Судья: Ретина М.Н. адм. дело № 33а-5188/2023
УИД: 63RS0039-01-2022-006469-38
№ 2а-5449/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25.05.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Мыльниковой Н.В., Ромадановой И.А.
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фомина В.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 09.12.2022 по административному делу № 2а-5449/2022 по административному исковому заявлению Фомина В.В. к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения административного истца Фомина В.В., его представителя Беловой О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Пупынина Г.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фомин В.В. обратился в суд к Министерству строительства Самарской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что 15.02.2006 между КО СРО ОООИ «Единство» и ООО «Строй-Вектор» заключен договор № № «О долевом участии в строительстве жилого дома по <адрес>, предметом которого являлась квартира со строительным номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенная на <данные изъяты> этаже.
16.02.2006 между Фоминым В.В. и ООО «Строй-Вектор» заключён договор переуступки № №, предметом которого являлась указанная квартира.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2009 КО СРО СООИ «Единство» признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2012 по делу № № требования Фомина В.В. в размере <адрес> рублей включены в реестр требований кредиторов.
09.09.2008 Фомин В.В. признан потерпевшим по уголовному делу № №.
20.07.2022 Фомин В.В. включен в реестр пострадавших участников долевого строительства, в этот же день в его адрес направлено предложение № № об оказании меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации. Однако от данной меры поддержки истец отказался и обратился к административному ответчику с заявлением об оказании меры государственной поддержки посредством предоставления квартиры в ООО «Строй-Центр».
Ответом Министерства строительства Самарской области № 01-05/1326 от 19.10.2022 в удовлетворении заявления административному истцу отказано. Полагает, что данный отказ является незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд обязать Министерство строительства Самарской области включить Фомина В.В. в перечень граждан-участников долевого строительства проблемного объекта, чьи требования подлежат удовлетворению ООО «Строй-Центр».
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 09.12.2022 административное исковое заявление Фомина В.В. оставлено без удовлетворения (л.д. 71-83).
В апелляционной жалобе Фомин В.В. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований (л.д. 88-92).
В заседании судебной коллегии административный истец Фомин В.В., его представитель Белова О.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Пупынин Г.Г. оставил разрешение вопроса по апелляционной жалобе на усмотрение судебной коллегии.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).
На территории Самарской области уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков является Министерство строительства Самарской области (статья 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").
Судом установлено и следует из материалов дела, что 15.02.2006 между КО СРО ОООИ «Единство» и ООО «Строй-Вектор» заключен договор № № «О долевом участии в строительстве жилого дома по <адрес>, предметом которого являлась квартира со строительным номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м расположенная на <данные изъяты> этаже.
16.02.2006 между Фоминым В.В. и ООО «Строй-Вектор» заключён договор № № переуступке права на долевое участие в строительстве указанной квартиры, произведена оплата (л.д.11-29).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2009 КО СРО СООИ «Единство» признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2012 по делу № № требования Фомина В.В. в размере <адрес> рублей включены в реестр требований кредиторов.
Постановлением следователя СЧ ГСУ при ГУВД по Самарской области от 09.09.2008 Фомин В.В. признан потерпевшим по уголовному делу № № (л.д.20).
Обязанность по строительству и вводу в эксплуатацию, а также передаче квартиры в собственность застройщиком КО СРО ООИ «Единство» не исполнена.
20.07.2022 Фомин В.В. включен в реестр пострадавших участников долевого строительства, о чем в его адрес направлено уведомление №.
Также в адрес административного истца направлено предложение от 20.07.2022 № № об оказании меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации, от которой истец отказался.
Фомин В.В. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением об оказании ему меры государственной поддержки посредством предоставления квартиры ООО «Строй-Центр», с которым Министерством строительства заключено соответствующее соглашение.
Ответом Министерства строительства Самарской области № № от 19.10.2022 в удовлетворении указанного заявления отказано.
Также судом установлено, что Постановлением Правительства Самарской области от 09.06.2020 № №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № №.
Министерством строительства Самарской области в 2015 г. во исполнение постановления Правительства Самарской области от 26.02.2013 № 54 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства» проведен конкурс по отбору организаций в целях удовлетворения прав требований участников долевого строительства на получении ими жилых помещений проблемных объектов, расположенных по адресу:
- <адрес>, застройщиком которого являлось ООО «ПМК-97»;
- <адрес>, застройщиком которого являлось ЗАО ИСК «Средневолжскстрой»;
- <адрес>, застройщиком которого являлось ООО «Дальстрой»;
- <адрес>, застройщиком которого являлось ЗАО «Гагаринец».
Победителем конкурса на основании протокола оценки заявок на участие в конкурсе от 27.02.2015 признано ООО «Строй-центр», в связи с чем, ООО «Строй-Центр» в собственность бесплатно предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
По результатам конкурса между Министерством и ООО «Строй-Центр» заключено соглашение от 03.08.2020 о сотрудничестве.
Условиями соглашения предусмотрено, что Министерством направляется в ООО «Строй-Центр» перечень пострадавших участников долевого строительства, права требования которых могут быть удовлетворены в соответствии с условиями конкурса и соглашением (пункт 1.2 соглашения).
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции приняв во внимание, что включение Фомина В.В. в Перечень граждан - участников долевого строительства, чьи требования подлежат удовлетворению ООО «Строй-Центр» не соответствует условиям проведенного конкурса и соглашения, заключенного между ООО «Строй-центр» и Министерством строительства, не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на неправильное толкование норм материального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции по обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на том, что Фомин В.В. являясь пострадавшим участником долевого строительства, оплатившим по договору участия в долевом строительстве стоимостью равной или более расчетной нормы, предусмотренной Законом Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД имеет право на получения меры государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта. Указанные доводы подлежат отклонению судебной коллегией в виду следующего.
В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 г. № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства и Правила выплаты денежной компенсации таким гражданам.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только установленными данной статьей способами, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.
Меры государственной поддержки могут предоставляться как непосредственно пострадавшему участнику долевого строительства, так и опосредованно через нового застройщика, нового застройщика-инвестора, что указывается в соглашении о завершении строительства проблемного объекта и удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства и (или) соглашении о реализации масштабного инвестиционного проекта, реализуемого новым застройщиком-инвестором, заключаемом между уполномоченным органом и новым застройщиком-инвестором (часть 5 статьи 6 Закон Самарской области от 08.07.2019 N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области.
В соответствии со статьей 7 Закона Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области", меры государственной поддержки при предоставлении жилого помещения вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта, оказываются с учетом расчетной нормы. Расчетная норма - максимальная общая площадь жилого помещения, определяемая для оказания пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки, которая в зависимости от условий договора, ранее заключенного пострадавшим участником долевого строительства с недобросовестным застройщиком, составляет:
а) 36 квадратных метров общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на однокомнатную квартиру;
б) 54 квадратных метра общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на двухкомнатную квартиру;
в) 72 квадратных метра общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на квартиру с количеством комнат три и более. Общая площадь жилого помещения - сумма площадей всех частей жилого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площадь лоджий, балконов, террас и веранд, подсчитываемую со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3. В случае невозможности предоставления жилого помещения расчетной нормы участнику долевого строительства на безвозмездной основе предоставляется жилое помещение большей площади, при этом разница площадей не может превышать 10 квадратных метров. Передача участнику долевого строительства жилого помещения меньшей площади возможна при наличии его письменного согласия, за исключением случаев, когда по договору участия в долевом строительстве приобреталась площадь меньше расчетной. Выплата денежной компенсации осуществляется в размере денежных средств, ранее внесенных пострадавшим участником долевого строительства по договору с недобросовестным застройщиком.
Согласно части 1 статьи 6 указанного выше Закона к мерам государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства относятся:
1) предоставление земельного участка новому застройщику-инвестору в аренду без проведения торгов в соответствии с законодательством Самарской области для реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренного государственной программой Самарской области и реализуемого в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства объектов, включенных в перечень проблемных, либо пунктом 3.1 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) предоставление субсидий объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам, конкурсному управляющему (внешнему управляющему) для завершения строительства и ввода проблемного объекта в эксплуатацию;
3) предоставление жилых помещений вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:
признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта,
проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;
в целях завершения строительства проблемного объекта уполномоченным органом проведен конкурс в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26.02.2013 № 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком (пункт 3 в ред. Закона Самарской области от 14.01.2022 № 11-ГД),
4) предоставление субсидий, объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам для технологического подключения (присоединения) проблемного объекта к сетям электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения; (в ред. Закона Самарской области от 14.01.2022 № 11-ГД),
5) выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:
признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта;
проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;
в целях завершения строительства проблемного объекта министерством проведен конкурс в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26.02.2013 № 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком; (пункт 5 в ред. Закона Самарской области от 14.01.2022 № 11-ГД).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона Самарской области от 8 июля 2019 № 84-ГД право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктами 3 или 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона, имеет пострадавший участник долевого строительства, оплативший по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью равной или более расчетной нормы, установленной настоящим Законом, либо оплативший стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме. В случае если пострадавший участник долевого строительства оплатил по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью менее расчетной нормы, за исключением пострадавшего участника долевого строительства, оплатившего стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме, он имеет право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктом 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона.
Таким образом, в Перечень граждан-участников долевого строительства включаются пострадавшие участники долевого строительства только тех проблемных объектов, которые определены по условиям проведенного конкурса и заключенного соглашения.
Как уже установлено судом Постановлением Правительства Самарской области от 09.06.2020 № №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № №.
Министерством строительства Самарской области в 2015 г. проведен конкурс по отбору организаций в целях удовлетворения прав требований участников долевого строительства на получении ими жилых помещений проблемных объектов, расположенных по адресу: г<адрес>, застройщиком которого являлось ООО «ПМК-97»; <адрес>, застройщиком которого являлось ЗАО ИСК «Средневолжскстрой»; <адрес>, застройщиком которого являлось ООО «Дальстрой»; <адрес>, застройщиком которого являлось ЗАО «Гагаринец».
Объект – жилой дом по адресу: <адрес> в указанный перечень не вошел.
Победителем конкурса на основании протокола оценки заявок на участие в конкурсе от 27.02.2015 признано ООО «Строй-центр», в связи с чем ООО «Строй-Центр» в собственность бесплатно предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам конкурса заключено соглашение от 03.08.2020 о сотрудничестве между Министерством и ООО «Строй-Центр», а также дополнительные соглашения к нему, в соответствии с которыми, ООО «Строй-Центр» приняло на себя обязательства удовлетворить права требования пострадавших участников долевого строительства по перечисленным выше проблемным объектам и недобросовестным застройщикам ООО «ПМК-97», ЗАО ИСК «Средневолжскстрой», ООО «Дальстрой», ЗАО «Гагаринец» в объеме <данные изъяты> кв.м (л.д.63).
Из пояснений представителя ответчика следует, что конкурс по отбору организаций в целях завершения строительства объекта расположенного по адресу: <адрес> не проводился.
Приказом Министерства Строительства Самарской области №№ от 26.06.2020 признано невозможным завершение строительства проблемного объекта – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что удовлетворение прав Фомина В.В. в проблемном объекте невозможно ввиду признания завершения строительства данного объекта невозможным, недобросовестный застройщик КО СТО ОООИ «Единство», а также проблемный объект не являлись предметом конкурса, а также заключенного между Министерством строительства Самарской области и ООО «Строй-Центр» соглашения, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку включение Фомина В.В. в Перечень граждан - участников долевого строительства, чьи требования подлежат удовлетворению ООО «Строй-Центр» не соответствует условиям проведенного конкурса и соглашения.
Также судебная коллегия соглашается с выводом, что применительно к возникшим правоотношениям административный истец не вправе выбирать самостоятельно способ и меры оказания государственной поддержки, поскольку Законом Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД вид государственной поддержки и ее объем определяются исключительно уполномоченным органом в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Самарской области.
В данном случае административному истцу Министерством строительства Самарской области предложена мера государственной поддержки в виде выплаты компенсации, что соответствует требованиям законодательства.
То обстоятельство, что ООО «Строй-Центр» располагает возможностью удовлетворить требования Фомина В.В. путем предоставления жилого помещения в рамках заключенного с административным ответчиком соглашения не является основанием для удовлетворения заявленных требований в связи с вышеизложенным.
Также судебная коллегия учитывает, что в случае предоставления ООО «Строй-Центр» Фомину В.В. жилого помещения, могут быть нарушены права иных пострадавших дольщиков, чьи проблемные объекты и недобросовестные застройщики являются предметом конкурса, проведенного административным ответчиком в 2015 г. и заключенного соглашения о порядке удовлетворения прав требования от 03.08.2020.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 09.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фомина В.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: