Дело № 2-2552/2022
УИД: 50RS0044-01-2022-003431-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2022 года г. Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яговдик И.А.,
с участием:
истца Бастылева И.А. (СНИЛС <номер>),
представителя ответчиков Администрации г.о. Серпухов (ИНН5043014695, ОГРН 1025005604865) и КУИ г.о. Серпухов (ИНН 5043007401, ОГРН 1025005601158) Ефимовой О.В., действующей на основании доверенностей №65 от 18.3.2022 и №1 от 10.01.2022,
ответчика Соловьева С.В. (паспорт <данные изъяты>),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бастылева Ивана Андреевича к Администрации городского Серпухов Московской области, Комитету по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области и Соловьеву Сергею Владимировичу о признании недействительными акта согласования границ земельного участка, сведений ЕГРН, постановления органа местного самоуправления, схемы расположения земельного участка, соглашение о перераспределении земель, признании отсутствующим зарегистрированного права на земельный участок, аннулировании записи в ЕГРН,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Бастылев И.А. обратился в суд с иском, в котором, уточнив исковые требования, просит:
- признать недействительным постановление администрации г.о. Серпухов от 13 апреля 2022 года №1631-П об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по <адрес>;
- признать недействительной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельного участка 329кв.м., утвержденной постановлением администрации г.о. Серпухов от 13 апреля 2022 года №1631- П об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по <адрес>;
- признать недействительным (ничтожным) соглашение №280/2022 от 24.06.2022г о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, заключенного между КУИ г.о. Серпухов и Соловьевым Сергеем Владимировичем;
- признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за правообладателем Соловьевым Сергеем Владимировичем на земельный участок с кадастровым <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1829+/-15кв.м., расположенного по <адрес>;
- аннулировать в ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности Соловьева С.В. на земельный участок с кадастровым <номер>, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1829+/-15кв.м., расположенного по <адрес>.
Свои требования истец мотивирует тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, общей площадью 500 кв.м. Между земельным участком истца и земельным участком <номер> находился земельный участок в государственной собственности на которые не разграничена. Между земельными участками <номер> и <номер> существует забор, который установлен по юридической границе земельного участка <номер>. Фактически земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, находиться в пользовании истца (посажены кусты малины). Ответчик предоставил Постановление №1631-П от 13.04.2022 года, Соглашение №280/2022, заключенное между КУИ г. Серпухова и Соловьевым С.В. о передаче земельного участка и переходе права собственности. Перераспределяя земельный участок в пользу Соловьева С.В., ответчик не согласовал границы с владельцами смежных земельных участков. Истец не согласовывал границы перераспределяемого земельного участка, в том числе с владельцем земельного участка <номер>, границы которого не установлены и не внесены на кадастровый учет. 13 апреля 2022 года Администрацией г.о. Серпухов вынесено Постановление № 1631 -П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес>». 24 июня 2022 года КУИ г.о. Серпухов заключает соглашение №280/2022 с Соловьевым С.В. о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена. Принимая во внимание, что схема расположения перераспределенного земельного участка на кадастровом плане подготовлена с нарушением закона, постановление №1631-П от 13.04.2022г Администрации г.о. Серпухов об утверждении схемы расположения перераспределенного земельного участка на кадастровом плане принято с нарушением закона, и являются недействительными, соглашение № 280/2022 от 24.06.2022г о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на основании вышеуказанного постановления также является недействительным. Кроме того, перераспределяемый участок ранее был изъят у Соловьева С.В. в порядке ст.284 ГК РФ (не обрабатывался).
Истец Бастылев И.А. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в марте 2022 г. он приобрел земельный участок, границы которого были установлены, но прежний собственник участка пояснил, что возможно перераспределение за счет смежного участка. Смежный участок был захламлен мусором, поэтому истец начал ухаживать за ним, посадил кусты малины, пользовался участком, как своим. В Администрацию с вопросом о перераспределении земель истец не обращался, поскольку кадастровый инженер пояснил ему, что сначала нужно поставить забор. Считает, что его права нарушены действиями ответчика, так как представитель Администрации на место не выезжал и не убедился, что участок, переданный Соловьеву, уже используется.
Представитель ответчиков Администрации г.о. Серпухов и КУИ г.о. Серпухов по доверенности - Ефимова О.В. возражала против удовлетворения исковых требований, свою позицию отразила в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 27-58), из содержания которого следует, что 23.03.2022 в адрес Администрации городского округа Серпухов поступило заявление от Соловьева С.В. Р001-0358094854-57631299 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». В соответствии с законом Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений. Также Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017г. № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов». Согласно пункта 2 Временного порядка, подготовленный Проект с приложенными документами подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области. Согласно пункта 4.2.3. Временного порядка, в случае соответствия представленного Проекта Примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, наличия необходимых документов, при условии, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области, исходя из вида разрешенного использования земельного участка или его площади при наличии голосов против, а также в случае поступления обращения члена МВК о необходимости рассмотрения вопроса на очном заседании, - включает Проект в повестку очередного заседания МВК для его рассмотрения на очном заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК), на котором МВК принимает следующие решения:
о согласовании Проекта;
об отказе в согласовании Проекта с указанием причин отказа;
о внесении Проекта на рассмотрение Градостроительного совета Московской области с соответствующим проектом решения.
Согласно пункту 4.2.4. Временного порядка, по итогам очного заседания МВК решения МВК оформляются очным протоколом и направляются в орган местного самоуправления через Межведомственную систему электронного документооборота (МСЭД). Согласно пункту 4.3.1. Временного порядка, Выписка из протокола заочного заседания МВК приравнивается к протоколу заседания МВК по соответствующему вопросу. Данное заявление, с приложенным к нему пакетом документов, было согласовано с Министерством имущественных отношений, что подтверждается Сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов решений (сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов решений №51-3 от 11.04.2022 п. 185). Согласно пункту 4.4. Временного порядка, решение МВК подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением МВК в протоколе Модуля. Таким образом, Администрация городского округа Серпухов не имела оснований для отказа в оказании государственной услуги, и соответственно было утверждено постановление от 13.04.2022 № 1631-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности». Данное постановление вынесено законно и обосновано, т.к. в соответствии с земельным кодексом РФ и регламентом в предоставлении вышеуказанной услуги были соблюдены условия для предоставления и отсутствовали причины отказа, перечень которых также прописан в вышеуказанных правовых актах. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются: установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком. В материалах дела отсутствует доказательства наличия у Истца материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком. В соответствии п. 2.1. Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018 г. N 15ВР-1816 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», лицами, имеющими право на получение Государственной услуги, являются физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо их уполномоченные представители, обратившиеся в Администрацию с запросом о предоставлении Государственной услуги (далее - Заявители), являющиеся собственниками земельных участков, смежных с землями и (или) земельными участками, находящимися в государственной неразграниченной ной собственности. Спорный земельный участок относится к земельным участкам право собственности, на который не разграничено, полномочиями по распоряжению такими участками наделены органы местного самоуправления. На основании изложенного, Администрация городского округа Серпухов Московской области считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Ответчик Соловьев С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил что своим земельным участком он владеет с 2002 года. Поскольку рядом с его земельным участком была свободная земля, он обратился к кадастровому инженеру, составил межевой план и 23.03.2022 подал заявление в Администрацию г.о. Серпухов на перераспределение земель, он выкупил участок и ему был присвоен кадастровый номер. Сосед (истец) приобрел свой участок в мае и стал считать смежный участок, который перераспределен истцу, своим. Никаких кустов малины он там не сажал, они выросли сами.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке от 27.04.2022 из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым <номер> площадью 500 кв.м., расположенного по <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» является Бастылев И.А., сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные»; право собственности возникло на основании договора купли-продажи от 21.04.2022 (л.д.11-14).
Согласно выписке от 22.06.2022 из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым <номер> площадью 1500 кв.м., расположенного по <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», является Соловьёв С.В., право собственности зарегистрировано 28.09.2005 (л.д.20-22).
Согласно выписке от 13.06.2022 из ЕГРН земельный участок с кадастровым <номер> образовался путем перераспределения земельного участка с кадастровым <номер> и земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (л.д.15-19).
23.03.2022 Соловьёв С.В. обратился в администрацию г.о. Серпухов с заявление о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». (л.д. 74).
Администрацией г.о. Серпухов Московской области было вынесено постановление от 13.04.2022 № 1631-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности». Присвоен адрес образуемому земельному участку: <адрес> (л.д. 38-40, 42-43).
Представлена схема расположения земельного участка с системой координат с кадастровым номером на кадастровом плане <номер>, площадь которого в результате перераспределения участка площадью 1500 кв.м. увеличивается до 1829 кв.м. (л.д.41).
Сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области согласован проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1829 кв.м. (л.д. 42-43).
Представлено Заключение об ограничении обороноспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования на земельный участок с кадастровым <номер> (л.д.52-56).
24.06.2022 между КУИ г. Серпухов и Соловьёвым С.В. заключено соглашение №280/2022 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка находящегося в частной собственности (л.д. 32-34).
Соловьев С.В. произвел оплату за увеличение площади земельного участка, согласно заключенного соглашения в размере 85033,34 руб., что подтверждается платежным поручением №144933 от 29.06.2022 (л.д. 31).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка (абзац второй пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
Допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регламентируется статьей 39.29 ЗК РФ.
Из подпункта 3 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения может принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 этой статьи.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в перераспределении земельного участка является установление уполномоченным органом при рассмотрении заявления о перераспределении оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В частности, пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из положений статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник здания, сооружения обладают вещными и обязательственными правами на расположенный под данным объектом недвижимости и необходимый для его эксплуатации земельный участок в объеме правомочия предыдущего собственника объекта недвижимости.
Располагая представленными доказательствами, оценивая их в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку нарушений при вынесении Администрацией г.о. Серпухов Московской области оспариваемых решений, допущено не было. Указанные решения соответствуют требованиям ст.ст. 39.29, 11.10 ЗК РФ. Судом не установлен факт нарушения прав и законных интересов истца, подлежащих судебной защите, поскольку доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок находился в пользовании истца не представлено. Как пояснил истец в судебном заседании, принадлежащий ему земельный участок огорожен в соответствии с границами, сведения о которых содержатся в ЕГРН, спорный земельных участок находится за пределами данных границ. На момент обращения Соловьева С.В. в Администрацию г.о. Серпухов по вопросу перераспределения земельного участка в марте 2022, истец еще не являлся собственником земельного участка, приобрел его в апреле 2022.
Доводы истца о том, что Администрация г.о. Серпухов нарушила его права, так как не выезжала на место и не установила, что он (истец) пользуется земельным участком, который был перераспределен Соловьеву С.В., суд находит несостоятельными, поскольку у истца отсутствовали основания для самовольного занятия и использования данного земельного участка.
При таких обстоятельствах требования Бастылева И.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Бастылева Ивана Андреевича о признании недействительным акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, о признании недействительными сведений ЕГРН в отношении такого земельного участка, о признании недействительным постановление администрации г.о. Серпухов от 13.04.2022 года №1631-П об утверждении схемы расположения земельного участка, о признании недействительной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации г.о. Серпухов от 13.04.2022 года №1631- П, о признании недействительным (ничтожным) соглашения №280/2022 от 24.06.2022г о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, заключенного между КУИ г.о. Серпухов и Соловьевым Сергеем Владимировичем, о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности за Соловьевым Сергеем Владимировичем на земельный участок с кадастровым <номер>, об аннулировании в ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности Соловьева Сергея Владимировича на земельный участок с кадастровым <номер> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2022 года.