в школе могут пребывать не только дети-инвалиды, но и их родители, законные представители и иные родственники, которые относятся к категории лиц, испытывающие проблемы со зрением (слабовидящие).
Неисполнение требований ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ и Свода Правил по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите.
Просит суд обязать МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области установить при входе в здание общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: Пензенская область, Каменский район, с.Анучино, ул.Горка, д.64, информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, в соответствии с п. 8.1.6 "СП.59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 N 798/пр.
В судебном заседании представитель истца помощник Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Шугурова И.В. исковые требования уточнила, просила обязать МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области установить при входе в здание общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: Пензенская область, Каменский район, с.Анучино, ул.Горка, д.64, информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, в соответствии с п. 8.1.6 "СП.59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 N 798/пр. в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, просила их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области – директор Финеева А.Г. не явилась, извещена.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией Российской Федерации.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Согласно ст. 5 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
По смыслу вышеназванных норм закона, школьные учреждения относятся к объектам социальной инфраструктуры.
В силу положений п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест помещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр (далее - Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пункт 8.1.6 Свода правил устанавливает, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Аналогичные требования, закреплены в ведомственном Приказе Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2015 года N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В судебном заседании установлено, что Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области на основании решения о проведении проверки ... от 22.05.2020 проведена проверка исполнения законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты прав инвалидов в МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области.
МОУ СОШ с. Анучино Каменского района Пензенской области является юридическим лицом, что подтверждается сведениями с официального интеренет сайта nalog.ru.
Согласно Уставу МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области является общеобразовательной организацией, в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законодательными актами органов государственной власти Пензенской области, муниципальными правовыми актами и настоящим Уставом.
Фактический адрес местонахождения Учреждения – Пензенская область, Каменский район, с.Анучино, ул.Горка, д.64.
В соответствии с п.2.1, 2.3 Устава основной целью деятельности данного учреждения является формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Учреждение создает условия для реализации гражданами РФ гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего среднего общего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Следовательно, МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области относится к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ и Свода правил перед входом в здании МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области для инвалидов по зрению отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля.
Поскольку МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области является объектом социальной инфраструктуры, в соответствии с требованиями закона, ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов по зрению, что в полной мере согласуется с обозначенной в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что в МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области в настоящее время для инвалидов по зрению установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, стороной ответчика представлено не было.
Ответчик МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области возражений против исковых требований суду не представил.
Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что выявленные Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области нарушения законодательства имеют особое общественное значение, поскольку ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на образовательное учреждение МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области обязанности установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Обязанность, возложенная на МОУ СОШ с.Анучино Каменского района Пензенской области с учетом объема работ, их специфики, а равно необходимости предусмотреть значительные денежные средства для их выполнения в бюджете, подлежит исполнению в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора Каменского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░, ░░.░░░░░, ░.64, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.1.6 "░░.59.13330.2016. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2016 N 798/░░.
░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ - ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2020 ░░░░.