УИД №
№
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 июня 2023 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Бушуева Ю.Н.,
при секретаре Стяжкиной С.В.,
с участием представитель истца Бровцыной С.Е.,
представителя ответчика Пенкина Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Кирово-Чепецком районе, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) «Знамя Ленина» об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ,
установил:
Истец Управление Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Кирово-Чепецком районе (далее – Управление Роспотребнадзора по Кировской области) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) «Знамя Ленина» (далее – СПК (колхоз) «Знамя Ленина») об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, указывая в обоснование требований, что СПК (колхоз) «Знамя Ленина» осуществляет деятельность по производству сырого коровьего молока, выращиванию однолетних культур, животноводству.
В соответствии с экспертным заключением №-Д от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» на проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в состав СПК (колхоз) «Знамя Ленина» входит: промплощадка № в <адрес>, на территории которой размещены телятник на 220 голов, крематор, котельная.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 фермы крупного рогатого скота менее 1.2 тысяч голов (всех специализаций) относятся к 3 классу с ориентировочной санитарно-защитной зоной 300 м.
Крематор и котельная, использующие тепловую энергию на свои нужды, в санитарную классификацию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не входят.
В соответствии с экспертным заключением №-Д от ДД.ММ.ГГГГ от источников выбросов, расположенных на промплощадке СПК (колхоз) «Знамя Ленина», в атмосферу выбрасывается 18 загрязняющих веществ, в том числе вещества 1-2 классов (бенз/а/пирен), а также группы веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия (аммиак+сероводород; азота диоксид+серы диокси+углерода оксид+фенол и др.).
СПК (колхоз) «Знамя Ленина» обязан провести мероприятия, направленные на установление санитарно-защитной зоны от объектов, расположенных на промплощадке №, являющихся источниками воздействия на среду обитания человека.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением от 25.09.2007 № 74 Главного государственного санитарного врача РФ, и Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования – санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий І и ІІ класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Ориентировочный размер СЗЗ должен быть обоснован проектом СЗЗ с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 – разработка проектов СЗЗ объектов I-III класса опасности является обязательной.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Однако СПК (колхоз) «Знамя Ленина» с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для промышленной площадки в Управление Росприроднадзора по Кировской области не обращалось. В реестре выданных санитарно-эпидемиологических заключений отсутствуют сведения о выданном на вышеуказанную промышленную площадку санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ.
Просит суд обязать СПК (колхоз) «Знамя Ленина» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
разработать проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 3.1, 3.3, 4.1, п. 11.3.2 таб. 7.1 п. 7.1 л. VІІ СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением от 25.09.2007 № 74 Главного государственного санитарного врача РФ;
обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Постановления Правительства РФ от 30.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта - промышленная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 2 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 № 222;
обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора по Кировской области, в соответствии с требованиями п. 3, п. 29 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 № 222, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В судебном заседании представитель истца Бровцына С.Е. исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика СПК (колхоз) «Знамя Ленина» Пенкин Р.В. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что получив исковое заявление СПК 13.06.2023 заключило соглашения с подрядной организацией на выполнение всех необходимых работ.
Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42, 45).
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Положениями части 2 статьи 52 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством (часть 3 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с пунктом 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункт 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении (пункт 3.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (ред. от 03.03.2022) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон: правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления (п. 2 Постановления).
В случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления (п. 3 Постановления).
Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (ред. от 03.03.2022) определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п. 2 Правил).
Решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами (п. 3 Правил).
Из материалов дела следует, что СПК (колхоз) «Знамя Ленина» является юридическим лицом, осуществляет деятельность по производству сырого коровьего молока, выращиванию однолетних культур, животноводству.
В соответствии с экспертным заключением №-Д от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» на проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: в состав СПК (колхоз) «Знамя Ленина» входит промплощадка № по адресу: <адрес>, на территории которой размещены телятник на 220 голов, крематор, котельная.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 фермы крупного рогатого скота менее 1.2 тысяч голов (всех специализаций) относятся к 3 классу с ориентировочной санитарно-защитной зоной 300 м.
Крематор и котельная в санитарную классификацию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не входят, однако в результате их деятельности в атмосферу выбрасывается 18 загрязняющих веществ, в том числе вещества 1-2 классов, а также группы веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия, что подтверждено экспертным заключением №-Д от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с вышеприведенными нормами законодательства, СПК (колхоз) «Знамя Ленина» обязан провести мероприятия, направленные на установление санитарно-защитной зоны объектов, расположенных на промплощадке №, являющихся источниками воздействия на среду обитания человека.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Кирово-Чепецком районе проверки реестра санитарно-эпидемиологических заключений выявлено, что СПК (колхоз) «Знамя Ленина» санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны промплощадки по адресу: <адрес> не выдавалось, с заявлением о выдаче соответствующего заключения СПК (колхоз) «Знамя Ленина» не обращалось.
Таким образом, в деятельности СПК (колхоз) «Знамя Ленина» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, в связи с чем, требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального бюджета муниципального образования «Куменский муниципальный район Кировской области» подлежит взысканию государственная пошлина за четыре удовлетворенных требования в размере 1200 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Кирово-Чепецком районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать СПК (колхоз) «Знамя Ленина» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
разработать проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки, расположенной по адресу: <адрес>;
обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам проекта санитарно-защитной зоны;
провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта - промышленная площадка, расположенная по адресу: <адрес>;
обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора по Кировской области.
Взыскать с СПК (колхоз) «Знамя Ленина» государственную пошлину в размере 1200 рублей в доход муниципального бюджета муниципального образования «Куменский муниципальный район Кировской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья - Ю.Н. Бушуев