Дело №2-1265/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2022 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лозовых О.В.,
при секретаре Лопатиной Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, к Администрации г. Дубны о признании незаконным распоряжения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить нарушенные права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действуя в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних детей - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с административным иском о признании незаконным Распоряжения Администрации г.о. Дубна от 20.10.2022 г. № «Об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении», возложении обязанности восстановить нарушенные права путем признания ФИО1 и ее несовершеннолетних детей нуждающимися в жилом помещении, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с даты их первоначального обращения с соответствующим заявлением.
Поскольку признание граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений влечет возникновение у них права на обеспечение жилым помещением, оснований для принятия искового заявления к рассмотрению по правилам КАС РФ у суда не имелось, в связи с чем вышеуказанный иск принят к производству суда по правилам гражданского судопроизводства.
В обосновании заявленных требований истец ссылалась на те обстоятельства, что вместе с детьми проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 42, 2 кв.м, по адресу: <адрес>, в которой является собственником 1/3 доли, а также по 1/3 доли принадлежит ее брату и сестре. 04.10.2022 г. истец обратилась в Администрацию г. Дубны с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении и принятии на соответствующий учет. Распоряжением заместителя главы Администрации г.о. Дубна № от 20.10.2022 г. ФИО1 было отказано в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2, 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и ст. 53 ЖК РФ. С данным отказом истец не согласна, полагает, что при решении вопроса о ее нуждаемости в жилом помещении не правомерно принято во внимание принадлежность ей на праве собственности до 09.06.2021 г. жилого дома по адресу: <адрес> Данный дом на момент его приобретения ФИО1 существовал юридически, а фактически на тот момент его не существовало, так как 24.05.2016 г. он сгорел, о чем ответчику была предоставлена справка ОНД по г. Дубна от 15.07.2016 г.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила об отложении слушания дела не просила. Интересы истца в ходе судебного разбирательства представлял ФИО13, действующий на основании доверенности, который в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил об отложении слушания дела не просил, ранее, в ходе судебного разбирательства исковые требования ФИО1 поддерживал, дал объяснения, аналогичные доводам иска.
Ответчик – представитель Администрации г. Дубны – ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором дело просил рассмотреть в его отсутствие. Ранее, в ходе судебного разбирательства представитель ответчика исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым принимая оспариваемое распоряжение ответчик исходил из того, что действия истца по отчуждению жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются, в том числе добровольным отказом от права пользования иным жилым помещением, намеренное ухудшение жилищных условий до менее учетной нормы и искусственному созданию нуждаемости в жилье, что свидетельствует о намеренности действий по ухудшению условий по смыслу ст. 53 ЖК РФ и является одним из препятствий для признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении. Указанный жилой дом в установленном порядке не признан непригодным для проживания, длительное время являлся предметом сделок, в связи с чем полагать данное жилое помещение отсутствующим и не принимать его при определении нуждаемости истца в жилом помещении, оснований не имеется.
Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу приведенной нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть если гражданин, ранее не отвечающий критериям нуждаемости в жилом помещении, в результате указанных действий стал нуждающимся в обеспечении жильем.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 данного кодекса срок (пункт 3 части 1 статьи 54 названного кодекса).
Решением Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 28 апреля 2005 №РС-6(22)-47/16 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в <адрес> равной 10 кв. м общей площади на одного человека.
Согласно пункту 3 подраздела 12.8 "Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства" государственной программы Московской области "Жилище" на 2017 - 2027 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 октября 2016 года N 790/39, участницей мероприятия ведомственной целевой программы и Подпрограммы 2 может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы и Подпрограммы 2 в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;
2) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5 - 10 настоящих Правил;
3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком;
4) имеющая место жительства в Московской области;
5) наличие согласия совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, федеральными органами власти персональных данных о членах молодой семьи по форме 1 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 5 указанного выше подраздела для мероприятия ведомственной целевой программы и Подпрограммы 2 под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления муниципального образования Московской области нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности членам молодой семьи (пункт 6 подраздела 12.8).
В целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в мероприятии ведомственной целевой программы и Подпрограмме 2 (далее - нуждающиеся) молодая семья подает в орган местного самоуправления муниципального образования Московской области, наделенный на основании муниципального правового акта полномочиями по признанию граждан Российской Федерации нуждающимися (далее - орган, осуществляющий принятие на учет), либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Московской области (далее - многофункциональный центр) заявление по форме согласно форме 2 к настоящим Правилам (пункт 8 подраздела 12.8).
Молодые семьи, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие молодые семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (пункт 14 подраздела 12.8). При этом к указанным действиям относится, в числе прочего, выселение членов молодой семьи по их инициативе из жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателей (членов семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственников (членов семьи собственника) жилого помещения.
Согласно пункту 15 подраздела 12.8 основаниями для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении является представление документов, которые не подтверждают право молодой семьи быть признанной нуждающейся в жилом помещении.
Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1 является матерью несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Данные лица зарегистрированы постоянно по месту жительства по адресу: <адрес>. также по указанному адресу по месту жительства зарегистрированы: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10
Вышеуказанная квартира, общей площадью 42,2 кв.м, принадлежит на праве собственности ФИО1, ФИО8, ФИО9, по 1/3 доли каждому.
У истца и ее несовершеннолетних детей объекты недвижимого имущества на территории <адрес> в собственности отсутствуют.
Согласно материалов истребованного судом реестрового дела, на основании договора дарения от 25.03.2017, заключенного между ФИО1 и ФИО11, истец являлась собственником жилого дома, площадью 21 кв.м, по адресу: <адрес>. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ ранее заключенный между ФИО1 и ФИО11 договор дарения земельного участка и вышеуказанного жилого дома расторгнут по соглашению сторон.
Собственником данного жилого дома в настоящее время является ФИО11, согласно выписке из ЕГРН.
Таким образом, согласно сведений ЕГРН, до 09.06.2021 г. ФИО1 на основании договора дарения от 25.03.2017 г. являлась собственником жилого дома, площадью 21 кв.м, по адресу: <адрес>
04 октября 2022 г. истец обратилась в Администрацию г. Дубны с заявлением о признании молодой семьи в составе ФИО1 и несовершеннолетних детей – ФИО12 и ФИО3 нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы "Жилище" на 2017 - 2027 годы.
Распоряжением Администрации г. Дубны от 20.10.2022 г. № в удовлетворении заявления ФИО1 было отказано на основании п. 2, 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и ст. 53 ЖК РФ.
Не согласившись с указанным распоряжением, ФИО1 оспаривает его в судебном порядке, ссылаясь на то, что ответчик не правомерно при решении вопроса о ее нуждаемости в жилом помещении принял во внимание принадлежность ей на праве собственности до 09.06.2021 г. жилого дома по адресу: <адрес> который на момент его приобретения физически не существовал вследствие пожара.
Действительно, согласно справки ОНД по г. Дубна ГУ МЧС России по Московской области от 15.07.2016 г., подтвержден факт пожара, произошедшего 24.05.2016 г. в жилом доме по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, указанная справка сама по себе не свидетельствует, что вследствие пожара указанное жилое помещение уничтожено полностью и стало непригодным для постоянного проживания.
Так, в силу согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности (пункт 2).
В силу пункта 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Исходя из предписаний пунктов 42, 44, 45 Положения указанные вопросы решаются в заявительном порядке.
Данных о том, что ФИО1 или иным лицом направлялось предусмотренное пунктом 42 Положения заявление или заключение, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что указанное жилое помещение уничтожено пожаром, вследствие чего стало непригодным для проживания, не имеется, в связи с чем ответчик правомерно при решении вопроса о нуждаемости молодой семьи ФИО1 в жилом помещении принял во внимание принадлежность ей на праве собственности до 09.06.2021 г. жилого дома по адресу: <адрес>, площадью 21 кв.м.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание добровольный отказ истца от права пользования (собственности) жилым помещением (в данном случае – <адрес>), что повлекло ухудшение жилищных условий до менее учетной нормы и искусственному созданию нуждаемости в жилье, а также не истечение 5 – ти летнего срока со дня совершения истцом указанных действий, суд приходит к выводу о том, что Администрацией г. Дубны законно и обоснованно отказано ФИО1 в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении», в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, к Администрации г. Дубны о признании незаконным Распоряжения Администрации г.о. Дубна от 20.10.2022 г. № «Об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении», возложении обязанности восстановить нарушенные права путем признания ФИО1 и ее несовершеннолетних детей нуждающимися в жилом помещении, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с даты их обращения с заявлением – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 09 января 2023 года
Судья: подпись