Изготовлено в окончательной форме 02 июля 2024 г.
Дело № 2-605/2024
УИД 51RS0006-01-2024-000861-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 25 июня 2024 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Архиповой Н.С.,
при секретаре Роккель Л.Е.,
с участием помощника прокурора города Мончегорска Квеквескири М.Г.,
истца Кельманзона М.А.,
представителя ответчика Даболиньш Е.К.,
представителя третьего лица Бидненко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кельманзона М.А. к администрации города Мончегорска об установлении размера равноценного возмещения за изымаемое жилое помещение и возложении обязанности выкупить жилое помещение,
установил:
Кельманзон М.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Мончегорска, указав в обоснование заявленных требований, что на основании договора купли-продажи от <дд.мм.гггг> он является собственником трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 72,4 кв.м. Кроме него в указанной квартире зарегистрированы его супруга Кельманзон А.А., <дд.мм.гггг>., дети: Кельманзон И.М., <дд.мм.гггг>., Кельманзон С.М., <дд.мм.гггг> Иного собственного жилья в <адрес> он и члены его семьи не имеют.
По итогам обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома №.... по <адрес>, проводимых <дд.мм.гггг> ООО «СТРОЙЭКСПЕРТ» и в <дд.мм.гггг> ООО «Архи Град», были составлены экспертные заключения, в соответствии с выводами которых, указанный жилой дом признан ветхим и подлежащим сносу, конструкционная и эксплуатационная безопасность жилого дома утрачена, состояние ограждающих конструкций жилого дома не соответствует правилам эксплуатаций зданий и сооружений, стоимость капитального ремонта несовместима с остаточной стоимостью жилого дома.
Постановлением администрации г. Мончегорска от <дд.мм.гггг> №.... многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
18 апреля 2017 г. в адрес собственников жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, было направлено уведомление о необходимости в срок до 1 января 2018 г. принять решение о сносе или реконструкции аварийного дома за счет собственных средств.
Постановлением администрации г. Мончегорска №.... от <дд.мм.гггг> срок расселения вышеуказанного многоквартирного дома установлен до 31 декабря 2030 г.
Постановлением администрации г. Мончегорска №.... от <дд.мм.гггг> принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме, признанного аварийным и подлежащим сносу. Срок действия постановления составляет три года.
Мероприятия по расселению многоквартирного дома №.... по <адрес>, региональной программой «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области № 153-ПП от 1 апреля 2019г., не запланированы, выделение денежных средств на указанные цели не предусмотрено.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, после 1 января 2018 г. у администрации г. Мончегорска возникла обязанность, помимо процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме, определить размер возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение, направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение.
Однако до настоящего времени проект соглашения об изъятии принадлежащего истцу жилого помещения администрацией г. Мончегорска не направлен, выкупная стоимость жилого помещения не определена.
Для определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение истец обратился к независимому эксперту-оценщику Котову О.В., согласно выводам которого рыночная стоимость объекта оценки - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 72,4 кв.м, на дату вынесения постановления администрации г. Мончегорска от <дд.мм.гггг>, составляет – 2 460 000 руб.; стоимость убытков, причиненных собственнику изъятием у него жилого помещения – 1 014 000 руб., т.е. общая стоимость – 3 474 000 руб.
Ссылаясь на наличие угрозы жизни и здоровью его и членов его семьи, с целью реализации своих жилищных прав на обеспечение жилым помещением, просит суд определить выкупную стоимость жилого помещения - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в размере 3 474 000 руб.; обязать администрацию г. Мончегорска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выкупить вышеуказанное жилое помещение.
Кроме того, просит взыскать с администрации г. Мончегорска в его пользу расходы по оплате оценщика в размере 30 000 руб., а также по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Определением от 04 июня 2024 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - Кельманзон А.А., Кельманзон И.М., Кельманзон С.М.
Истец Кельманзон М.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика администрации г. Мончегорска Даболиньш Е.К.,
и представитель третьего лица КИО администрации г. Мончегорска Бидненко Е.Н. с исковыми требованиями не согласны, поскольку мероприятия по расселению указанного аварийного многоквартирного дома ни региональной программой «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Мурманской области» на 2019-2025 года, ни муниципальной программой «Обеспечение комфортной среды проживания населения г. Мончегорска», не запланированы, финансирование на указанные мероприятия отсутствует, истец имеет возможность получить во временное пользование жилое помещение маневренного фонда.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и места рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Третье лицо Кельманзон А.А. в судебном заседании участия не принимала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что исковые требования поддерживает.
Третьи лица Кельманзон И.М., Кельманзон С.М. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, мнения по иску не представили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3).
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 3).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, и не включенным в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Из разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, разъяснено, что в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В судебном заседании установлено, что истец Кельманзон М.А. на основании договора купли-продажи от <дд.мм.гггг> является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.15, 25-26, 121-122).
Согласно справке ГОБУ «МФЦ МО» от <дд.мм.гггг>, в вышеуказанном жилом помещении, кроме собственника, зарегистрированы Кельманзон А.А., <дд.мм.гггг> Кельманзон И.М., <дд.мм.гггг> Кельманзон С.М., <дд.мм.гггг> (л.д. 120).
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от <дд.мм.гггг>., жилой дом №.... по <адрес>, находится в недопустимом состоянии, по длительности эксплуатации и выявленным дефектам жилой дом является ветхим и подлежит сносу, конструкционная и эксплуатационная безопасность жилого дома утрачена, состояние ограждающих конструкций жилого дома не соответствует правилам эксплуатации зданий и сооружений (л.д. 27-39).
На основании заключения межведомственной комиссии №.... от <дд.мм.гггг> постановлением администрации г. Мончегорска №.... от <дд.мм.гггг> многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 40, 43).
Срок расселения вышеуказанного многоквартирного дома постановлением администрации г. Мончегорска от <дд.мм.гггг> №.... установлен до 31 декабря 2030 г.
Постановление №.... об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и спорного жилого помещения принято 21 февраля 2024 г. (л.д. 42).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что предварительная процедура, состоящая из направления органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование в установленный срок о его сносе или реконструкции, соблюдена. Однако размер возмещения истцу за изымаемое жилое помещение не определялся, проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение не направлялся.
Кельманзон М.А. и члены его семьи не имеют в собственности или в пользовании иных жилых помещений, фактически непригодное жилое помещение является для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы жизни и здоровью невозможно.
С целью определения рыночной стоимости жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночной стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли в праве на такое имущество, а также всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, истец обратился к ИП Котову О.В.
Согласно отчету эксперта-оценщика Котова О.В. №.... от <дд.мм.гггг>, рыночная стоимость жилого помещения - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 72,4 кв.м, с кадастровым номером №...., на дату оценки <дд.мм.гггг>, составляет – 3 474 000 руб. (л.д. 27-110).
В пояснительном письме эксперт-оценщик Котов О.В. сообщил, что использование даты оценки <дд.мм.гггг> в отчете вместо <дд.мм.гггг> можно признать незначительной технической ошибкой, которая не привела к нарушению требований законодательства РФ.
Суд принимает отчет эксперта в качестве допустимого и достоверного доказательства, признает разумной и обоснованной определенную в нем выкупную стоимость объекта.
Поскольку проживание в спорном доме создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровья истца и его семьи, вопрос о выкупной стоимости принадлежащего истцу жилого помещения и других условиях выкупа между сторонами не согласован, реализация и защита жилищных прав истца, связанных с признанием его жилого дома аварийным и подлежащим сносу, возможна на основании решения суда.
На этом основании суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести выплату выкупной стоимости жилого помещения, размер которой определить в соответствии с отчетом эксперта-оценщика Котова О.В.
Отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от выполнения обязанностей по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов.
Суд полагает необходимым установить ответчику срок для принятия решения об изъятии земельного участка и производства выплаты - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, который, по мнению суда, является достаточным для исполнения решения, соответствует принципам разумности и справедливости.
Также суд полагает необходимым прекратить право собственности истца Кельманзона М.А. на спорное жилое помещение после выплаты всей суммы возмещения, которое подлежит переходу к муниципальному образованию.
Кроме того, после прекращения права собственности истца Кельманзона М.А. на принадлежащее ему жилое помещение, после выплаты в его пользу выкупной цены за данное жилое помещение в присужденной сумме, жилое помещение должно быть передано в муниципальную собственность муниципального округа г. Мончегорск с подведомственной территорией Мурманской области.
В соответствии с частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно статье 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относит к издержкам, связанным с рассмотрением дела суммы, подлежащие выплате экспертам, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Расходы истца по оплате государственной пошлины составили 600 руб. (л.д. 4), расходы по оплате услуг по проведению оценки права требования – 30 000 (л.д. 44,46-47). Указанные расходы документально подтверждены, связаны с рассмотрением данного дела, являлись необходимыми, в связи с чем подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Общий размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 30 600 руб. (30 000 руб. + 600 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кельманзона М.А. к администрации города Мончегорска об установлении размера равноценного возмещения за изымаемое жилое помещение и возложении обязанности выкупить жилое помещение – удовлетворить.
Возложить на администрацию города Мончегорска обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, и жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме.
Определить выкупную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, квартира 1 в размере 3 474 000 (три миллиона четыреста семьдесят четыре) рубля, обязать администрацию города Мончегорска произвести указанную выплату в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Прекратить право собственности Кельманзона М.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после выплаты в его пользу выкупной цены за указанное жилое помещение в вышеуказанной присужденной сумме.
Передать в муниципальную собственность муниципального округа г. Мончегорск с подведомственной территорией Мурманской области жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после прекращения права собственности Кельманзона М.А. на указанное жилое помещение.
Взыскать с администрации города Мончегорска в пользу Кельманзона М.А. судебные расходы в размере 30 600 (тридцать тысяч шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Архипова