К делу N 2-704/2023
УИД 23RS0018-01-2023-000553-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2023 года ст. Калининская
Калининский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ядришниковой А.Г.,
секретаря судебного заседания Щербань С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калининского сельского поселения Калининского района об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха,
установил:
прокурор Калининского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к администрации Калининского сельского поселения Калининского района об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха.
Требования мотивированы тем, что во исполнение поручения прокуратуры Краснодарского края от 25 декабря 2006 года N 164/7 прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлено, что должностными лицами администрации поселения допускаются нарушения требований закона в рассматриваемой сфере правоотношений. Установлено, что в собственности администрации Калининского сельского поселения находится транспортное средство автогрейдер ГС-14.02, государственный регистрационный знак №. Данное транспортное средство эксплуатируется ответчиком без прохождения обязательного технического осмотра в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации. Дальнейшая эксплуатация ответчиком транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр, в том числе и на соответствие выбросов, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух техническим нормативам выбросов, может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду, атмосферный воздух, нарушит права граждан на благоприятную среду обитания.
В связи с чем прокурор Калининского района просил суд возложить обязанность на администрацию Калининского сельского поселения Калининского района прекратить эксплуатацию транспортного средства – автогрейдера ГС-14.02, государственный регистрационный знак 8913, до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данным транспортным средством, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, техническим нормативам выбросов.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили; согласно ходатайству, и.о. заместителя прокурора Калининского района просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные требования поддержал; представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь положениями статей 2, 6.1, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагал возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в прокуратуру Калининского района главным государственным инспектором Гостехнадзора Краснодарского края по муниципальному образованию Калининский район предоставлена информация о самоходных транспортных средствах, принадлежащих юридическим лицам и КФХИП, не прошедших технический осмотр,
Согласно списку юридических лиц, не прошедших ТО, транспортное средство – автогрейдер ГС-14.02, государственный регистрационный знак 8913, технический осмотр не прошло.
Как следует из выписки из реестра муниципального имущества Калининского сельского поселения Калининского района от 19.04.2023 года, копий №, свидетельства о регистрации от 10.04.2021 года, автогрейдер ГС-14.02, государственный регистрационный знак №, принадлежит на праве собственности администрации Калининского сельского поселения Калининского района.
Согласно статьям 215, 294 и 296 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях предупреждения негативного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2022 года N 7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
На основании части 4 статьи 17 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Единые требования к проведению государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, находящихся в эксплуатации на территории РФ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2013 года N 1013 «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники» (вместе с «Правилами проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил государственный технический осмотр машин проводится каждые 6 месяцев для внедорожных автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест, для остальных машин - ежегодно.
В соответствии с пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1090 от 23 октября 1993 года, запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством РФ порядке государственный технический осмотр.
На основании статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления сельского поселения обязаны обеспечить население благоприятной окружающей средой, а также организовать прохождение технического осмотра транспортного средства, которое оказывает вредное воздействие на атмосферный воздух.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив все доказательства отдельно и в совокупности, учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что администрацией Калининского сельского поселения Калининского района ненадлежащим образом исполняются обязанности по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, в связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калининского сельского поселения Калининского района об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Калининского сельского поселения Калининского района (ИНН 2333011010, ОГРН 1052318606207) прекратить эксплуатацию транспортного средства – автогрейдера ГС-14.02, государственный регистрационный знак 8913, до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, техническим нормативам выбросов.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.Г. Ядришникова