РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 20 мая 2022 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Низовцева А.В.,
с участием помощника прокурора Тункинского района Республики Бурятия Кобелевой В.Н.,
при секретаре Александровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-282/2022 по иску прокурора Тункинского района Республики Бурятия к МО СП «Жемчуг» об обязании обустроить подъезд для установки пожарных автомобилей и забора воды, обязании произвести очистку от сухой растительности, поросли,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тункинского района Республики Бурятия, обращаясь с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Жемчуг», просит обязать обустроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на р. Хабухай, являющейся источником естественного противопожарного водоснабжения в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, обязать произвести очистку населенного пункта с. Зактуй от сухой растительности, поросли в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Тункинского района на основании информации ОНДПР Тункинского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что администрацией МО СП «Жемчуг» допускаются нарушения в указанной сфере.
В соответствии с п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Проверкой установлено, что с. Зактуй МО СП «Жемчуг» входит в перечень населенных пунктов, подтвержденных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров (Постановление Правительства Республики Бурятия от 01.04.2021 года № 137). Однако администрацией МО СП «Жемчуг» надлежащим образом защита указанного населенного пункта от пожаров не осуществляется, не исполняются требования федерального законодательства о противопожарном обустройстве лесов.
В соответствии с п. 73 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479 (далее - Правил) руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Установлено, что в нарушение указанного требования закона очистка населенного пункта с. Зактуй от сухой растительности, поросли не произведены.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Пунктом 75 Правил установлено, что органами местного самоуправления сельских поселений создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В нарушение вышеуказанных требований не обустроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на р. Хабухай, являющейся источником естественного противопожарного водоснабжения.
Наличие выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения вблизи населенного пункта природного пожара.
В судебном заседании помощник прокурора Тункинского района Кобелева В.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МО СП «Жемчуг» Актинова Д.В. в судебное заседание не явилась, направила заявление о признании иска.
Выслушав помощника прокурора Кобелеву В.Н., мнение представителя ответчика Актиновой Д.В., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а именно организация осуществления пожарной безопасности в лесах.
На основании п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.06.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 указанного Федерального закона.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; под мерами пожарной безопасности понимается действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; под обязательными требованиями пожарной безопасности понимается специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнить предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 3 Закона № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ устанавливает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Согласно п. 3, 5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
В соответствии с п. 73 Правил руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Согласно абз. 10.10 Приказа МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании информации ОНДПР Тункинского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия прокуратурой Тункинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что администрацией МО СП «Жемчуг» допускаются нарушения в указанной сфере.
Согласно письму начальника ОНДПР Тункинского района УНДПР ГУ МЧС России по РБ Хальбаева А.К., во исполнение протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций паводковый период» от 19.01.2022 была проведена внеплановая проверка в отношении местной администрации МО СП «Жемчуг». В ходе проведения проверки установлены следующие нарушения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности местной администрации МО СП «Жемчуг» на территории с. Зактуй: не обустроены подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на р. Хабухай, являющейся источником естественного противопожарного водоснабжения, не обеспечивается уборка мусора, сухой растительности и покос травы на территориях, расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, не предусматривается социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, в планах и программах развития территории не включаются вопросы по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования сельского поселения и объектов муниципальной собственности, не разрабатываются муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, не обеспечена уборка территории, прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, не отделён лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенного пункта не созданы до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, не обеспечивается содержание пожарного автомобиля в пожарных депо или специально предназначенного для этих целей бокса, имеющего отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, не обеспечивается исправное техническое состояние пожарного автомобиля, а также техники, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, не организована подготовка для работы, закрепленных за каждой мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров мотористов (водителей), не обеспечивается оповещение населения о пожаре, не обеспечивается подъезд к источнику наружного противопожарного водоснабжения (огорожен источник противопожарного водоснабжения около здания школы). Данные нарушения создают угрозу возникновения пожаров на территории населенных пунктов, жизни и здоровья граждан.
В силу указанных положений Законов и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд пришел к выводу, что со стороны МО СП «Жемчуг» не приняты достаточные меры, направленные на предупреждение возникновения пожара и его своевременную ликвидацию, что в свою очередь создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения вблизи населенного пункта пожара.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования прокурора Тункинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО СП «Жемчуг» об обязании произвести очистку сухой растительности, поросли, произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения и создать источники наружного противопожарного водоснабжения.
Обязать обустроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на р. Хабухай, являющейся источником естественного противопожарного водоснабжения в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать произвести очистку населенного пункта с. Зактуй от сухой растительности, поросли в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу
На решение может быть принесено апелляционное представление или подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Низовцев